Лук, да не тот... vol.4

Наконец у меня дошли руки до новой части краткого курса "как почувствовать себя соколиным глазом", уга, тавагищи!..

И сегодня нас ожидает один из самых каверзных и неоднозначных вопросов лучной тематики. Уже получено примерное представление, о том, из чего стрелять, чем стрелять, осталось только выяснить КАК стрелять!

Скажу сразу - я имею очень смутное представление о стрельбе из блочных луков и таких специфических вариациях, как колечная стрельба или стрельба из юми, так что любые упоминания подобного в последующем тексте будут носить исключительно умозрительный характер и, если меня кто поправит, честь тому и хвала.

Полетели!

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Как ни странно, но эта картинка неплохо иллюстрирует множество основных тезисов техники стрельбы из лука, в Марвел явно поконсультировались, прежде чем такое рисовать. Но обо всем по порядку.

Самое главное в стрельбе из лука это стабильность. Сначала учат стабильно стрелять, потому учат стабильно попадать в одно и то же место, потом - перемещать эту кучу в центр мишени.

Что такое стабильность? Объяснить это можно следующим образом - сам по себе лук всегда стреляет одинаково (естественный износ и разные стрелы в расчет не берем). То есть если закрепить лук в станке и выпустить несколько одинаковых стрел, каждый раз растягивая лук на одну длину, то и попадут они в одно и то же место. Соответственно, единственный элемент стреляющей конструкции, который может допускать ошибки, это сам лучник. В отличие от огнестрельного оружия, где всегда одна длина ствола, одна закладка пороха в патроне, одна масса пули, в лучной стрельбе нет ничего постоянного (разве что блочные луки, у которых растяг ограничен аппаратно), поэтому каждый новый выстрел из лука это не новая попытка попасть в десятку, это новая попытка повторить когда-то сделанный такой выстрел.

Техника стрельбы из лука, что поначалу покажется неудобной и возможно даже болезненной, призвана служить двум целям - а. обеспечить ту самую стабильность. б. максимально снизить нагрузку на мышцы, чтобы даже после большого настрела продолжать обеспечивать стабильность.

Да, слово "стабильность" мелькнет здесь еще не раз, это Грааль для лучников, без преувеличения.

Итак, еще раз, о стабильности. Чтобы произвести идеальный выстрел, который будет идентичен любому предыдущему и любому следующему, от нас требуется:

1. Запасать в плечах лука одно и то же количество энергии от выстрела к выстрелу

2. Направлять вектор приложения этой энергии в одном и том же направлении от выстрела к выстрелу.

3. Прикладывать эту энергию идентичным от выстрела к выстрелу образом.

Ну а теперь по каждому пункту поподробнее.

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

На мой взгляд это лучшее иллюстрированное объяснение техники. Особенно актуально для тех кто стреляет (или хочет стрелять) классику.

Однако, на картинке не хватает кое-чего очень важного, того, с чего собственно начинается стойка. И это - ноги.

1. Ноги. Торс разворачивается левым (если правша, если левша то правым, но тогда и лук надо леворукий) боком к мишени, ноги ставятся примерно на ширине плеч. Дальше возможно вариации. Стойка может быть ровная, нейтральная - когда обе ноги на одной линии относительно мишени. Если задняя (правая в данном случае) нога выходит чуть вперед - это называется "открытая" стойка, если назад - "закрытая". В чем между ними отличие, рассказать невозможно, но при этом каждый выбирает для себя свою собственную стойку той или иной степени закрытости или открытости и стреляет только с нее.

2. Торс и голова. Как объясняли мне, "представь что через голову проходит фонарный столб и ты никуда не можешь сдвинуться". Вот так оно и должно быть - как только мы встали в стойку и выпрямили естественным образом спину, с этого момента ничего не двигается, начиная от пяток и заканчивая повернутой в сторону мишени головы. Любое движение в такой ситуации - уже нарушение стабильности.

3. Левая (лучная) рука с луком. После того как хвостовик стрелы щелкнул на тетиве, осуществляется т.н. "преднатяг" - небольшое натяжение лука, чтобы стрела прижалась к полке и не гуляла. После этого лук выводится в мишень и начинается самое интересное. Я уже упоминал о том, что лук не держат, в лук упираются. Обратите внимание на то как держит лук Вероника Хайдн-Чалова на картинке выше - пальцы не смыкаются на рукояти, лук лишь упирается в "рогатину" из большого и указательного пальца, проще даже будет показать вот так:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Ок, я думаю, это исчерпывающе. Почему так? - спросят читатели, а я отвечу - потому что при таком удержании сопротивление лука растягу передается сразу на лучезапястные кости, напрямую, вектор этой силы проходит по этим костям. Стоит согнуть руку или подвернуть ее - вектор пойдет мимо, что создаст в руке дополнительное напряжение и как следствие - быструю усталость.

