Греттир-короткий меч и проклятье великанов
Для М.
В эти холодные дни, когда в воздухе витает предчувствие праздников и пахнет мандаринками, самое время рассказывать теплые зимние истории. Окей, история Греттира, сын Асмунда.
Родился Асмундсович в конце 10-ого века в Исландии. С юных лет Греттир со всех сторон демонстрировал себя как яркая, неординарная личность. Со всеми ссорился, дрался и хулиганил. Скажут ему, например, пасти гусей, а он вместо этого гусей передушит. Не по понятиям это – такому достойному джигиту гусей пасти. Попросят овец накормить – а Греттир гуся душит. Скажет ему мама – не играй с теми хулиганами, плохому научат, а Греттир с ними поиграет, подерется в мясо, и опять давай гуся душить…
Если говорить серьезно. Асмунд сильно озаботился тем вопросом, что юному Греттиру всего-то 14-ая весна, а пользы от него в хозяйстве, как от бубонной чумы. Решил он отправить сына на общий сходняк – тинг. Пускай, дескать, Греттир послушает умных речей, может и сам наберется
По пути на тинг, однако, случился казус. Греттир потерял сумку с бутербродами на дорожку. В поисках котомки встретил паренька по имени Скегги. Скегги, вот так совпадение, тоже потерял сумку. Но, увы, это милое совпадение не положило начало долгой дружбе. Потому что сумку-то они нашли, но только одну. Ну и стали выяснять, чья она. Слово за слово, Скегги схватился правой рукой за секиру, и в тот же момент левой – за двери Нифльхейма. Вряд ли он и понять что-то успел, настолько Греттир был быстрый и сильный. Греттиру же ничего не оставалось, как теперь чесать в затылке и думать как от трупа избавиться.
Ничего умного он придумать не успел, потому что понаехали родственники Скегги и стали задавать всякие неуместные вопросы – а что здесь собственно произошло, и почему Скегги уже такой одеревеневший?
- Великаны, - искренне ответил Греттир, - великаны убили Скегги и никто не виноват, что поделать.
Родственники Скегги сразу почувствовали в этом заявлении что-то подозрительное. Где это видано, чтобы великаны средь бела дня нападали? Так что ехал наш Греттир на тинг умных людей послушать, а выслушал, что умные люди его осуждают на трехлетнее изгнание.
- Прекрасно съездили, просто замечательно, - сказал Асмунд.
Ничего не оставалось, как пристроить сынишку Греттира на корабль и пускай гребет на все четыре.
На прощание матушка Греттира тихонько вручила сынуле меч из-под полы. Любящее материнское сердце – оно такое. Возможно, именно наличие колюще-режущего привело к тому, что на корабле вместо того, чтобы грести, он сидел на лавочке и сочинял оскорбительные стишки. Наконец кто-то из гребцов попросил помочь на веслах и прекратить поносить всех грязными, но очень красивыми стихами. Это была недопустимая дерзость. Но Греттир был не только славный боец, но и добрый скальд. Он подумал немного и выдал первоклассную вису.
- Пошел на хер, хоть сдохни там, - ответил Греттир.
И все на драккаре согласились, что это было сказано хорошо. Не удивительно, что с таким экипажем корабль вскорости разбился о скалы. Но Греттир не утонул. Такой вот у него был характер. Прогуливаясь по пляжу он наткнулся на могильник. Греттир парень простой – видит могильник, раскапывает могильник. Против этого акта вандализма выступил лично оживший покойник, мирно спавший в этом самом могильнике. Но Греттир отправил его обратно в чертоги вечных. А голову покойного отрезал и привязал ему промеж ног. Ведь Греттир был известнейший на всю Скандинавию знаток по упокоению мертвых. Идет значит себе дальше Греттир весь обвешанный цацками и оружием, а на встречу ему скачет местный феодал Торфинн.
