Deusexmachina66

пикабушник
пол: мужской
поставил 26459 плюсов и 232 минуса
отредактировал 9 постов
проголосовал за 12 редактирований
19К рейтинг 94 подписчика 8455 комментариев 10 постов 7 в "горячем"
7

Немного о банковских картах или бесплатный сыр только в мышеловке

Читая посты про банки, особенно негативные, я часто натыкаюсь на фразы типа "а что ты хотел от bank_name?" , "бесплатный сыр только в мышеловке" и "банкам главное заработать денег". С последним согласен, а вот первые два пункта хочу оспорить. Этот пост немного разъяснит, зачем люди заводят много карт в разных банках и ещё остаются при этом довольны.


Банки зарабатывают на пользователях не только очевидными способами в виде процентов по кредитам, комиссий за обслуживание карт и использованием вкладов клиентов, и т.д., но ещё и получают плату за транзакции в торговых точках. Чем больше денег клиент хранит на счетах в банке и чем больше платит картами в магазинах, тем он выгоднее для банка. Чтобы привлечь и удержать клиентов, многие банки готовы немного делиться прибылью. Об этом я и расскажу.


Для начала небольшой экскурс в мою личную историю.

Первые мои карты были стипендиальными и зарплатными. Я получал на них выплаты, пополнял телефон, снимал наличные и хранил более-менее крупные суммы, которые не хотелось хранить в виде наличных дома. Однако долгое время для меня было удобно основные средства иметь в виде кэша, потому что как назло нужного банкомата нет под рукой именно тогда, когда он нужен.

Периодически я покупал билеты на самолёты и поезда через интернет, это оказалось намного удобнее, чем тащиться в кассу. На этом всё, процентов 95 всех моих платежей были наличными.


Всё изменилось, когда я узнал, что на банках можно немного зарабатывать. Сначала это были простые карты, по которым приходило несколько десятков рублей в месяц. За пару-тройку лет набежало чуть больше тысячи - приятная мелочь, но не стоит того, чтобы заморачиваться.

Потом я нашёл карту, на которой есть и ощутимые проценты на остаток (тогда у меня деньги начали чуть задерживаться, не миллионы и не сотни тысяч, но дома хранить уже не так комфортно), и кэшбек за покупки. Названия банков писать не буду сами знаете, почему.


Завёл я её не сразу, сначала долго сомневался из-за непонятных условий бесплатности (и вообще я не верил, что нормальная карта, не зарплатная и не маэстро/виза электрон, может быть бесплатной), где-то год, а когда завёл, быстро перевел практически все расходы в безналичную форму. Нет, я не стал больше тратить, как многие считают. На уровень расходов больше влияет уровень доходов). За первый год я получил около 6 тысяч кэшбека  примерно столько же процентами на остаток. Продолжалось это пару лет, потом я взял ипотеку в другом банке, потом вынужденно завел ещё одну карту зеленого банка, тут уже понятно, что это Сбербанк, но этот банк держится обособленно, потому что есть у большинства и часто используется для небольших переводов друг другу. Все траты и хранение денег были на первой карте, её же пополнял через интернет с ипотечной и сберовской карты, в зависимости от того, какой банкомат был ближе. Это второй уровень использования банковских карт.


Со временем я стал заводить ещё карты для разных целей. Чтобы пост не превратился в описание моих карт, расскажу, какие всё-таки фишки предлагают банки, чтобы заманить вас в свои сети.


1. Процент на остаток и накопительные счета. Суть одна - ваши деньги приносят небольшой доход без необходимости открывать вклад. Это удобно. Положили деньги - начисляется процент, нужно потратить - тратите. Собственно, я уже давно не открывал вклады, просто незачем. На сегодняшний день процент на остаток в среднем 5-7% годовых. Часто бывает меньше, изредка - больше, но ненамного.

2. Кэшбек. Это возврат части денег от покупки в виде рублей или баллов, которые можно либо обменять на деньги в какой-то момент, либо обменять на покупки в конкретных магазинах или компенсировать покупку пост-фактум. Кэшбека банки дают от 0,5 до 5 процентов за все покупки (чаще 1-2%), 5-7 или даже 10% за отдельные категории. Ну и плюсом идут акции в магазинах, где кэшбек может составлять до 50%, но в большинстве случаев это не самые дешёвые магазины, так что я даже не обращаю внимания на такие бонусы.

3. Бесплатные или дешёвые (10-20 рублей за транзакцию) переводы по свободным реквизитам. Удобно так пополнять вклады, платить за коммуналку, если ваша УК - говно и не хочет платить комиссию банкам и пофиг на удобство клиентов, поэтому их нет в интернет-банках.

4. Бесплатные снятия наличных в любых банкоматах. Таких банков, кстати, больше одного) Зачем, если есть сбербанк на каждом шагу? - спросите вы. Да затем, что лучше, когда к вашим услугам любой банкомат, включая сбер, чем только сбер. Часто вижу большие очереди в банкоматы сбербанка и одинокие аппараты других банков.

5. Бесплатное пополнение с карт других банков (не путать с бесплатными переводами с других карт). Это опцию я считаю одной из важнейших - положив деньги на одну карту, я могу легко пополнить другую.

6. Бесплатное обслуживание при выполнении определённых условий - остаток каждый день или среднемесячный не меньше 10-30-100 тысяч или не менее 1-5-20 покупок в месяц. Наличие этих условий очевидно - банк не очень рад выпустить карту, которая будет просто лежать на полке или использоваться только для особо выгодных (для вас, не для банка) покупок .

7. Льготные условия покупки/обмена валюты или покупок за рубежом в другой валюте. Это могу быть как валютные карты, так и рублёвые с хорошим курсом, в исключительных случаях даже по курсу ЦБ.

8. Больше льготный период кредитования по кредиткам. Логика простая - вы тратите деньги с карты, что даёт банку заработать, но при этом пользуетесь средствами банка, пока ваши лежат под процент на другой карте, а потом гасите до истечения льготного периода.


Ну, а теперь опять обо мне любимом.

В данный момент у меня в кошельке 6 карт, все хоть раз в месяц используются. Среди них карта сбера для переводов, кредитка с кэшбеком как основная платёжная карта, ипотечная карта, пара карт с повышенным кэшбеком по разным категориям, карта для оплаты услуг и товаров в валюте по курсу ЦБ.

Из них платное годовое обслуживание только у кредитки, платный смс-банк на ней же и... всё. Остальное бесплатно. Все карты, кроме, опять же, сбера, пополняются бесплатно с других, но с ограничениями.


Теперь логичный вопрос: зачем так заморачиваться? Можно долго разглагольствовать про выгоду, доход, экономию, но одна из важнейших причин - это интересно. Доходы и возврат денег приятны, я их откладываю в заначку, чтобы было ощутимее, но главное, что это меня не напрягает. На просторах Сети сталкивался с людьми, у которых 15-20 разных карт. Некоторые бесплатны и пока не выгодны, просто так лежат, некоторые дают повышенный кэшбек по 3-5% за траты в супермаркетах, АЗС, кафе и ресторанах, аптеках, при интернет-покупках. Для меня это точно перебор. Тратя на бензин 3 тысячи в месяц получить 5% (150 рублей) кэшбека вместо 2% (60 рублей) точно ни к чему. Но кому-то и это нравится, кстати, их на профильных форумах называют хоббистами, причём банки - с негативным подтекстом, практически приравнивания их к мошенникам. Впрочем, я тоже отношусь ко многим негативно, потому что, находя лазейки в программах лояльности, они вынуждают банки эти лазейки закрывать, что приводит к усложнению получения бонусов простым пользователям. Некоторых пользователей вообще блокируют за слишком быстрое получение баллов, например при пополнении телефона на десятки тысяч в месяц или оплату товаров предпринимателями, несмотря на запрет участия в программе юридических лиц и ИП. Это, кстати, прописывается в правилах, так что возмущения часто бесполезны)


Подводя итог, скажу, что, используя карты при повседневных тратах, можно получить немного денег обратно, а заодно и подзаработать за хранение своих средств, не посещая офисы банков, чтобы сделать вклад, и имея возможность в любой момент воспользоваться этими средствами, не теряя процентов. Бесплатный сыр - только в мышеловке, но и оттуда его можно достать, не получив по хребту) Пользоваться бонусами от банков или нет - решать вам.