Левый локоть лучники разворачивают вниз. Довольно непросто понять как это выглядит, но если подойти к стене и упереться в нее левой рукой, станет ясно, что локоть смотрит вбок, а если чуть подвернуть руку - он развернется вниз. Это нужно опять же для правильного распределения энергии и еще - чтобы не получить тетивой по локтю.

Кстати, от стены пока отходить рано. Потому что в этой же позиции можно понять и постановку лучного плеча - если в такой позиции чуть навалиться на стену и прислушаться к ощущениям в левом плече, станет ясно что оно кагбэ "входит в сустав", левая лопатка притягивается к позвоночнику. Образуется устойчивая костная структура, в которой нагрузка распределяется по костям, а не по мышцам.

3. Правая рука. Правая рука держит тетиву выбранным хватом и аккуратно на выдохе, без рывков оттягивает тетиву. Простите, я сказал рука?

Здесь и кроется одна из главных ошибок начинающего лучника - лук тянет не рукой, лук тянет СПИНОЙ.

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Вот этими вот выделенными мышцами. Правая рука по сути представляет собой прототип уже упомянутого в первой части релиза: она расслаблена, она вся расслаблена. Она зафиксирована, но не напряжена, напряжена только кончики пальцев, которые держат тетиву. Представьте что несете на пальцах тяжелый пакет с продуктами - все то же самое, только рука согнута в локте. И вот эту всю конструкцию, зафиксированную, мы и тянем назад с помощью лопаточных мышц.

Конечно, прочитав все это дело, не станешь КМС по стрельбе, да даже и не поймешь ни фига, для того чтобы поставить технику, читать мало - надо идти и делать и чтобы советовали и чтобы поправляли и чтобы следили. Иначе никак.

Но коль скоро я уж решил сделать ликбез, продолжаем:

Итак, лук растянут. В плечах запасено какое-то количество энергии, самое время приравнять его к тому, какое запасается там во всех прочих случаях. Для этого существует такое понятие как "прикладка". Прикладка это одновременно и точка и процесс, как точка - это место, все время одно и то же место, где так или иначе приходит понимание того, что конкретно здесь тягу надо остановить. Как процесс, соответственно, это приведение тяги к этой самой точке.

Прикладка может быть совершенно разной. Классики тянут под челюсть, блочники во многом ориентируются по касанию тетивой лица, я вот средний палец тянущей руки располагаю в углу губ, очень удобно. Помимо ограничения тяги, прикладка еще служит гарантией того, что начало вектора движения стрелы будет всегда одним и тем же, т.е. хвостовик стартует из одной и той же точки, поэтому стреляя с кликером или из блочного лука не надо думать, что за прикладкой следить нет нужды, неа, не все так просто!

Ноги, спина, голова, левая кисть, левый локоть, левое плечо, правая кисть, правое плечо, тяга, прикладка...

Осталось эту энергию только передать. Ну, в смысле, опустим фазы прицеливания, будто бы уже прицелились.

Во-первых, при растяжении лука происходит выдох. Это нормальная реакция организма - производить любое силовое действие на выдохе. Кроме того, выдох (полный ай мин) всегда одинаков, т.е. стабилен, в то время как вдохнуть всегда можно в разной степени, что приведет к нестабильности выстрела.

Выдохнули, прицелились, пора выпускать.

Там где-то я приводил пример с пакетом, висящим на пальцах.

Расслабляем пальцы - пусть падает.

Да-да, именно так, никаких секретных техник, никакого волшебства - нужно просто расслабить пальцы! И это и есть самое сложное, потому что офигевающие от неплохой такой нагрузки по первости, они так и норовят "сбросить" выстрел, т.е. выбросить тетиву из пальцев, лишь бы побыстрее избавиться от давления. А сброс, понятно дело, не произойдет два раза одинаково, то есть, мы снова имеем дело с нестабильностью. Приучиться к правильному выпуску сложно, очень сложно, а еще сложнее учиться ему заново после того, как отработал какой-то другой элемент и снова начал сбрасывать.

Не расслабил пальцы, сбросил тетиву - получай либо уход стрелы, если дернул руку вниз, либо вниз, если вверх, влево, вправо, куда угодно, но только не прямо.

