Инженер-технолог. Трудности общения с конструкторским отделом
В комментариях к предыдущему посту (http://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_5054713) мне рассказали, как слесаря иногда относятся к моим коллегам, что сподвигло меня на написание поста про взаимодействие с разными отделами. Логично начать по порядку процесса создания изделия, поэтому начну с конструкторского отдела. Дописав часть текста, я понял, что пост и так уже слишком длинный, а вдохновение покидает меня с каждым абзацем, поэтому с вашего позволения разобью его на несколько частей.
Работа на производстве всегда связана с общением с различными отделами, производство - живой механизм, где каждое звено важно.
Излюбленный тост начальника производства описывает каноничную ситуацию, когда на совещании выясняют, кто виноват в срыве сроков. Всю цепочку я не вспомню, но суть сводится к тому, что задержка в работе каждого отдела влечёт за собой ещё большую задержку в работе следующего, а в итоге круг замыкается - виноваты все и никто одновременно. Чтобы такого не было, очень важно, чтобы каждый сотрудник не просто перекладывал весь груз ответственности на других, а пытался совместно решить возникающие проблемы. Расскажу, как мы взаимодействуем с другими отделами на своём примере.
Работа над изделием для технологов начинается с рулона чертежей на изделие, который принёс конструктор. Небольшие изделия я проверяю сразу, крупные - немного задерживаю, но обычно задаю вопросы: что это за изделие и для чего оно служит. Конечно, как инженер, я могу понять многое по сборочным чертежам и разобраться во всех узлах, однако есть одна сложность - я работаю с металлом, а наше предприятие выпускает изделия радиоэлектронной промышленности, соответственно, неплохо бы знать если не алгоритм работы плат, то хотя бы в каких условиях это изделие будет применяться. Изделие, применяемое на самолётах, должно быть лёгким, что объясняет множественные усложнения деталей для максимальной прочности и жёсткости при минимальной массе. В таком случае я не буду сильно наставить на утолщении отдельных частей, а если необходимость в этом есть - должен предложить альтернативу. Например, зная производственные возможности оборудования, я могу сказать: у нас есть длинные фрезы, давай облегчим конструкцию в труднодоступном месте, но сделаем стенку потолще.
За пару лет работы я выстроил дружеские отношения со многими конструкторами, особенно молодыми, в результате чего они гораздо охотнее идут навстречу, когда нужно поправить что-то несущественное на их взгляд, а я, в свою очередь, могу быть менее принципиальным в некоторых случаях. Да, это немного усложнит изготовление, но если рабочий потратит лишние 10 минут на изготовление одной детали, а конструктору для исправления нужно вернуться к себе, исправить, перепечатать, собрать подписи проверяющего и начальника отдела, то это оправданно. Самое приятное же в работе - когда конструктор приходит ко мне просто проконсультироваться с набросками детали или 3д-моделями. На этом этапе обычно можно исправить гораздо больше, чем при готовом комплекте чертежей. Всё-таки психологически бывает трудно вносить принципиальные исправления в большой, проработанный чертеж, зная, что это влечет за собой переработку всего узла.
После исправления, согласования и утверждения чертежи отдаются в "работу" в отдел главного технолога. Не всегда это происходит быстро, иногда решение о запуске изделия так и не принимается (если проиграли тендер или выпуск изделия признан нецелесообразным). В процессе написания технологий я периодически прошу внести изменения, потому что разработка ТД может занимать пару недель, а проверка КД на технологичность - полдня чистого времени, поэтому ошибки и недоработки предсказуемо остаются.
Здесь я описал идеальный вариант - когда работа идёт в нормальном режиме, конструирование началось заранее, на изготовление есть достаточно времени и т.д. Однако бывают очень срочные задачи, не знаю уж, кто из руководства недоглядел, но решение принято поздно, а начальники отделов сказали - справимся. В таком случае мне несут чертежу сразу в работу, без проверок, с кучей грубейших ошибок. Конструкторов можно понять, им поставили короткие сроки, нет времени мусолить. Получили чертежи - теперь это наша проблема. Чтобы было понятно: часто я получаю чертежи только на детали, без сборочного чертежа на всё изделия, максимум - на отдельные узлы) и понимания, что это и зачем. Если повезет, потом вживую увижу, очень интересно бывает)
Грубые ошибки могут быть такие: узел сварной, но некоторые детали стальные, а какие-то - алюминиевые) Или на чертежах деталей указаны разные гальванические покрытия, а на сборке - ещё раз покрытие, но уже общее (если на чертежах деталей написано покрытие, то в сборочном чертеже оно уже не указывается по правилам), либо покрытия вообще указаны перед сваркой. Я уж молчу про такие мелочи, как размеры, случайно проставленные от воздуха, размеры, исправленные в чертеже вручную, но не исправленные в модели, по которой делают деталь на станке с ЧПУ или на стороне лазером, размеры типа 35,354 плюс-минус 0,2 (проблема здесь в том, что можно легко сделать размер 35,2 или 35,5 без высокоточного оборудования, но контролировать такие размеры мы должны мерителем с микронной точностью). На последний случай я как-то закрыл глаза, за что потом был осмеян начальством)
Самое глупое в этой ситуации, что исправлять по несколько раз всё дольше, чем сделать всё сразу правильно. В частности бывает, что я уже несколько раз гонял конструктора, найдя ошибки в нескольких чертежах и сразу его вызывая, пока я работаю со следующими деталями, но если я найду ошибку в последнем чертеже, то стопорится запуск в производство всего изделия. При этом надо понимать, что конструктор не расслабляется в это время, у него тоже много дел. К счастью, наше производство достаточно гибко может исправлять косяки на месте, так что в итоге получаются годные вещи.
На этом месте я прервусь, на следующей неделе буду писать уже про слесарей, токарей и других работников производственного фронта.