Показать полностью
56

Как я судился с застройщиком

Давно хотел написать, как я подал в суд на застройщика за задержку сдачи квартиры и что из этого вышло, но хотелось довести дело до логического завершения. Спойлер: денег я так и не получил и вероятность получить оцениваю как практически нулевую, но опыт получил интересный.

Внимание! Очень длиннопост

Многие очень плохо представляют себе работу судебной системы, поэтому хочу поделиться полученными знаниями с позиции обывателя, а не юриста, которые иногда в рассказах опускают важные подробности.

Я покупал квартиру в конце 2014 года. Нашли неплохой вариант - дом был практически достроен, завершалась стадия отделки, проводились трубы с горячей водой и электричество. Срок сдачи дома  4-й квартал 2014 года, т.е. к Новому году, срок передачи квартиры дольщикам - 2 квартал 2015 года.

За стройкой я следил все время, пока оформлялись договоры, ипотека и т.д., была видна неплохая активность, но, увы, к Новому году никаких сообщений о завершении строительства не было. Позже застройщик уведомлял о переносе сроков, но с нарушениями. 214-ФЗ регламентирует, что уведомление должно прийти не позднее, чем за 2 месяца до планируемого срока сдачи. Не буду много расписывать, в итоге дом был сдан 31 декабря 2015 года. Ключи переданы в феврале 2016 года, с задержкой чуть больше 7 месяцев.

Застройщик пытался дважды урегулировать этот вопрос. Сначала, по истечению сроков передачи квартиры по договору,  предлагали подписать доп.соглашение о продлении сроков на 2 месяца с утверждением, что это формальность и без доп.соглашения получить ключи будет проблематично. Такой миф, кстати, распространён среди дольщиков. Многие верят и подписывают. Второй раз предлагали подписать доп. соглашения в обмен на отказ от каких-либо доплат с моей стороны. В моём случае это было около 34 тысяч за увеличившуюся после обмеров площадь квартиры и, собственно, обмеры БТИ - ещё около 9 тысяч.

Деньги тогда были, с судами я никогда не связывался и решил всё-таки заморочиться, воспринимая ситуацию как лотерею стоимостью 34 тысячи) За обмеры, кстати, не платил, все необходимые документы я и так получил.

Доплатив за метры, я получил ключи от квартиры и подписал передаточный акт, исключив из него по совету юриста фразу об отсутствии финансовых претензий к застройщику. Тут же под подпись секретарю застройщика была передана досудебная претензия с расчётами неустойки. Эта претензия необходима, чтобы в суде можно было доказать, что вы пытались решить проблему мирно.

С досудебной претензией, иском и дальнейшим оформлением документов мне помогал знакомый юрист бесплатно, но вообще я советую пользоваться услугами юридических компаний, потому что самому во всём разобраться достаточно сложно, особенно тяжко общаться с судами в одиночку, если такого опыта не было.

Далее было оформлено исковое заявление и поданы документы в суд. Здесь я совершил первую ошибку - подал иск не сразу, через месяц после вручения досудебной претензии, а с задержкой месяца в два - в середине мая 2015. Не тяните, от этого может зависеть, получите ли вообще деньги. Вторая ошибка, не страшная, но неприятная - я не до конца вник в процедуру подачи иска и не знал, что нужно принести два комплекта документов - для суда и для ответчика. Сам я об этом просто не подумал. Пришлось срочно искать, где сделать копии. Ещё желательно сделать третью копию искового, чтобы на ней поставили отметку о принятии.

Интересный нюанс. Дольщик может подать иск в суд по месту жительства, а может - по месту регистрации юридического лица застройщика. В интернетах любят говорить о том, что суд по месту регистрации застройщика может быть куплен, но мне кажется, что это преувеличено, да и вряд ли мелкий застройщик обладает достаточными ресурсами для этого. Я подавал по месту регистрации застройщика, о чём не пожалел.

После сдачи документов мониторим сайт суда и ждём, когда делу присвоят номер и назначат досудебное заседание (так называемая беседа, где истец и ответчик ещё могут договориться). Через неделю дело не появилось на сайте, никаких уведомлений также не поступало. Потом я совершил третью ошибку - пустил всё на самотёк, зная, что заседание раньше, чем через месяц после поступления не назначат. Но через месяц начал серьёзно беспокоиться) Пришлось звонить в суд. Пару дней не мог дозвониться никуда. В канцелярии суда мне не дали никакой информации, кроме фамилии судьи, которой передали дело, сказали звонить помощнику судьи. А на сайте номера телефона нет. Кое-как нашёл номера в интернете, но и по ним не мог дозвониться неделю, а то и больше. Когда же наконец попал на помощника судьи, выяснилось, что в расчёте пошлины ошибка и я должен доплатить ещё рублей 100 и привезти квитанцию. Просто мне забыли сообщить) А срок исправления истекает завтра. К счастью, помощник понимала, что их косяк и продлила срок, но времени я потерял из-за этого косяка больше месяца. Немного это было исправлено тем, что назначили беседу на максимально близкую дату - через три недели после сдачи последних документов.

На беседу мой юрист приехать не смог, но, к счастью, его помощь не понадобилась - не было ни ответчика, ни судьи. Для ускорения процесса было написано, что беседа проведена, что меня в принципе устраивало. Первое судебное заседание было назначено через месяц. Да, суд - дело долгое, каждый чих - месяц ожидания.

На заседание ответчик опять не явился, но без него дело не рассмотрели, потому что, по словам судьи, документы с повесткой ему были отправлены, но уведомление с почты не успело дойти до суда. Такое возможно, если отправить повестку слишком поздно, хотя формально суд ничего не нарушил. Было обидно. Чтобы такого не случилось ещё раз, судья предложила мне отправить судебную телеграмму, она стоит несколько сотен рублей, но приходит гораздо быстрее письма и в следующий раз можно будет провести заседание без ответчика. Как я искал почтовое отделение, которое ещё отправляет телеграммы - отдельный разговор, многие даже не сразу поняли, что мне нужно) Заседание назначили через 3 недели.

Середина сентября, 2 заседание. На этот раз приехал мой юрист и выяснилось, что мой судья уехала по каким-то делам и мне заменили судью. Это было неприятной неожиданностью, потому что обзор дел с застройщиком показал, что моя судья полностью на стороне дольщиков и всем присуждает иск в полном размере. Кто попался мне после смены, было непонятно, других её дел с моим застройщиком я не нашёл. Уже на суде выяснилось, что она вообще не занималась такими делами лет пятнадцать и периодически уточняла некоторые важные нюансы у моего же юриста.

Кстати, защищать можно себя и самостоятельно, но мне юрист очень пригодился. Все документы зачитывались оооочень быстро, я дико тупил, хотя от меня требовалось только устно ходатайствовать о принятии юриста в качестве моего представителя в суде.

Итогом стало присуждение неустойки в полном размере; уменьшенного примерно в 3,5 раза штрафа за неисполнение досудебной претензии застройщиком (она должна составлять 50% от неустойки), морального вреда в размере 5000 (заявляли 50000) и судебных расходов (ну, там по мелочи). Чувства были противоречивые. С одной стороны, присудили больше 700 тысяч при иске чуть больше миллиона, что весьма ощутимо по сравнению с некоторыми соседями, которым присудили 200 тысяч при иске в 700, кому-то ещё меньше. С другой стороны - причин снижать не было, более того, обычно уменьшают сумму неустойки, а с ней автоматически штраф, но не штраф отдельно от неустойки, да и если бы судью не заменили в последний момент, ничего бы не уменьшали.

