826
Лига врачей

Какие бывают хрипы в легких, и что они означают

Я врач-педиатр. Слушать легкие у детей и искать хрипы - это то, что нужно делать с каждым пациентом.
После прочтения этого поста походы к врачам (особенно к детским) станут более понятные и осознанные.
*Буду использовать термин "Аускультация" - это и есть "слушать легкие".

Мне кажется, что со стороны пациента аускультация выглядит так:
Врач взял какой-то волшебный прибор, воткнул себе в уши, приложил к груди. И выслушивает секретные послания на непонятном языке, который знает только он.
Но на деле все звуки в легких похожи на звуки "ФФФффффф" и "ХХХхххх". И еще бывает "Хрхрхрхр" - как у Дарта Вейдера.

Пациенту важно услышать, есть хрипы или нет. А я советую интересоваться, что именно врач услышал в легких. К сожалению, иногда в осмотрах докторов я вижу что-то похожее на фразу "хрипы есть, небольшие". И это абсолютно бесполезная информация.

Прежде чем приступить к описанию хрипов, введу еще одно понятие - "Сравнительная" аускультация. Это когда мы сравниваем звуки в легких слева и справа в симметричных точках. Это важно, например, для определения признаков пневмонии.

Поехали! Какие бывают хрипы, и что нужно спрашивать у врача.

- Проводные хрипы. Спрашивайте у врача - он слышит проводные хрипы, или какие-то другие?
Их я слышу чаще всего. Они грубые и "страшные". Но как только человек покашляет - хрипы исчезают. Проводные хрипы связаны с мокротой и слизью в дыхательных путях, которая отходит при покашливании. И эти хрипы не являются маркером бронхита или пневмонии.

- Сухие свистящие хрипы. Уточняем у врача - эти хрипы при обычном дыхании или при форсированном (когда сильно дышим)?
Эти хрипы мы выслушиваем НА ВЫДОХЕ. Они образуются при воспалении и сужении бронхов : обструктивный бронхит, бронхиальная астма, ХОБЛ (у взрослых). Еще говорят "Обструкция", "Бронхообструкция". Обструкция = закупорка.