История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Поскольку наш предыдущий видео-пост был воспринят неожиданно тепло и мы получили очень лестные отзывы на проделанную работу - самое время порадовать вас настолько глубоким анализом, насколько это представляется возможным. Напомним, что вселенная Древних Свитков обрела свою популярность благодаря невероятно проработанному миру, богатому на детали и маленькие, но очень важные нюансы. Увы, но часто все эти вкусные мелочи остаются "за бортом" - в угоду широкой публике всевозможные контент-мейкеры беспощадно низводят глубокие и сложные аспекты вселенной до простых и примитивных аналогий.

А мы зайдем совершенно с другого конца.

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Итак, две первоначальные сущности, с которых начинается подавляющее большинство мифов TES – это Ану и Падомай. Описание их в разных источниках весьма и весьма отличается: в наивных мифах хаджитов и «Адаптированном Ануаде» (он же «Детский Ануад» или «Ануад с Коментариями») Ану и Падомай – два божественных брата (у хаджитов - брат и сестра). Книга повествует об этом так:


"Первыми были братья: Ану и Падомай. Они пришли в Пустоту, и начался отсчет Времени.
Пока Ану и Падомай бродили в Пустоте, игра Света и Тьмы создала Нир. Ее появление восхитило и обрадовало обоих, и Ану, и Падомая, но она полюбила Ану, и с горечью в сердце Падомай оставил их.
Нир забеременела, но прежде чем она родила, вернулся Падомай и открыто признался Нир в любви. Она сказала ему, что любит только Ану, и в ярости Падомай избил ее. Тут пришел Ану, сразился с Падомаем и изгнал его за пределы Времени. Нир родила Мироздание, но вскоре умерла от ран. Ану, горюя, пожелал уединиться, забрался в солнце и заснул.
А в это время возникла и расцвела жизнь на двенадцати мирах Сотворения. Много веков прошло, и Падомай сумел вернуться во Время. Увидел Мироздание и возненавидел его. Он взмахнул мечом и вдребезги разбил все двенадцать миров. Проснулся Ану и вновь схватился с Падомаем. Долгой и яростной была битва, но Ану победил. Он отбросил тело брата, почтя того мертвым, и попытался спасти Мироздание, собрав остатки двенадцати миров и сотворив из них один - Нирн, мир Тамриэля. А пока он был занят этим, Падомай пронзил его грудь одним смертельным ударом. Ану схватил брата, и оба они упали и безвозвратно сгинули за границами Времени.
Из крови Падомая возникли даэдра. Из крови Ану возникли звезды. Из смешанной крови обоих возникли аэдра (отсюда, кстати, их способность творить и добро, и зло, и их большая близость к земным делам, нежели у даэдра, не имевших никакой связи с Сотворением)"
История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Как видите, история изобилует обычными для мифов элементами: ревность, братоубийство – и затем сотворение мира из тела убитого бога. Египтяне с их расчлененным Осирисом и викинги, боги которых сотворили мир из убитого ими великана Имира, ничуть не удивились бы, услышав такую историю.


Стоит отметить, что здесь Нир – мать мироздания, выступает как существо, фактически равное Ану и Падомаю. Она присутствует и в мифе хаджитов, но уже как их дочь. Все прочие, более глубокие источники умалчивают о ней. Еще, как мы можем видеть, никаких объяснений появлению самих Ану и Падомая нет. Они просто появились – и все тут.


Что же, перейдем к следующему письменному источнику. Конечно же, это «Мономиф», где собраны все важнейшие версии происхождения Нирна. Сейчас нас интересует в нем только следующий фрагмент:

"Все тамриэльские религиозные мифы имеют одинаковое начало. Как у людей, так и у меров, все начинается с дуализма Ану и Его Другого. Эти парные силы называют по-разному: Ану-Падомай, Ануиэль-Ситис, Ак-Эль, Сатак-Акел, Есть — Не Есть. Ануиэль — это Вечный Невыразимый Свет, Ситис — Разрушительное Неописуемое Действие. Между ними — Серое-Быть-Может («Нирн» на языке эльнофекс)"