После суда нужно ждать, пока решение вступит в силу, как раз в это время ответчик (или истец, если не согласен с суммой) может подать апелляцию, чего, естественно, не произошло. Решение вступало в силу больше месяца, ещё через неделю я поехал писать заявление о выдаче решения суда и исполнительного листа на руки, получил я все документы через десять дней, это была уже середина ноября. Говорят, этот этап тоже может затянуться на месяц, а то и два, поэтому надо периодически звонить или приезжать, чтобы уточнить результаты и немного их поторопить.

Итого с момента подачи досудебной претензии до получения исполнительного листа прошло 8 месяцев и 3 недели. Из них я потерял 2 месяца, потому что не мог тупо дойти до суда, и 1 месяц из-за ошибки с пошлиной, но даже в лучшем случае суд - занятие небыстрое, оно может затянуться и на год, и на полтора.



Дальше начинается самое интересное. Мало получить исполнительный лист, по нему застройщик может ничего и не выплатить добровольно, иначе он ходил бы на заседания. Взыскать можно двумя способами - через службу судебных приставов и самостоятельно. В первом случае необходимо подать заявление приставам, а потом регулярно им звонить, приезжать, угрожать жалобами, писать жалобы на бездействие и т.д. Всё это связано с дикой загруженностью приставов, на каждого человека - огромное количество дел, все их физически нельзя рассмотреть. Поэтому если молчать, их рассматривать особо не будут, могут сделать отписку типа "приехали - никто не открыл". Вариант долгий, мучительный  и дорогой. Забавно, что многие юридические фирмы ведут дело до получения исполнительного листа, а дальше - крутитесь как хотите, так что лучше сразу заключать договор на полное сопровождение до получения денег.


Второй вариант - сделать максимум самому. Начинаем с того, что идём в налоговую, в которой зарегистрирован застройщик (эта информация есть в выписке из ЕГРЮЛ) и пишем заявление о выдаче вам информации о счетах должника и движении средств по ним. Примерно через неделю справка готова. В моём случае там был указан один счёт с остатком, равным нулю. Кстати, движение средств в справке не было указано, можно было возмутиться и написать ещё одно заявление, но это мало что дало бы, а время уходило.


Дальше с исполнительным листом пишем заявление в банк, в котором у должника счёт, на взыскание и отдаём документы в банк. Банк обязан заблокировать счёт и перечислить средства в счёт уплаты долга. В моём случае денег не было и не появлялось, поэтому мне через некоторое время сообщили, что исполнительный лист передан в архив и его можно забирать.


На этом этапе уже стало понятно, что денег я не увижу. После этого можно мучить налоговую регулярными запросами о счетах должника на случай, если они что-то ещё откроют либо отдать приставам. Я забил.


Но и это ещё не всё. Вполне ожидаемо, через некоторое время в арбитражный суд стали поступать заявления о банкротстве застройщика от крупных кредиторов на десятки и сотни миллионов рублей. Это очень долгий процесс, заседания постоянно переносятся, иски отклоняются и т.д. Лучше всего сразу подписаться на обновления (будут приходить на электронную почту) и периодически поглядывать, как там успехи. В какой-то момент я вообще потерял из виду деятельность застройщика, пока в октябре прошлого года соседи не спросили меня, подал ли я заявление на включение в список кредиторов.


Оказывается, когда дело о банкротстве наконец-то начинается, несостоятельному должнику могут назначить процедуру наблюдения и временного управляющего. Информация об этом публикуется в газете Коммерсант и ещё где-то, и в течение месяца нужно подать заявление, чтобы вас включили в третью очередь кредиторов. Это даёт небольшой шанс получить часть денег, если что-то найдут, и возможность участвовать в заседания о банкротстве. Отсутствие в третьей очереди лишает шансов практически полностью.


Но и это ещё не всё. Можно включиться в реестр лиц, чьи требования удовлетворяются после третьей очереди. Заявление можно подать даже онлайн, так что я уже ничего не терял и отправил его.


Теперь шанс получить деньги у меня будет только в том случае, если у застройщика случайно обнаружится заначка в сотни миллионов, её хватит на все долги всей третьей очереди, а уже после того, как кредиторов не останется, получу деньги и я. Хуже ситуация только у тех, кто вообще не подавал никаких заявлений, но это уже не так важно)


Ну, и выводы из всей этой истории. Судиться - это интересно, но нужно  отнестись серьёзнее. Время - ваш враг. Те, кто подал в суд на 2-3 месяца раньше меня, успели получить свои суммы полностью или частично, в порядке очереди подачи документов в банк. Как вариант - подавать суд не после передачи ключей, а после 2-3 месяцев задержки, потом ещё раз и так далее, разбивая сумму долга на несколько частей и получая их постепенно. В таком случае вполне возможно, что неустойку вам начнут выплачивать уже в досудебном порядке. Ну, и пользуйтесь услугами профессионалов, они не будут тратить недели и месяца, чтобы найти время на подачу иска, как я). На этом всё, если будет что-то интересное в деле о банкротстве, напишу ещё пост, но это вряд ли

Показать полностью
13

Как я поменял вуз в середине обучения

Когда я писал посты о своей профессии (инженер-технолог) и отвечал на комментарии, я воспринимал себя как выпускника одного конкретного вуза. Совсем недавно задумался и вспомнил интереснейший эпизод своей студенческой жизни - а ведь я перевелся из одного вуза в другой без потери курса ровно посередине обучения. Не самая тривиальная ситуация, об этом и расскажу. Внимание! Очень много текста! Краткое описание - в комментариях.


Причина перевода банальна для сына военного - очередной переезд родителей. Узнал об этой новости я в середине 3 курса. Пришло время принимать важное решение - оставаться доучиваться или переезжать. В первом случае надо пытаться получить место в общаге, найти работу либо сидеть на шее у родителей. С работой для студентов-очников в моем городе было тяжеловато, все, кто мог заработать себе на жизнь отчислялся, переходил на платное отделение или на специальности попроще. Учёба не оставляла других вариантов.

Второй вариант интереснее - переезд предполагался в Московскую область. Окончив вуз, получаешь, соответственно, московский диплом, никого не интересует, в какой шараге ты учился до перевода. Также Москва даёт гораздо больше возможностей по работе. Единственная проблема - я был психологически не готов к полной смене обстановки, к концу третьего курса в группе сформировались отличные отношения и появилось много друзей, которых было жалко терять. Толчком к решению послужила мысль, что после окончания учёбы я бы всё равно там не остался, Москва манила своими возможностями. Итак, глаза боятся - руки делают. Приступаем к сбору информации.


Перевод возможен при минимальной академической разнице между программами обучения в двух вузах. Первые 2 курса на многих технических специальностях очень схожи - много общих дисциплин типа математики разных видов, физики, информатики, химии, философии, культурологии и т.д. На третьем количество специальных дисциплин зашкаливает, поэтому специальность менять есть смысл только при очень большом нежелании продолжать учиться по текущей специальности, потеряв при этом один-два года учёбы.


Каждая специальность имеет свой код по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО). Например, моя специальность - технология машиностроения, на момент перевода, 2008 год, была под номером 151001. Сейчас структура изменилась. Эти коды здорово облегчают поиск вуза, особенно если специальности называются схоже, но имеют разную суть или, наоборот, называются чуть по-разному, но имеют один шифр.

Я нашел около 10 разных более-менее серьёзных вуза с моей специальностью. Список возглавлял, естественно, МГТУ имени Баумана, дальше шли МАМИ, МАИ, МГТУ Станкин и несколько менее известных институтов. Собрав адреса и телефоны я столкнулся с первой серьёзной проблемой. Чтобы объяснить её суть, расскажу, как должен проходить перевод в теории.