Одним из критериев правильного спуска является отход тянущей руки назад после выстрела. Это означает, что все время, пока лук был растянут, мышцы спины были не "запаркованы" на месте, а оставались в тонусе, сопротивляясь луку с той же силой, с какой он норовит сложиться. И, когда эта сила исчезла, не успевшие отреагировать мышцы заставляют кисть отойти назад - по той же линии, куда улетела стрела, но в противоположную сторону. Пункт 5 на картинке это отлично иллюстрирует, внимание на тянущую руку:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

"Ой, у него лук падает"

Ну падает, да, это нормально. Потому что после выстрела лук не хватают, на тему этого есть даже крылатое выражение "не мешай луку стрелять". В самом деле, зачем мешать, если он априори стабильнее чем тот, кто из него стреляет?

Все дело в том, что когда мы хватаем лук после выстрела, мысль о том, что надо его схватить, формируется в голове (логично же) раньше чем происходит собственно хватание, а значит, нельзя с полной уверенностью утверждать, схватили мы лук после того как стрела уже покинула полку или до... Если "до" - поздравляю, скорее всего, сход смазан и стрела пошла черт пойми куда, но вряд ли в желтое. Причем "до" намного вероятнее чем "после".

Именно поэтому классики и многие блочники стреляют со стабами и вязками - они просто упираются в лук, давая ему полную свободу после выстрела - стрела ушла, лук упал, повис на вязке. Чудно же! Только не нужно пытаться так сделать с лонгом или монголом каким, в лучшем случае будет просто улетевший следом за стрелой лук. В худшем... Не знаю, у меня худшего не было.


Теперь немножко об общих моментах и снова вернемся к чудесной Веронике:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Все внимание на правую руку - параллельна стреле, это обеспечивает гарантию того что энергия будет передана по осевой линии стрелы, то есть, будет передан максимум этой энергии в самом что ни на есть правильном направлении. То есть не нужно тянуть локоть вверх, вниз или в сторону, такие выстрелы не будут стабильны, а значит и точны.

Еще одним раздражающим поначалу моментом будут плечи. Забывая формировать "костный каркас", начинающий лучник заставляет мышцы принять на себя всю нагрузку, из-за этого задираются плечи, в попытке разгрузить мышцы. На Веронике Хайдн это выглядело бы вот так примерно:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Ну и разумеется, сила сопротивления лука при такой постановке будет идти не как должна:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

А примерно вот так:

Лук, да не тот... vol.4 Лук, Стрельба из лука, Стрела, Длиннопост

Что, конечно же, создаст в точках перелома, т.е. плечах, избыточное напряжение, которое... Все вместе!..

СДЕЛАЕТ ВЫСТРЕЛЫ НЕСТАБИЛЬНЫМИ

УРА!!!

Хороший способ побороть поднимающиеся плечи - не забывать выдыхать при растяге, а вернее, помнить, что нельзя вдыхать. Можно и не выдыхать, но и не вдыхать. Короче, исключить движения грудной клетки, но коль скоро проще это сделать выдохом, лучше это делать выдохом.

Итак, выход на рубеж, линия между ног. Ноги, спина, голова, левая кисть, левый локоть, левое плечо, правая кисть, правый локоть, правое плечо, выдох, тяга, прикладка, тонус спинных мышц, расслабление пальцев, отход тянущей руки, секунда в состоянии статуи.

Отлично, первый выстрел совершен. Заряжай вторую!


Все это звучит здорово, но, как мы знаем, идеала не добиться, точно так же нельзя, просто невозможно добиться двух совершенно одинаковых выстрелов, какая-то погрешность всегда будет. Поэтому с некоторой натяжкой можно сказать так: "Если ты все время совершаешь какую-то ошибку, но ты всегда ее совершаешь одинаково и она не заканчивается фатально и болезненно для тебя, а при переучивании результаты стремительно падают, то хрен с ним, оставь ее эту ошибку. Придет время - сам захочешь ее изменить. А нет так и твое дело".


Материал написан исключительно в ознакомительных целях, я не ставил целью лезть в глубины техник, или открывать кому-то Америки, сразу обе, скопом. Тем более я не ставил целью оскорбить какую-то технику или наоборот - какую-то возвысить. Я просто хочу чтобы заинтересовавшиеся уже примерно представляли, что конкретно их интересует в лучной стрельбе и не тратили время на перебор всего и вся.


Как обычно, все картинки взяты из свободного интернета, Веронике Хайдн отдельное спасибо, она для меня просто как анатомическое пособие, по которому я ставил свою технику.


Первая часть - http://pikabu.ru/story/luk_da_ne_tot_5027075

Вторая часть - http://pikabu.ru/story/luk_da_ne_tot_vol2_5029686

Третья часть - http://pikabu.ru/story/luk_da_ne_tot_vol_3_5045103


БМ выдал спайдермена в балетной пачке и голых женщин.


В следующий раз обсудим КУДА стрелять ;)