Здесь очень важно сделать уточнение: на деле, Ануиэль и Ситис нельзя считать тем же, чем являются Ану и Падомай, это упрощение, нарочно сделанное автором, чему доказательством цитата из той же книги, но из мифа альтмеров:


"Все сущее пребывало и пребывает в Ану. Для познания самого себя он сотворил Ануиэля — свою душу и душу всего сущего. Как общность всех душ, Ануиэль отдался самопознанию, и для этого ему нужно было отличать свои формы, свойства и разумы. Так возник Ситис — совокупность всех ограничений, которые Ануиэль использовал для размышлений о себе"
История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

К слову, вы можете видеть, что альтмеры не упоминают Падомая. Лор TES вообще отличается тем, что все присутствующие в нем источники либо неполны, либо отражают точку зрения автора, которого никак нельзя назвать беспристрастным: тут, например, дело в том, что враг альтмеров, Лорхан происходит от Падомая и Ситиса и потому альтмеры никак не могут признать Падомая равным Ану.


Впрочем, об этом мы расскажем позже, а сейчас нам интересно следующее: здесь Ану и Падомай уже не божества, а некие силы или философские категории. При этом описанию они толком не поддаются: Невыразимый Свет против Неописуемого Действия – это не то, что способно прояснить картину. «Есть-Нет» - уже интереснее, поскольку такому делению (или, иначе говоря, дуальности) мы можем найти аналогии в нашем мире.


Вообще, возникновение мира из двух противоборствующих начал – мотив широко распространенный. У тех же викингов наш мир, Мидгард, возник на месте соприкосновения двух миров – огненного Муспельхейма и ледяного Нифльхейма. В зороастризме весь мир – арена борьбы между благим богом Ахура-Мазда и демоном Ариманом: Ахура-Мазда порождает Истину, Ариман – ложь, Ахура-Мазда создаёт 16 стран добра, Ариман — 16 стран зла; в противовес чистым «ахурийским» животным Ариман создаёт змей, драконов и прочую нечисть…


Однако подробнее всего дуальность описана в традиционной китайской философии, позже превратившейся в два дуальных же течения: даосизм и конфуцианство. Да, все верно, речь об Инь и Ян.

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Надо отметить, что, как и у викингов, у китайцев изначально речь шла о тепле и холоде: «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя.


Возникают же они в три этапа:


Первый из них, У-цзи — изначальное единство. Данная стадия характеризуется отсутствием бытия. Графически изображается в виде пустого (белого) круга. Здесь стоит вспомнить «Ануад» - даже там появлению Ану и Падомая предшествовала Пустота.


Второй этап - Тай-цзы— начальная стадия сотворения мира, одновременно являющаяся его причиной. Данная стадия характеризуется максимальным разделением мира на прошлое и будущее, образованием пространства и времени. Имеет многочисленные варианты графических изображений, самым известным из которых является круг, разделенный линией надвое. Можно сказать, что это стадия, когда становится возможным выбирать между Есть и Нет.


Третий этап - Лян-и — возникновение двух противоположных сил Инь и Ян. Графически изображаются в виде окрашивания двух секторов Тай-цзи в чёрный и белый цвета. На этой стадии противостоящие силы приобретают качества.


Но что это за качества? Как вы помните, Ануиэль был назван Светом, а Ситис действием. У китайцев и то и другое было бы приравнено к ян, но у нас все же другой мир, философы которого усматривают в изначальной дуальности иные наборы атрибутов (и при этом, как и в нашем мире, никак не могут договориться между собой). Здесь не обойтись без привлечения очередного источника, на этот раз текста Майкла Киркбрайда, «Учение о Башне», но пока будет достаточно одной строчки:


"Ану и Падхоум, стазис и изменение, два находящихся в пустоте огромных царства"

Падхоум – имя Падомая в данмерской традиции. И, как видите, базовые свойства двух первоначальных сил упомянуты напрямую: стазис, неизменность – и постоянное изменение.


Но изменение чего? Ничего ведь не было. «Царства» в этом случае – не какое-то пространство, это лишь две философских категории. Пустота – еще менее того, в данном случае это не вакуум, это полное отсутствие пространства и времени, небытие. И как с этим сотворить мир?