Порядок перевода:

1. Завершить курс или хотя бы семестр с максимально хорошими оценками. Никому не нужны нерадивые студенты, своих хватает.

2. Найти вуз, в котором есть свободные бюджетные места по выбранной специальности (места появляются после первой же сессии).

3. Подать документы и пройти вступительные испытания, выбранные деканатом. Это может быть простое собеседование, полноценные экзамены по методике, разработанной для студентов, переводящихся из других вузов или вообще достаточно просто желания студента. На этом шаге может выясниться, что есть конкуренты на места, но, видимо, это нечастая практика.

4. Получить в новом деканате справку о готовности вуза взять студента на обучение.

5. Отчислиться из старого вуза в связи с переводом в другой вуз, приложив справку, и получить документы - заверенную копию зачетной книжки, академическую справку с оценками, аттестат.

6. Сдать документы в новый вуз, дождаться зачисления и начать прогуливать пары... а вот и нет, всё только начинается

7. Сверить академическую справку, где указаны все прослушанные лекции, пройденные практические занятия и выставленные оценки, с программой нового вуза за прошедшие курсы. При сверке выясняется академическая разница, которую надо в короткие сроки сдать, как правило, в течение 1-2 семестров. Вот теперь можно наслаждаться студенческой жизнью.


Как это было у меня: с первым пунктом я справился, зачёты сданы, курсовые защищены на отлично, сессия сдана на одни пятерки, практика пройдёна... (Привет, повышенная стипендия - а вот и нет, мы же уходим). Единственная сложность - оценки за практику обычно выставляются по результатам отчёта... в начале 4 курса, потому что летом, сразу после практики этим никто заниматься не хочет. Мало того, что мне пришлось делать отчёт не имея образцов от самых расторопных студентов, так ещё и надо было найти неизвестного мне доселе человека, принимающего практику. Стресс, да и только. Кстати, принимала практику очень красивая девушка, что немного сглаживало трудности. Но итог порадовал - оценка отлично, отчёт послужил образцом уже бывшим одногруппникам, можно переводиться.


Вот тут начинаются реальные проблемы. Вуз надо было искать уже в то время, когда я закрывал сессию и начинал ходить на практику, а я находился в паре тысяч километров от Москвы. Спасибо родителям - мама ходила по выбранным вузам, оббивала пороги деканатов и узнавала, куда меня могут принять. С Бауманкой пролёт - один из важнейших предметов они проходили два семестра подряд, сдавали зачёт и экзамен, делали серьёзный курсовой проект. Чтобы поступить на 4 курс, мне надо было бы в процессе учёбы параллельно самостоятельно изучать этот предмет в ускоренном темпе, делать курсач в одиночку и сдавать зачёт и экзамен. Поблажек нет, был риск просто вылететь в конце семестра. Второй вариант - переводиться с потерей курса, на 3 курс. Год было жалко, поэтому поступать я решил в МГТУ Станкин без потери. Как считают преподаватели этого вуза, в Москве они вторые после Бауманки в области машиностроения.


Проблема номер два - лето, сначала сессии, большая загрузка деканата, затем отпуска, никто и не собирался не то, что устраивать мне индивидуальные вступительные испытания, а даже собеседовать меня. Было сказано приезжать ближе к сентябрю. Ездить туда-сюда с риском попасть под осенний призыв или не успеть к началу года было плохим вариантом. Поэтому мы выбрали другой, не менее рискованный вариант - отчисление по собственному желанию. Как ни странно, военкомат не воспринял этот как прерывание обучения, к началу призыва я уже был зачислен. Кстати, справку, о том, что меня готовы взять, всё-таки получили, но не в Станкине, а в другом вузе, на всякий случай я о ней упомянул в заявлении и приложил к нему. Декан пугала меня, что московские вузы - это серьёзно, я не справлюсь и вообще зря всё это затеял. Спасибо, не помню, как вас зовут, это стало сильнейшим мотиватором в дальнейшей учёбе.


Приехав в новый вуз со всеми документами, я получил по шапке за то, что отчислился по собственному желанию (можно подумать, вы мне предоставили другие варианты - сказал я про себя), но всё равно приняли. Ура!


Дальше началась возня с оформлением и зачислением, продлившаяся до середины сентября, вливание в новый коллектив, новый дом, новый город. Кстати, приняли очень хорошо, это существенно упростило мне жизнь.


Следующий шаг - академическая разница. Мне дали два семестра на ликвидацию разницы, у меня было предметов 5 или 6, которые нужно было досдать, помимо основной учёбы. Ближе к концу первого семестра я узнал, что у меня есть пара предметов, которые в старом вузе я сдал на ранних курсах, и их зачли в новом. Было невероятно приятно пинать балду на лекциях по экологии под конец семестра, когда все были обеспокоены зачётом, а мне его уже проставили (ходил я на эти пары из-за неудобного окна в середине учебного дня). Ещё круто было приходить за допуском экзамену (так у нас называли экзаменационную ведомость на одного человека, в других вузых их называют хвостовками) мимо должников, которые упрашивали дать им шанс, и с легкостью получать свою ведомость.

Надо сказать, что академ.разница очень хорошо повлияла на дальнейшую учёбу, я просто не мог позволить себе расслабиться в начале семестра и серьёзно впрягся во все предметы. В частности, я единственный получит зачёт автоматом по металлорежущим станкам (фамилию препода Ч....на многие студенты вспоминают с содроганием), просто потому, что воспринял как вызов слова препода о том, что ненаписание контрольных может привести к серьёзным последствиям вплоть до отчисления. Хотя не скажу, что было легко. Одной из причин было нарушение известной формулы "первую половину учёбы студент работает на зачётку, потом зачётка работает на студента" - у меня была пустая зачётка, правда, она начала заполняться в течение семестра при сдаче академической разницы, а оценки там были неплохие, благо, преподаватели не были очень требовательными ко мне. Многие плохо понимали, что вообще значит академическая разница и как это можно было перевестись из другого вуза. Один явно отнёсся ко мне как к наглому двоечнику, пришедшему сдавать долг за прошлый год ближе к концу семестра, когда большинство должников уже отчислили. Как итог - первая тройка в новой зачётке. Кто-то в конце ответа, принимая решения об оценке, начал листать зачётку, намереваясь поставить отметку на основе прошлых оценок  - а там почти пусто. Благо, материал я знал неплохо.



По итогу всё закончилось хорошо, 4 курс ознаменовался получением бакалаврского диплома, приглашением в магистратуру и на мою первую работу. Ну, и достаточно неплохая стипендия в том числе и благодаря оценкам за академразницу, которые учитывались при подсчёте, в процессе всей учёбы в новом вузе. Был получен ценнейший опыт, важные знания и желание работать по специальности, которому я не изменил и через 6 лет после окончания вуза.


Спасибо всем, кто осилил это полотно, очень уж хотелось высказаться

Показать полностью
87

Инженер-технолог. Организация работы с ЧПУ на производстве

Предыдущие посты о профессии

1. https://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_505471... - введение

2. https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... - конструктора

3. https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... - производство

4. https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_rabota_tekhnologic... - ОГТ


Эта серия постов посвящена неоднозначной и непонятной для широких масс профессии инженера-технолога. Сегодня я расскажу о том, как организуется работа со станками с ЧПУ на машиностроительных производствах. Для лиги ЧПУшников поясню: я не собираю самодельные станки, не изготавливаю сложнейшие детали и не пишу постпроцессоры, но в своей трудовой деятельности имел тесные отношения с программированием ЧПУ. Посты написаны для всех интересующихся, не только для инженеров, поэтому здесь не будет сложных терминов, но пройти мимо сообщества я не смог. Прошу отнестись с пониманием, если увидите здесь очевидные вещи.

Upd. Перечитал пост перед публикацией и понял, что неинженерам это будет не очень понятно.


Станок с ЧПУ - это станок с числовым программным управлением, обязательный атрибут практически каждого современного производства.

