Классика кинофантастики — «Контакт» (1997), реж. Роберт Земекис

Мечта великого учёного о встрече с инопланетянами и Богом

Во все времена люди стремились обрести смысл жизни, но это единственная вещь, которую не смогла дать им наука.

Классика кинофантастики — «Контакт» (1997), реж. Роберт Земекис Роберт Земекис, Джоди Фостер, Карл Саган, Фантастика, Научная фантастика, Экранизация, Рецензия, Антон Первушин, Фильмы, 1997, Фильмы 90-х, Наука, Длиннопост

Карл Саган, прославленный астрофизик и популяризатор науки, остался в истории не только благодаря своим открытиям. В 1979 году совместно с Энн Друян он написал сценарий фантастического фильма об искателях внеземного разума. На тот момент проектом не удалось никого заинтересовать. Тогда Саган переработал сценарий в роман, который стал бестселлером.

А в 1997 году книгу экранизировал Роберт Земекис («Назад в будущее», «Форест Гамп»). Саган, увы, до премьеры не дожил: он умер в декабре 1996 года после двух лет борьбы с раком. Но фильм — в том числе и его детище: учёный отслеживал доработку сценария и вносил свои коррективы. Результат ему бы наверняка понравился.

Каким будет контакт с высокоразвитой цивилизацией? Уж явно не случайной встречей на далёкой планете. Скорее это будет обмен сигналами, долгая их расшифровка и попытка осмыслить новые данные. Главная героиня, радиоастроном Элли Эрроуэй, мечтает установить связь с инопланетной цивилизацией. Однажды аппаратура её обсерватории принимает сигнал со стороны Веги. Послание расшифровывают, и выясняется, что это описание некой машины. Несмотря на страхи политиков, машину всё же строят. Она оказывается телепортом, который использует подпространственные тоннели для мгновенных перемещений. Пришельцы явно приглашают землян в гости...

Секрет успеха книги и фильма — в умении Сагана соединять науку с философией и религией. Главный злодей фильма — религиозный фанатик, пытающийся остановить контакт любой ценой. Но другой персонаж, христианский богослов, поддерживает главную героиню, когда в её открытия не верит весь мир. Иногда даже учёным недостаёт данных и доказательств, и им остаётся только вера.

Классика кинофантастики — «Контакт» (1997), реж. Роберт Земекис Роберт Земекис, Джоди Фостер, Карл Саган, Фантастика, Научная фантастика, Экранизация, Рецензия, Антон Первушин, Фильмы, 1997, Фильмы 90-х, Наука, Длиннопост

Финал «Контакта» описывает отношение Сагана к идее Бога. Учёный был готов признать его существование, если будут представлены неопровержимые доказательства, и осуждал тех, кто отрицает Бога, опираясь лишь на голословные утверждения. При этом Всевышний, по мнению Сагана, не мог быть благообразным старичком на облаке. Если он есть, то наши наивные представления о нём должны сильно расходиться с реальностью.

Даже в «Контакте» не всё объяснимо с точки зрения науки. Инопланетная технология, показанная ближе к финалу, находится за гранью нашего знания. Но сама научная работа, особенно с радиотелескопами, показана так достоверно, что «Контакт» иногда называют одним из самых научных фильмов.

Антураж, диалоги, то, как они проверяют научные открытия, — всё реально. Они действительно должны позвонить кому-нибудь в Австралию и спросить: «Эй, ты это тоже видишь?» Они ждут, пока открытие не будет подтверждено на другом конце мира, прежде чем объявить, что оно реально. Всё это показано абсолютно правильно.
Дэвид Кирби, генетик

Авторы текста: Антон Первушин, Александр Гагинский
Источник: 150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть

Другие материалы:

FANFANEWS

898 постов1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.