Кто такие андеррайтеры и как они живут?

Чтобы не затягивать серию постов (с позапрошлого прошло 2 года), продолжим про карьеру в банке.

Небольшое отступление. Андеррайтеры - те люди, которые принимают решение, давать вам кредит (ипотеку, кредитную карту) или нет. В этом им помогают скоринговые системы, бюро кредитных историй (БКИ), методики оценки документов и здравый смысл. Работа интересная - первые полгода, потом превращается в унылую рутину:
- проверить документы (о, сколько мы видели рисованных 2ндфл и трудовых)
- проверить БКИ
- прозвон (в крупных банках этим занимаются отдельные люди)
- решение

Итак, 2012-2013 года. Шоколадно-московским криминальным банком из предыдущего поста оказался ГУТА-БАНК. Шоколадный - потому что облуживал все московские конфетные фабрики, криминальный - гуглите основателя

Весь поток заявок разделялся по продуктам (потреб, кредитка, авто), по суммам (более опытные сотрудники смотрели более крупные кредиты) и по категориям клиентов (зарплатные, "улица", вип)

Розница в банке была очень небольшой, и основную часть клиентов составляли (и составляют) зарплатные клиенты.
Таких людей банкам анализировать гораздо проще - ведь банк напрямую видит их зарплаты. Именно поэтому зарплатные клиенты обычно получают ставку ниже.

Оговорюсь сразу. Сейчас (особенно в крупных банках) решения по очень многим клиентам принимаются полностью без участия человека. Либо очень высокий кредитный рейтинг (скоринговая оценка вашей кредитной истории), либо зарплатный клиент с длинной историей сотрудничества с банком. В 2012 об этом только начинали задумываться.

У всех сотрудников был определённый дневной план по заявкам, при этом рядовые сотрудники не могли выбирать заявки в работе. Что придёт - то придёт. Соответственно, очень изо дня в день нагрузка могла очень сильно скакать - то тебе идут в работу сплошные зарплатники (из документов только паспорт, на работу звонить не надо), то ИП с 3ндфл и расчётный счётом в трех банках с кривоватой кредитной историей.

Была и дедовщина - руководители групп могли распределять и перераспределять заявки в работе (см. Правило из предыдущей истории - курите с начальством). Я на тот момент бросил, поэтому иногда было тяжело.

Из плюсов - у андеррайтеров всегда есть премирование, завязанное на 3 ключевых показателя - скорость работы (кол-во заявок), качество работы (кредит не уходит на просрочку в течение нескольких месяцев), и качество рассмотрения (чтобы заявка рассматривалась за 1-2 раза).

Из минусов - эта работа не для всех. Нужна усидчивость и огромное внимание к деталям.

Со середины 2013 года банк начало сильно лихорадить (проблемы у контролирующего акционера), гута-страхование начало ликвидацию. Полностью было прикрыто розничное кредитование. Андеррайтеров посадили за обзвон проблемных клиентов. Всё начали искать новую работу и ждать официального сокращения. Особо упорные проработали до конца 2014, но сокращения так и не дождались.

Я ушел в конце 2013, о чем не пожалел. Но об этом уже в следующей истории.

Если интересны детали оценки клиентов - задавайте вопросы, отвечу.

Банковское сообщество

2K поста5.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Нельзя:

1. Оскорблять пользователей;

2. Публиковать материал, не относящийся к банковской сфере;

3. Заниматься откровенной рекламой;

4. Призывать модераторов попусту.


Доп. пункт: Публикация, удовлетворяющая всем требованиям, но получившая отрицательный рейтинг, удаляется