Основные достоинства таких станков:

-возможность относительно быстро изготавливать сложные детали;

-очень высокое постоянство размеров в пределах партии;

-высокая степень автономной работы, что позволяет одному оператору обслуживать сразу несколько станков.


Главный минус - необходим высококвалифицированный персонал для наладки станков, хотя это с лихвой компенсируется тем, что при изготовлении партии детали за станком может стоять низкоквалифицированный оператор. Токарь с 50-летним опытом будет ненамного лучше вчерашнего выпускника технаря, прошедшего курсы переподготовки. Сейчас в меня полетят тапки от людей, считающих себя операторами, но выполняющих обязанности наладчиков, программистов и механиков одновременно. Это не про вас.


Я сталкивался с разными вариантами использования станков с ЧПУ на производствах, добавлю сюда варианты, о которых слышал от коллег и знакомых.


1. Самый простой вариант. Небольшое производство или цех на заводе получает в своё распоряжение 1-2 станка с ЧПУ. За неимением большого количества кадров находят человека, который возьмёт на себя все функции. Он будет сам писать программы, отлаживать их, устанавливать и привязывать инструмент, менять детали и следить за состоянием станка и становится очень ценным кадром (или ушатывает станок, как повезёт).


2. Если станков несколько, иметь в штате сразу несколько таких ценных кадров уже нелогично. Появляется разделение - программист-наладчик и несколько операторов. Чем меньше станков, тем больше шансов, что операторы всё ещё будут уметь налаживать станок и писать простые программы. Кстати, документально часто нет оформления должностей типа наладчик или программист, все работающие с ЧПУ могут оказаться по документам токарями разных категорий или операторами-наладчиками. Разница в обязанностях и сложности работы компенсируется премиями или индивидуальными надбавками. Так проще.


3. Интереснее ситуация на производствах, где есть много цехов и станки с ЧПУ находятся в нескольких из них. Иногда каждый цех распоряжается станками сам и получаются ситуации как в пунктах 1 и 2. Но всё-таки есть смысл организации отделения программистов. На одном из крупных заводов Москвы организация следующая.

Технологи пишут технологии изготовления деталей с эскизами, затем делают заявку в отдел программистов на подготовку управляющих программ. Далее эти программы отлаживаются в соответствующих цехах и начинается изготовление партий деталей с помощью цеховых операторов и под наблюдением наладчиков.


4. Но более грамотный вариант я встретил на одном из подмосковных заводов. Станки с ЧПУ перестали закупать в каждый цех отдельно по необходимости. Были организованы участки ЧПУ в нескольких цехах, один цех даже полностью реорганизовали в цех программного оборудования. В каждом цехе есть свои наладчики (один на несколько станков) и операторы. А вот технологи и программисты объединены. В отделе главного технолога есть несколько бюро, разделенных по разным типам оборудования - токарно-фрезерные станки, фрезерные и другие. Каждый технолог сам пишет управляющие программы по своим же технологиям. Он же потом идёт на отладку программы при запуске партии и вместе с оператором-наладчиком получает первую годную деталь, при необходимости исправляя программу.

Плюс такого подхода в том, что программисту не нужно разбираться в чужих эскизах и технологиях, проще исправить свои ошибки или просто переделать технологию, потому что нашёл более удобный способ.

Плюсы отладки УП вместе с оператором гарантируют, что оператор не будет заниматься самодеятельностью и писать свои программы, тратя на это станочное время. Но бывают глупые ситуации, когда управляющая программа попадает только в архив, а операторы сами пишут свои программы и зовут технолога только исправить технологию. Или не зовут, в результате чего годами деталь делается не по технологии. Иногда оператор может забыть скопировать свою программы и при отладке новой партии той же детали будет писать программу заново.


Конечно, вариантов существует множество. Встречал случаи, когда покупался новый станок, за него становился простой токарь и давались задания. Токарь не знал, что такое ноль детали и привязка инструмента - он касался детали резцом, записывал значение типа Z-523,489 и, отталкиваясь от этих чудесных цифр, писал простенькую программы без использования циклов и вспомогательных кодов (например, СОЖ включал кнопкой, а не через M-коды). А бывает наоборот - станок обслуживается инженером с вышкой, который тут же около станка на компьютере пишет УП с использованием специализированного софта, отлаживает, меняет детали, пишет следующие программы во время обработки и т.д.

Показать полностью
27

Инженер-технолог. Работа технологического отдела

С трудом родил предыдущий пост, но через несколько минут понял, что только разошёлся и немного вдохновения осталось. Не плюсов ради, продолжаю рассказывать про свою работу

В первом посте https://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_505471... я рассказал в общих чертах о профессии инженера-технолога.
Второй пост https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... посвящен работе с конструкторами.
Третий пост https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... о производстве.

А сейчас я расскажу о своём отделе, а то складывается впечатление, что я один работаю.

Благодаря хорошим отношениям с рабочими, я иногда узнаю много интересного. Не секрет, что чем ближе работник к непосредственном изготовлению изделий, тем больше он уверен в бесполезности всех видов начальства и инженеров, протирающих штаны в кабинетах.

Так и сегодня при общении один из цеховых работников спросил меня, а чем вообще занимаются другие технологи. Несмотря на объяснения, он остался уверен, что можно сократить штат нашего крошечного отдела (10-15 человек, не буду уточнять, чтобы меня не узнали) раза в два.

Сразу оговорюсь, на разных производствах отдел может сильно отличаться по количеству и составу. Итак

Начальник отдела гордо именуется главным технологом. На моей прошлой работе было несколько производств и один отдел главного технолога, а его начальник мог легко нагнуть любого начальника производства. У нас же исторически сложилось, что мнение главного технолога вторично по отношению к начальнику производства, и фактически начальник тех.отдела выполняет больше административную функцию, нежели производственную.

Далее отдел делится на сектора, бюро, лаборатории и т.д. Как правило, везде есть отдел механической обработки или отдел подготовки производство, по сути, основной. Может быть бюро программистов ЧПУ, химическая лаборатория, отдел технологий сборки, отдел специальной оснастки и т.д.

На небольших производствах есть сектор нормирования (на крупных это отдел, подчиняющийся конкретному производству или вообще отдельная структурная единица), сектор кооперации и т.д.

У нас большинство секторов и отделов включает в себя 1-2 человек, специализирующихся только на своих задачах, а не выполняющих кучу разных дел одновременно, как я. Это имеет свои плюсы - например, нормируется изделие перед запуском в производство достаточно быстро, специалист по кооперации не отвлекается ни на что и оперативно решает вопросы с другими производствами. Минусы, правда, тоже существенны. Во-первых, выполнив свою работу, специалист не может выполнять другие задачи отдела. Во-вторых, при увольнении сотрудника нужно срочно искать нового и быстро обучать его специфике предприятия и производства в частности.

Итак, как происходит работа. Получив заявку на изготовление изделия по чертежам, главный технолог оценивает возможность выполнения задачи в указанный срок, при необходимости и возможности корректирует его, иногда вместе с представителями производства. Далее перечень деталей и сборок вносится в систему управления производством (это может быть специализированный софт, купленный за большие деньги или самодельная программа). Он же или начальник отдела подготовки производства распределяет работу по сотрудникам - отдельно чертежи на механически обрабатываемые детали одному или нескольким технологам в зависимости от сложности, специфики деталей и опыта и знаний сотрудников, отдельно монтажные чертежи, отдельно вспомогательные вещи типа шаблонов для маркировки, отдельно чертежи на кооперацию. Сотрудники, выполнив работу, отдают чертежи нормировщику. После нормирования документация собирается у технолога, который собирает всё по порядку, считает расход материалов (массу заготовок, расход краски, грунта и т.д.), проверяет комплектность. Начальник отдела подготовки производства проверяет технологии (всё это в сетевой системе подготовки производства, т.е. внутри отдела перемещаются только чертежи), утверждает, при необходимости ещё кто-то из начальства проводит нормоконтроль (соответствие документации требованиям ГОСТов и стандартов предприятия), далее маршрутные карты распечатываются, скрепляются степлером, к ним прикрепляются чертежи и технологические паспорта. Параллельно оформляются ведомости материалов, норм времени и другие. Весь комплект передается в производство. Некоторые ведомости сразу отправляются в бухгалтерию, отдел снабжения и тому подобное. На этом работа с заявкой завершена.