- Приветствую на наших славных землях, - говорит Торфинн, - вон там моя усадьба, море везде, а вон могильник моего отца.
- Оу, как нехорошо получилось, - подумал Греттир.
Но с Торфинном они сдружились. Начало суровой мужицкой дружбы зародилось, после того как Греттир в одиночку завалил целую банду берсерков в двенадцать рыл. Ведь Греттир был хитрый. Втерся к ним в доверие, как Шарапов к Джигарханяну, споил, а ночью не дрогнувшей рукой завалил двенадцать человек.
Следующие годы он провел курсируя между Скандинавией и Исландией. Везде убивал, ну чисто в порядке самообороны, совершал подвиги и тут же изгонялся из одной страны обратно в другую. Но у себя на родине он успел отличиться. В округе завелся оживший покойничек. Черный лицом великан.
- Наконец-то достойный противник, - сказал Греттир.
И битва вышла что надо. Греттир воспользовался рельефом местности и не давал великану развернуться, нанося удар за ударом. Но, увы, во время битвы случилось непоправимое. Греттир заглянул в глаза великана. Увидел – и пропал. Ну, не в смысле, что влюбился, а что получил проклятье на всю катушку. Великана-то он убил, по традиции подвесив его голову промеж ляжек покойного. Но с тех пор его жизнь пошла под откос. До этого-то нормально всё было.
Греттир решил отправиться обратно в Норвегию, на службу к конунгу Олаву. Тут-то проклятье и начало преследовать его. Корабль пристал к берегу, а на другой стороне пролива виднелся огонек в доме. Греттира опять взяли на слабо, он переплыл буйное ледяное море и пошел на ферму за огнем.
Дальше показания разнятся. По версии самого Греттира: он вошел на ферму, весь в клубах ледяного пара, размахивая голым гениталием. Был очень вежлив и учтив, попросил огонечку, со всеми тепло попрощался и ушел. Переплыл пролив обратно, принес товарищам огонь и все хвалили его храбрость. По версии исландского следствия, где-то в этом промежутке ферма сгорела, а все фермеры скончались от отравления свинцом под ребра.
- Ну вы знаете, - ответил Греттир, - эти великаны.
Но проклятье покойника не позволило поверить в единственно адекватную версию про великанов.
- А может, вы там мечами своими меряться начали?
Это было обидно. Как-то раз Греттир устал от очередного подвига и уснул, в чем мать родила. Мимо проходящие девушки начали смеяться на тему того, что у Греттира, кхм-кхм, как бы так сказать… Пипитунчик греттировский-то вовсе не цвайхандер, а вовсе даже перочинный ножичек. Греттир обиделся на такие сильные заявы и зачитал вису, что дескать не в размере меча дело, а в умении с ним управляться. После чего сразу показал фехтовальный мастер-класс. Мастер-класс присутствующих дам устроил, но в сагу на веки вечные вписали, что у Греттира короткая секира.
В общем, совсем ни в чем невиноватый Греттир обиделся на такое недоверие, убил всех, кто подвернулся под руку и ушел в бега. Спрятался он на острове, где жил отшельником. Переплывал милю ледяного залива, грабил всякое с ферм и тащил награбленное к себе в логово, где сидел на нем, как Смауг в Одинокой Горе. В какой-то момент охота на Греттира превратилась в исландский национальный вид спорта. Ведь по всей Исландии висели плакаты с лицом Греттира, типа «Разыскивается живым или мертвым». Естественно, Греттир всех убивал, но особо юных искателей приключений шлепал по розовым попкам и отпускал восвояси. Ничто человеческое не было ему чуждо.
И прожил он так девятнадцать лет (покуда его не убило магическое бревно) чем поставил мировой исландский рекорд продолжительности жизни в бегах.
Так выпьем же за то, чтобы в грядущем году минули нас все проклятья великанов, не встречались в пути колдунские бревна и всегда возвращались домой наши драконы моря.






