Истоки мифа о Дикой Охоте

Истоки мифа о Дикой Охоте Ведьмак, Ведьмак 3: Дикая охота, Мифология, Скандинавская мифология, Длиннопост

Миф о Дикой Охоте очень древний, но особый интерес публики к нему возник после выхода книг Анджея Сапковского и серии игр «Ведьмак», которые лично я горячо люблю. Мотив Дикой Охоты там один из ведущих, но его происхождение не так широко известно. Сегодня мы погрузимся в тёмный мир языческих верований и постараемся выяснить, где лежат истоки сказаний о жутких призраках.

У многих европейских народов есть легенды о всадниках, которые с яростными криками мчатся по ночному небосводу. Их сопровождают гончие псы с огненными глазами, их кони не знают усталости, а сами всадники несут смерть и разрушение. Если кому-то не посчастливится встретить на своём пути Дикую Охоту, то шансов спастись у него не много. По поверьям, чтобы призраки не забрали тебя с собой, нужно лечь, уткнуться лицом в землю и закрыть глаза. Тогда, если повезёт, всадники промчатся мимо.

Истоки мифа о Дикой Охоте Ведьмак, Ведьмак 3: Дикая охота, Мифология, Скандинавская мифология, Длиннопост

Миф о Дикой Охоте тесно связан с языческим божеством Одином (или Вотаном в немецком варианте). Скандинавы и германцы считают, что именно он мчится во главе всадников. Согласно их верованиям, появление «неистового войска» сопровождается мерцающими огнями. Предводитель Дикой Охоты является в образе призрака или вороного скакуна с огненными глазами. Свет от его глаз столь ослепителен, что на него невозможно смотреть. Интересно, что одно из имён Одина звучит как «Báleygr», что переводится как «огненный, горящий глаз». В Баварии верят, что когда войско Одина появляется в небе, можно услышать невероятно красивую музыку, «как если бы сами собой играли арфы, лютни, скрипки…». Но мелодии эти обманчивы, ведь если кто-то, заворожённый ими, последует за призраками, то с ним случится беда.

Всадники часто представлялись как уродливые, страшные скелеты с пустыми глазницами, оторванными конечностями и ошмётками кожи или мяса на костях. Их появление было символом надвигающейся беды – войны, эпидемии или стихийного бедствия. Считалось, что если Дикая Охота пролетит над домом, то вскоре кто-то из живущих в нём умрёт.

Истоки мифа о Дикой Охоте Ведьмак, Ведьмак 3: Дикая охота, Мифология, Скандинавская мифология, Длиннопост

В более ранних представлениях Одина во время охоты сопровождали волки. Согласно верованиям, они могли отгонять ведьм и способствовать плодородию. Примечательно, что в некоторых местах Германии сохранились поверья о том, что воины Дикой Охоты приносят благо. Например, в Швабии, Шварцвальде и Тюрингии считалось, что если ночью над деревней пронесётся призрачное войско, то год будет урожайным, счастливым и благополучным.

В некоторых сказаниях процессию призрачных всадников возглавляют женщины в белых одеждах на белых конях. На севере Германии это языческая богиня Хольда – покровительница сельского хозяйства. В южных областях – светлая, сверкающая Берхта. По одной из версий она воплощает собой зимний солнцеворот. Появление этих всадников тоже сулит счастье, хороший урожай и благополучие.

Истоки мифа о Дикой Охоте Ведьмак, Ведьмак 3: Дикая охота, Мифология, Скандинавская мифология, Длиннопост

В сказаниях Дикая Охота чаще всего проносилась по небесному своду в определённое время. Это конец осени и середина зимы, когда наступало зимнее солнцестояние и древние германцы отмечали праздник Йоль. Он символизировал границу – именно с этого времени начиналось прибавление светового дня и наступал Новый год. У многих народов есть поверья, что в такие дни грань между нашим и загробным миром стирается, и тогда духи могут проникнуть в мир живых. Кроме того, Йоль был связан с Одином, в это время нужно было особенно почитать верховного бога и поминать умерших.

Исследователи выдвигают версию, что изначально, в самых древних представлениях, Дикая Охота – это боги, которые мчались по небу, осматривали свои владения, принимали жертвы и дары от людей, взамен давая им блаженство, большой урожай и счастье. Вместе с богами в торжественном шествии принимали участие волки, отгонявшие злых духов, и души павших в бою героев. Согласно верованиям, когда наступит Рагнарёк, этим героям выпадет честь сражаться рядом с богами в решающей битве с чудовищами. Немецкий Вотан, или Один описывается как «всепроникающая творящая и формирующая сила, придающая всем людям и вещам облик и красоту, породившая поэзию, управляющая войной и победой; в то же время от Вотана зависит плодородность земли, в нем коренятся человеческие желания, от него исходят все высшие блага и дары»[1]. Следовательно, в языческих верованиях Дикая Охота – шествие богов, которое приносит благо и, скорее всего, символизирует начало Нового года.

Истоки мифа о Дикой Охоте Ведьмак, Ведьмак 3: Дикая охота, Мифология, Скандинавская мифология, Длиннопост

Но с принятием христианства эти образы трансформировались. Как это произошло во многих мифологиях, языческие боги не исчезли, а демонизировались, превратились в нечистую силу и обрели негативные черты. Их сила, прежде созидающая и благотворная, стала разрушительной и опасной. В более поздних верованиях, попавших под христианское влияние, всадники Дикой охоты превратились в души грешников – пьяниц, воров, самоубийц или некрещённых детей. Волки, сопровождавшие Одина, стали ужасающими адскими псами, а сама процессия воспринималась как предзнаменование несчастий.

Поверья о призрачном войске встречаются также во Франции, Испании и Англии. С течением веков легенды обрастали новыми подробностями, характерными для того или иного народа и местности. Например, в Англии предводителем летающего войска зачастую является король Артур или эльфы.

Сегодня Дикая Охота зачастую воспринимается как часть игрового мира «Ведьмака», но, как мы видим, у этого мифа очень богатая история. А в некоторых сельских областях Германии и Скандинавии сказания наводящих ужас всадниках, которые мчатся по ночному небу, живы до сих пор.

Источники:

  • Якоб Гримм. Германская мифология. Пер. Д.С. Колчигина, I-III тт. Яск, 2019

  • Zaunert P. Schwarzwald-Sagen. 1930

  • Meier E. Deutsche Sitten, Sagen und Gebräuche aus Schwaben. 1852

  • Quensel P. Thüringer Sagen. 1929

  • Е.Ю. Зубарева. «Неистовое войско» («Das wütende Heer») или «Дикая охота» («Die wilde Jagd») в структуре традиционных мифологических представлений германских народов. Международная конференция «Немецкий язык в современной мире», кафедра немецкого языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2015

Мир Ведьмака

4.4K постов18.6K подписчика

Правила сообщества

1. Нельзя выкладывать материал, не связанный с тематикой группы.
2. Разнообразный, хороший арт только приветствуется, но прошу следить за его качеством, не заливать солянку пережатых изображений. Если хотите сделать подборку, то прошу делать от одного автора, должного качества или хотя бы соблюдать тематику изображений. Указание авторов в тегах или под картинками приветствуется. Посты не подходящие под описание выше будут переносится в общую ленту.
3. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений и, возможно, по причинам, которые пока-что не прописаны в правилах.

4. В сообществе действуют те же правила, что и на сайте. Никаких оскорблений и рекламы.

5. За политику вне политических тегов, а так же оскорбления или провокации пользователей за их политические взгляды выносится бан всем сторонам. Это тематическое сообщество, хотите устроить политический срач, идите в соответствующие посты.