Помимо непосредственно разработки технологической документации отдел занимается решением возникших проблем, исправлением ошибок, контролем за выполнением операций на производстве. Если требуется специальная оснастка, соответствующее задание выдается конструктору оснастки, который может заниматься этим в том числе и после передачи техдокументации в производство, потому что все детали не делаются одновременно, да и для распределения задач производству тоже требуется время. Изготовление оснастки запускается отдельно, как самостоятельное изделие, только сроки весьма сжаты - деталь ведь не только надо изготовить, но и произвести гальваническое покрытие, покрасить, промаркировать, желательно, до того момента, как она понадобится при сборке.

Часть остальных задач я уже описал в предыдущих постах, отдельно описывать не буду.
В общем, работы хватает. Иногда она идёт в авральном режиме, особенно, когда несколько конструкторских отделов независимо друг от друга хотят получить свои новые изделия для тендера, выставки, испытаний серийных изделий и так далее. Иногда возникают периоды затишья, во время которых можно заняться менее срочными задачами типа создания технологических инструкций, проверки технологической дисциплины, самообразованием.

В следующем посте хочу затронуть тему ЧПУ, как очень близкую мне по предыдущей работе. Пока идей других постов нет, в общих чертах я описал большую часть работы отдела, поэтому вопрос подписчикам, что ещё интересно? Остановиться на чём-то более подробно?

Показать полностью
47

Инженер-технолог. Трудности общения с производством

105 дней назад я пообещал через неделю написать ещё один пост. Ну-у-у, наверное, пора


В первом посте https://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_505471... я рассказал в общих чертах о профессии инженера-технолога.

Второй пост https://pikabu.ru/story/inzhenertekhnolog_trudnosti_obshchen... был посвящен работе с конструкторами.

В этом посте расскажу о том, как мы взаимодействуем с производством.


Самая большая ошибка технолога, на мой взгляд, - работать в отрыве от реальности. Вы можете быть сколько угодно умным и опытным, можете писать замечательные подробные технологии по всем правилам, за которые преподаватель в университете поставил бы вам пятерку, но какой в них толк, если рабочий не читает технологическую документацию и делает так, как считает нужным? Первые месяцы работы я ходил в цех почти с каждым чертежом с вопросами.


"Как вы это делаете?" - так вы узнаете предпочтения и привычки рабочих, заодно познакомитесь и покажете, что пишете для них, а не для галочки.


"Какие максимальные размеры обрабатываемых деталей?" В документации к станку написано 500х700, но, с одной стороны, датчик привязки инструмента мешает поставить длинные и широкие детали, а с другой стороны при желании можно немного вывесить деталь за пределы стола, а потом сместить для обработки остальной части и перезакрепить.


"Вам нужна оснастка для навивания пружин?" - нет, обрезки заготовок никуда не сдаются и регулярно служат рабочему материалом для оправок. А вот для крупных деталей материал под заготовку нужно учесть, чтобы резчику не пришлось искать неучтенный материал, иначе на детали может не хватить, а это большая проблема.


Десятки, сотни вопросов с годами превращаются в весьма ценный опыт. Правда, не всему, что скажут рабочие, можно верить на слово. Нежелание возиться с деталью превращается в аргументированное на первый взгляд объяснение, что это слесарная работа или на ЧПУ лучше отдать. В таких случаях приходится консультироваться с начальником участка, цеха или производства в зависимости от сложности, потому что, как ни крути, они ближе к работягам и лучше знают, где быстрее, легче или точнее сделать тот или иной элемент детали.

Бывает и обратная ситуация - спрашиваешь токаря на этапе проверки детали на технологичность, может ли он это сделать, а он в ответ: можно сделать всё, вопрос только во времени.


Следующий этап общения с производством - исправление неизбежных при большом объёме работы ошибок. Я взял за правило с утра проходить по участкам поздороваться с рабочими и инженерами, благо производство небольшое. Цеха начинают работу раньше технологов, поэтому к моменту моего прихода рабочие уже переоделись, подготовили станки к работе, открыли чертежи и обнаружили ошибки или вспомнили, что заметили в конце прошлого дня. Многие вопросы получается решить прямо на месте, сэкономив и своё, и чужое время. Другие вопросы сразу настраивают на рабочий лад. Опять же, постоянно мелькая в цехах, можно заслужить доверие и уважение. Первое важно тем, что на тебя не жалуются лишний раз, а решают проблемы вместе с тобой. Один из уволенных несколько лет назад технологов бывал на производстве пару раз в год и писал порой совершенно отвлечённые от реальности технологии, да и академическими знаниями при этом не блистал. Кстати, на фоне таких сотрудников гораздо легче считаться хорошим технологом)


Помимо рабочего персонала на производстве есть немало инженеров - начальники участков, цехов, начальник производства и его замы и т.д. С высшим звеном общение сводится к решению особо сложных вопросов, также я подхожу к ним с вопросами по технологичности, когда надо проверить новое сложное изделие. Некоторые вещи кажутся мне логичными, хоть и сложными, но на практике излишне сложными. Опытный и мудрый начальник расскажет, что тонкая уплотнительная резинка 5 лет назад не обеспечила герметичности на другом изделии или предложит уточнить, какой материал лучше подойдёт для работы под давлением в солёной воде.


Помимо участков по механической обработке на моей работе есть гальванический участок, малярка, термичка и т.д. Знание того, какое покрытие лучше для определённых условий работы изделия, бесполезно, если забыть спросить гальваника, а используем ли мы такое покрытие у себя на предприятии. Сложности могут быть связаны с отсутствием требуемых реагентов или банально нецелесообразности сливать ванну раствора для регулярно используемого покрытия, чтобы сделать одну партию деталей с редким покрытием и поменять раствор обратно. К слову, химические реагенты нельзя просто слить в канализацию, их надо деактивировать, очистить или даже отправить на переработку в соответствующие организации.



Подводя итог, скажу, что сотрудники производственных отделов для технолога это не просто исполнители, но в первую очередь коллеги, а иногда и очень ценные учителя, от отношений с которыми напрямую зависит эффективность работы технологического отдела

Показать полностью
22

Инженер-технолог. Трудности общения с конструкторским отделом

В комментариях к предыдущему посту (http://pikabu.ru/story/professiya__inzhenertekhnolog_5054713) мне рассказали, как слесаря иногда относятся к моим коллегам, что сподвигло меня на написание поста про взаимодействие с разными отделами. Логично начать по порядку процесса создания изделия, поэтому начну с конструкторского отдела. Дописав часть текста, я понял, что пост и так уже слишком длинный, а вдохновение покидает меня с каждым абзацем, поэтому с вашего позволения разобью его на несколько частей.



Работа на производстве всегда связана с общением с различными отделами, производство - живой механизм, где каждое звено важно.


Излюбленный тост начальника производства описывает каноничную ситуацию, когда на совещании выясняют, кто виноват в срыве сроков. Всю цепочку я не вспомню, но суть сводится к тому, что задержка в работе каждого отдела влечёт за собой ещё большую задержку в работе следующего, а в итоге круг замыкается - виноваты все и никто одновременно. Чтобы такого не было, очень важно, чтобы каждый сотрудник не просто перекладывал весь груз ответственности на других, а пытался совместно решить возникающие проблемы. Расскажу, как мы взаимодействуем с другими отделами на своём примере.