Рассуждая логически, стазису и изменению больше не с чем взаимодействовать, кроме как друг с другом. 8 При этом, действовать, собственно, будет только изменение. Но ведь и стазису с изменением надо откуда-то взяться: ведь Ану и Падомай пришли в Пустоту. И здесь мы должны вернуться к альтмерской версии событий:


Все сущее пребывало и пребывает в Ану


В самом деле, если Ану стазис, то все, что ему надо было делать, чтобы быть – не делать ничего. В каком-то смысле Ану и есть пустота. Но как при этом в нем помещается все сущее?

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Время дать слово редгардам:


"Сатак (имя Ану у редгардов) был Первым Змеем, Змеей, явившейся прежде всех Начал, и все миры рождались и пребывали в блеске его чешуи. Но столь он был велик, что не было ничего кроме, и так он вился и вился вокруг себя, и новоявленные миры  нагромождались друг на друга, не имея возможности ни дышать, ни существовать. И потому миры воззвали к безвестному, ища спасения и выхода наружу, но, разумеется, кроме Первого Змея не было ничего..."

То есть да, все сущее, бесчисленное множество возможностей и неограниченная потенциальная энергия (тот самый вечный невыразимый свет) – все это помещалось в Ану, но только в качестве возможностей. Для их выражения попросту не было пространства. Вместе с тем, такое виртуальное существование не является принципиально новой идеей. Его возможность была высказана еще Буддой Шакьямуни:


«Форма есть пустота и пустота есть форма»

Эта фраза означает, что все существующие во вселенной предметы, включая само пространство и время – лишь формы пустоты. Но при этом, сама пустота может проявить себя только, если обретет какую-то форму. Вне формы пустоты не существует.


Поэтому мы можем с полным на то правом сказать, что все эти миры родились от того, что захотели родиться, пустота-Ану захотела обрести форму, но это желание было неизбежным: если бы бытие удовлетворилось тем, что оно возможно – и только, то оно тут же обратилось бы в небытие. Это сложный момент, поэтому здесь стоит повториться: пустота может существовать (и вспомнить, что она на самом деле пустота) только став чем-то, перестав быть пустотой. Дальнейшее развитие – единственный путь к спасению от полного небытия.

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

А вот описание пути, которым пустота обратилась во что-то иное у альтмеров и редгардов несколько разнятся.


Альтмеры говорят:


Для познания самого себя Ану сотворил Ануиэля — свою душу и душу всего сущего. Как общность всех душ, Ануиэль отдался самопознанию, и для этого ему нужно было отличать свои формы, свойства и разумы. Так возник Ситис — совокупность всех ограничений, которые Ануиэль использовал для размышлений о себе

То есть, в Ану зародился некий разум (фактически, Бог-творец), который отделил то, что он есть, от того, чем он не является. Это очень близко к фразе из Библии: «И отделил Господь Свет от Тьмы».


У редгардов на вид все несколько мрачнее:


"…миры воззвали к безвестному, ища спасения и выхода наружу, но, разумеется, кроме Первого Змея не было ничего, поэтому помощь пришла изнутри — это был Акел, Голодное Чрево. Акел заявил о себе, и Сатак мог думать лишь о том, чем он был, а был он сильнейшим голодом, и потому он ел и ел. Скоро в мирах освободилось место для жизни, и то было началом всех вещей"

То есть, по сути, в Сатаке-Ану возникло нечто иное, противоположное тому, что он был. Примечательно, что Акел (он же Падомай) назван голодом – ведь он возник от желания. Желание породило в стазисе изменение. И, как мы видим, благодаря ему внутри Сатака возникло пространство. Теперь помимо философской пустоты в мире появился еще и вполне физическая, космическая пустота. Вакуум, готовый к наполнению (и жадно его желающий)


И да, совершенно верно, эта концепция тоже является заимствованной. На сей раз из иудаизма, а точнее, из его позднейшего ответвления, лурианской каббалы, разработанной раввином Цицхаком Лурией, на основе трудов своих предшественников. В ней существуют три первичные сущности: Эйн (или Айн) – «Невыразимое» - буквально нечто совершенно невыразимое, то есть пустота, лишенная формы. Эйн Соф – «Невыразимое Безграничное», пустота, потенциально содержащая в себе все сущее – Ану, Бог. И Эйн Соф Аур – «Скрытый Безграничный Свет» - Ануиэль.