Работа над изделием для технологов начинается с рулона чертежей на изделие, который принёс конструктор. Небольшие изделия я проверяю сразу, крупные - немного задерживаю, но обычно задаю вопросы: что это за изделие и для чего оно служит. Конечно, как инженер, я могу понять многое по сборочным чертежам и разобраться во всех узлах, однако есть одна сложность - я работаю с металлом, а наше предприятие выпускает изделия радиоэлектронной промышленности, соответственно, неплохо бы знать если не алгоритм работы плат, то хотя бы в каких условиях это изделие будет применяться. Изделие, применяемое на самолётах, должно быть лёгким, что объясняет множественные усложнения деталей для максимальной прочности и жёсткости при минимальной массе. В таком случае я не буду сильно наставить на утолщении отдельных частей, а если необходимость в этом есть - должен предложить альтернативу. Например, зная производственные возможности оборудования, я могу сказать: у нас есть длинные фрезы, давай облегчим конструкцию в труднодоступном месте, но сделаем стенку потолще.


За пару лет работы я выстроил дружеские отношения со многими конструкторами, особенно молодыми, в результате чего они гораздо охотнее идут навстречу, когда нужно поправить что-то несущественное на их взгляд, а я, в свою очередь, могу быть менее принципиальным в некоторых случаях. Да, это немного усложнит изготовление, но если рабочий потратит лишние 10 минут на изготовление одной детали, а конструктору для исправления нужно вернуться к себе, исправить, перепечатать, собрать подписи проверяющего и начальника отдела, то это оправданно. Самое приятное же в работе - когда конструктор приходит ко мне просто проконсультироваться с набросками детали или 3д-моделями. На этом этапе обычно можно исправить гораздо больше, чем при готовом комплекте чертежей. Всё-таки психологически бывает трудно вносить принципиальные исправления в большой, проработанный чертеж, зная, что это влечет за собой переработку всего узла.


После исправления, согласования и утверждения чертежи отдаются в "работу" в отдел главного технолога. Не всегда это происходит быстро, иногда решение о запуске изделия так и не принимается (если проиграли тендер или выпуск изделия признан нецелесообразным). В процессе написания технологий я периодически прошу внести изменения, потому что разработка ТД может занимать пару недель, а проверка КД на технологичность - полдня чистого времени, поэтому ошибки и недоработки предсказуемо остаются.


Здесь я описал идеальный вариант - когда работа идёт в нормальном режиме, конструирование началось заранее, на изготовление есть достаточно времени и т.д. Однако бывают очень срочные задачи, не знаю уж, кто из руководства недоглядел, но решение принято поздно, а начальники отделов сказали - справимся. В таком случае мне несут чертежу сразу в работу, без проверок, с кучей грубейших ошибок. Конструкторов можно понять, им поставили короткие сроки, нет времени мусолить. Получили чертежи - теперь это наша проблема. Чтобы было понятно: часто я получаю чертежи только на детали, без сборочного чертежа на всё изделия, максимум - на отдельные узлы) и понимания, что это и зачем. Если повезет, потом вживую увижу, очень интересно бывает)


Грубые ошибки могут быть такие: узел сварной, но некоторые детали стальные, а какие-то - алюминиевые) Или на чертежах деталей указаны разные гальванические покрытия, а на сборке - ещё раз покрытие, но уже общее (если на чертежах деталей написано покрытие, то в сборочном чертеже оно уже не указывается по правилам), либо покрытия вообще указаны перед сваркой. Я уж молчу про такие мелочи, как размеры, случайно проставленные от воздуха, размеры, исправленные в чертеже вручную, но не исправленные в модели, по которой делают деталь на станке с ЧПУ или на стороне лазером, размеры типа 35,354 плюс-минус 0,2 (проблема здесь в том, что можно легко сделать размер 35,2 или 35,5 без высокоточного оборудования, но контролировать такие размеры мы должны мерителем с микронной точностью). На последний случай я как-то закрыл глаза, за что потом был осмеян начальством)


Самое глупое в этой ситуации, что исправлять по несколько раз всё дольше, чем сделать всё сразу правильно. В частности бывает, что я уже несколько раз гонял конструктора, найдя ошибки в нескольких чертежах и сразу его вызывая, пока я работаю со следующими деталями, но если я найду ошибку в последнем чертеже, то стопорится запуск в производство всего изделия. При этом надо понимать, что конструктор не расслабляется в это время, у него тоже много дел. К счастью, наше производство достаточно гибко может исправлять косяки на месте, так что в итоге получаются годные вещи.


На этом месте я прервусь, на следующей неделе буду писать уже про слесарей, токарей и других работников производственного фронта.

Показать полностью
69

Профессия - инженер-технолог

Когда меня спрашивают, кем я работаю, и я отвечаю - инженер-технологом - я вижу полное отсутствие понимания в глазах собеседника. Попробую немного заполнить этот пробел.

Сразу уточню: профессия эта встречается в различных отраслях, везде, где требуется более-менее сложный процесс получения готовой продукции - машиностроение, приготовление пищи, химическая промышленность, фармацевтика, деревообработка и т.д.

Моя специальность называлась "технология машиностроения", поэтому речь пойдёт о машиностроении, в основном - о металлообработке. Постараюсь не углубляться в теорию и использовать минимум терминов, ведь моя задача - рассказать о профессии широкому кругу людей.

Итак, поехали.

Начну с того, как я стал инженером-технологом. Я закончил школу с медалью, для медалистов во многих вузах есть предварительный отбор в виде собеседования до основных вступительных экзаменов. Я хотел поступить на специальность, связанную с математикой, но не прошел собеседование, после чего в коридоре набежали деканы различных факультетов, предложивших попробовать сразу же пройти отбор к ним :-) Уровня моих знаний хватило с запасом, меня были готовы взять. С тяжелым сердцем я попытался поступить в другой университет, но и там меня ждал провал. Будущие абитуриенты, уделите побольше внимания подготовке к поступлению, пусть даже в ущерб оценкам в школьном аттестате! Провалившись на экзаменах, я отнёс документы на техмаш, где меня с радостью приняли. Позже, при общении с коллегами я узнал, что многие попали в машиностроение случайно, но выбор идти после учёбы на производство был у всех осознанным.

Теперь к сути. Основным результатом работы инженера-технолога является технологический процесс - документ, описывающий процесс получения готовой детали. Техпроцесс на деталь может быть один, их может быть несколько - в каждом цехе свой для упрощения согласования и корректировки. На текущей работе ТП краткий, один для всех цехов.

Важной характеристикой техпроцесса является повторяемость и стабильность характеристик изготавливаемого изделия, т.е., взяв техпроцесс десятилетней давности, мы должны получить деталь, которая будет соответствовать чертежу так же, как и деталь, изготовленная 10 лет назад.

Рассмотрю разработку техологического процесса на примере изготовления винта, например, вот такого.

Профессия - инженер-технолог Машиностроение, Инженер, Профессия, Длиннопост

Почему нельзя купить в магазине, а нужно делать с нуля? Причин может быть много, например, трудно найти в продаже маленькую партию или они делаются только на заказ, а это долго, дорого и муторно (нужно подключать отдел закупок, бухгалтерию и т.д.).

Исходные данные - конструкторская документация, в данном случае, чертёж на деталь. На чертеже указаны размеры, требования к точности, шероховатости (гладкость, простыми словами), материал, твердость, покрытие и другие технические требования.

Первым делом технолог подбирает заготовку. В некоторых случаях достаточно выбрать длину заготовки на определенное количество деталей. Её остальные параметры - материал, диаметр прутка и другие - выбраны конструктором и указаны в чертеже. Иногда конструктор указывает только материал, например - Д16.М (отожённый дюралюминий), в таком случае мне надо выбрать заготовку с учетом возможностей предприятия. Как правило, проблематично купить метровый кусок прутка диаметром 10 мм, поэтому существует перечень или ограничитель материалов, действующий на предприятии. Там может быть указано, что допускаются алюминиевые плиты толщиной 20, 32, 40, 60 мм или прутки диаметром 10,12,14,16. Нужно что-то среднее - берётся заготовка больших размеров. Может показаться, что это расточительство, но расходы на "лишний" материал и дополнительную механическую обработку нивелируются возможностью заказывать меньшее разных видов материала, экономя место на складе и не замораживая деньги предприятия в неходовых заготовках.

В техпроцессе пишутся операции с указанием необходимого оборудования, режущего и мерительного инструмента, приспособлений, оснастки и т.д. Для винта это будут: заговительная (отрезать заготовку), токарная - получение элементов вращения, резьбы и т.д., фрезерная - если болт изготавливается не из шестигранника нужной точности, слесарная - зачистка заусенцев, доводка резьбы при необходимости, гальваническая - цинкование.

Содержание операций даже на такую простую деталь может сильно отличаться в зависимости от типа производства (единичное, серийное или массовое) - это может быть одна фраза - "Точить согласно чертежу", а может бы подробнейшее описание с эскизами на обработку каждым видом инструмента, переустановки, вспомогательную оснастку и т.д. Раньше я посмеивался над технологиями первого типа, но когда нужно в сжатые сроки написать десятки технологий, а токарь умеет читать чертежи, то почему бы и нет. Более того, расписывать операцию на простую деталь при единичном производстве вообще вредно - время технолога стоит денег.

На текущей работе я пишу - нанести покрытие согласно пункту технических требований чертежа, указываю номер типового технологического процесса нанесения покрытий (в нём написано очень подробно, в какие ванны, на какое время погружать детали в зависимости от их размеров и конфигурации, чтобы не писать это каждый раз). На предыдущей я специализировался на работе со станками с ЧПУ (числовое программное управление), поэтому все другие операции были описаны как перемещение в соответствующий цех, где есть свои техпроцессы.

Между некоторыми операциями и обязательно в конце проводится контроль отделом или бюро технического контроля. Здесь может быть написано просто проверить результат операций (тогда контролер сам смотрит, что должно было быть выполнено к моменту контроля и проверяет все необходимые операции) или подробно расписано, какие размеры и чем контролировать.

При разработке ТП может обнаружиться, что требуется специальный режущий и мерительный инструмент или оснастка - например, особо длинный метчик с хитрой резьбой, сухарь для гибки, оправка и т.д. В таком случае я технолог на крупном производстве может заказать в специальном бюро необходимый инструмент, где его сконструируют, отправят документы в свой инструментальный цех, там его изготовят. На маленьком производстве иногда приходится самому проектировать оснастку или искать, где купить. Нюансов очень много.

По сути, задача отдела главного технолога - подготовить производство к изготовлению изделия.

В мои обязанности сейчас также входит технологический контроль конструкторской документации. На этапе разработки изделия конструктор приносит мне комплект документации на всё изделие, рассказывает, какие у него функции, я проверяю, можно ли вообще изготовить его на нашем производстве, уточняю, для чего необходим тот или иной элемент, зачем нужна высокая точность какого-то размера и нельзя ли упростить некоторые элементы, потому что зачастую небольшое снижение точности может позволить значительно упростить процесс изготовления, например, при допуске на расположение крепежного отверстия плюс-минус 0,1 мм необходимо использовать фрезерный станок, а плюс-минус 0,2 может разметить и просверлить хороший слесарь.

Отдельно хочу остановиться на различии в работе на двух разных предприятиях, пусть это будет работа №1 и работа №2.

№1. Я писал техпроцесс на обработку деталей на токарно-фрезерном станке с ЧПУ, чертил эскизы обработки, писал программы для станка, подбирал инструмент для операций. После всех согласований из-за большой загрузки станков изготовление могло начаться через полгода или даже больше. При изготовлении меня вызывали в цех, где я совместно с оператором-наладчиком получал первую годную готовую деталь, исправляя программу на станке и внося исправления в техпроцесс ручкой. После сдачи партии ТП с исправлениями возвращался ко мне, я вносил изменения уже на компьютере, перепечатывал, при необходимости согласовывал изменения и сдавал в архив. Потом при возникновении сложностей и вопрос меня могли снова вызвать. С одной деталью я намучился - меня вызывали при изготовлении каждой новой партии, потому что первая партия была из 2 деталей, вторая - из 3 и проблемы типа быстрого износа резцов или сверл не проявлялись. Некоторые детали, на которые техпроцессы были написаны в самом начале карьеры, не были изготовлены и через 4 года.

№2. Здесь я пишу техпроцессы практически на все виды деталей, сейчас я в отделе фактически единственный исполнитель. Также пришлось вникать в процессы сборки, хотя здесь помогает опыт слесарей - часто достаточно просто написать "собрать согласно чертежу", покраски, гальваники, гибки, лазерной гравировки и т.д. Плюсом идёт технологический контроль, подготовка промежуточных моделей деталей для производства - программы здесь пишут инженеры, работающие непосредственно со станками в цехах. Они тоже мастера на все руки - и программу написать, и наладить станок, и ставить заготовки/снимать готовые детали, и заусенцы зачистить.

Два моих места работы очень сильно отличаются, интересно и там, и там, рутина бывает так же везде, правда, отличается по сути. На работе №1 я мог включить музыку и спокойно работать с одной деталью, за месяц я делал 4-6 техпроцессов. На работе №2 иногда планируешь сделать 5-6 дел за день, а из-за срочных вопросов не приступаешь ни к одному из них в течение многих дней. Однажды я поставил себе цель "сделать всю работу". Я трудился месяца 2-3 подряд, не покладая рук, выполняя текущие задачи и таки закончил все висящие дела. Через месяц у меня снова был огромный список задач, так что планирование труда практически невозможно. Это и минус, и плюс.

Написав и перечитав пост, я удалил половину текста и дописал ещё столько же, если прочитаю ещё раз, наверное, опять всё исправлю. Так что пусть всё остаётся, как есть.

Отдельно могу написать про ЧПУ, как это организуется на разных предприятиях, какие плюсы и минусы, но сейчас я устал)

Надеюсь, стало немного понятнее, чем занимается технолог на производстве, задавайте вопросы, буду рад ответить.

Показать полностью 1

Мы ищем frontend-разработчика

Мы ищем frontend-разработчика

Привет!)


Мы открываем новую вакансию на позицию frontend-разработчика!

Как и в прошлые разы для backend-разработчиков (раз, два), мы предлагаем небольшую игру, где вам необходимо при помощи знаний JS, CSS и HTML пройти ряд испытаний!


Зачем всё это?

Каждый день на Пикабу заходит 2,5 млн человек, появляется около 2500 постов и 95 000 комментариев. Наша цель – делать самое уютное и удобное сообщество. Мы хотим регулярно радовать пользователей новыми функциями, не задерживать обещанные обновления и вовремя отлавливать баги.


Что надо делать?

Например, реализовывать новые фичи (как эти) и улучшать инструменты для работы внутри Пикабу. Не бояться рутины и командной работы (по чатам!).


Вам необходимо знать современные JS, CSS и HTML, уметь писать быстрый и безопасный код ;) Хотя бы немножко знать о Less, Sass, webpack, gulp, npm, Web APIs, jsDoc, git и др.


Какие у вас условия?

Рыночное вознаграждение по результатам тестового и собеседования, официальное оформление, полный рабочий день, но гибкий график. Если вас не пугает удаленная работа и ваш часовой пояс отличается от московского не больше, чем на 3 часа, тогда вы тоже можете присоединиться к нам!


Ну как, интересно? Тогда пробуйте ваши силы по ссылке :)

Если вы успешно пройдете испытание и оставите достаточно информации о себе (ссылку на резюме, примеры кода, описание ваших знаний), и если наша вакансия ещё не будет закрыта, то мы с вами обязательно свяжемся по email.

Удачи вам! ;)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!