Кстати, надо сказать, что «эль» - суффикс, которым в иудаизме оканчиваются ангельские имена.


Возникновение же физической пустоты Ицхак Лурия описывает так:


«Прежде чем были сотворены все вещи… Божественный Свет был простым, и он заполнял все бытие. Не было никакой пустоты… Когда Его Воля решила сотворить все вселенные… Он сжал этот Свет со всех сторон… оставив свободное пространство… Это пространство было совершенно круглое… После того как произошло это сжатие… возникло место, в котором можно было сотворить все сущее… Затем Он испустил нить Бесконечного Света… и заполнил им эту пустоту… Именно благодаря этому лучу Бесконечный Свет спустился вниз…»

Как видите, весьма похоже и на редгардскую и на альтмерские версии: Бог, в нашем случае Ану, намеренно удаляется из части себя, чтобы на освободившемся месте построить мир.


Ну, и так как у нас появилось пространство, то дело за Временем.

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Продолжают альтмеры:


"Ануиэль, который был душою всего сущего, вследствие этого стал многими, и это взаимодействие было и есть Аурбис. Вначале Аурбис был бурным и беспорядочным, ибо не было порядка в размышлениях Ануиэля. Тогда аспекты Аурбиса обратились к нему с просьбой дать им план или порядок действий, который бы позволил им чуть дольше существовать за пределами чистого знания. Чтобы познать таким образом и себя тоже, Ану создал Ауриэля, душу своей души. Ауриэль просочился по Аурбису в качестве новой силы, которую назвали временем. Время дало различным аспектам Аурбиса возможность понимать свою природу и свои границы"

То есть у нас получается своеобразная матрешка – Ану порождает Ануиэля, Ануиэль – Ауриэля. И да, обратите внимание – имя души Ануиэля – Ауриэль, мало того, что созвучно с Эйн Соф Аур. Ауриэль, будучи богом времени, был еще и богом света.


Редгарды, однако, говорят нечто иное, и в этом они ближе к Ануаду:


"...Вскоре Акел заставил Сатака укусить собственное сердце, и так настал конец. Смерть, однако, отнюдь не стала препятствием голоду, и потому Первый Змей сбросил свою кожу, дабы начать все с начала. Со смертью старого мира начался Сатакал, и когда остальные осознали закономерность, они осознали и свои роли в ней"

Здесь стоит представить этот процесс воочию: Акел, пустота внутри Сатака, все растет и ширится, пока не заполняет его полностью. Для Сатака это и вправду смерть – все, что находилось в нем съедено, его больше нет, но смерть не препятствие для Акела, который все растет и уже Сатак оказывается внутри него. Но так как Акел все же был частью Сатака, его голодом, вышло, что Сатак вывернулся наизнанку. Точь-в-точь, как сброшенная змеиная кожа. А дальше процесс, повторяясь, пошел снова, и это стало началом времени.


К слову, образ вечно пожирающего себя Змея - Уроборос - один из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру, установить невозможно.


Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения.

История The Elder Scrolls: Кто такие Ану и Падомай The Elder Scrolls, The Elder Scrolls V: Skyrim, Oblivion, The Elder Scrolls III: Morrowind, Лор, Лор вселенной, The Elder Scrolls Online, Длиннопост

Благодарим за внимание. Материал был подготовлен при участии клуба "Нуминит" и аптеки "Под святой Алессией". Если вам понравилось - подписывайтесь, потому что в следующий раз речь пойдет о сотворении плана смертных и о двух не менее знаменитых сущностях - Лорхане и Акатоше.

The Elder Scrolls

3.1K поста12.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1)Ваши посты должны быть связаны с вселенной The Elder Scrolls или с играми серии.

2) Запрещён плагиат. Если Вы постите чужой арт, комикс, видео и т. д., не забывайте указывать автора. Если не знаете автора, просто не ставьте тега "моё". Авторам контента разрешено оставлять ссылки на собственные паблики, страницы, каналы и т. д.

3)Помимо собственных правил сообщества, здесь также работают правила, общие для всего Пикабу, поэтому несоблюдение их тоже будет наказываться.