-4

Диспозиционная теория и обсессивно-компульсивное расстройство

Диспозиционная теория и обсессивно-компульсивное расстройство Психология, Психиатрия, Ведомость, Внушаемость

Немного теории. Страшное слово "диспозиция" обозначает установку (предрасположенность). Это может быть как ведущая черта характера, так и уже проверенная стратегия реагирования на те или иные вызовы окружающей среды. Казалось бы, привык человек делать какую-либо работу определённым образом, с определёнными мыслями, с определённым подходом. Но последствия могут быть вполне своеобразными. Поясню свою мысль. Вот появилась у вас с детства установка на послушание или на формирование образа "хорошего мальчика". Вполне естественно, что ваше собственное мнение и ваши собственные решения долгое время подавлялись, вам на блюдечке преподносились уже готовые варианты, уже предопределённое будущее. А вы как хороший мальчик или хорошая девочка говорили, - "Угу, да - я на всё согласен".  НЕЕЕЕЕ РАСТЯГИВАЙТЕ ГЛАСНЫЕ - МЫ НА ВСЁ СОГЛАСНЫЕ (помните, такое по радио передавали). Кажется, что ничего вроде плохого. Можно из этого выбраться, всё поменять, сломать "порочный круг". Но сама диспозиция, увы, уже сделала своё не самое хорошее дело. Человек, который не привык сам нести ответственность за свои самые элементарные действия, будет рассматривать любую ситуацию как трудную и заслуживающую тщательного рассмотрения. Если самостоятельная личность не будет зацикливаться на  проверке закрытия входной двери, то респондент с навязчивыми мыслями будет в постоянной тюрьме своих собственных сомнений. Ведь раньше всё решалось чужой волей. А тут раз! Надо самому закрыть дверь. Надо самому отвечать за электроприборы, нужно контролировать газ и т. д. и т. п. Ясное дело, что способность принимать собственные решения, которая долгое время подавлялась, будет страдать. Вот представьте - вы никогда не ходили самостоятельно. А тут всё сам! И вы шатко, с падениями, неуверенной походкой начинаете свой путь. В этом случае медленно принимаются решения, перепроверяются обычные бытовые операции, из спокойного состояния "вышибают" психику элементарные бытовые дела, тревога постоянно сигнализирует о "перегреве" нервной системы. Поэтому, господа и дамы... Меняем установки. Если раньше вы были ведомыми людьми - бросайте такие способы реагирования. Чем дольше вы будете пребывать в состояниях опеки со стороны других, тем тяжелее будут даваться решения в дальнейшем. А психопатические ОКР-ы, которые из-за этой проблематики могут появится - терапевтировать их долго, и потребуются значительные усилия для преодоления этой проблемы. Надеюсь, что сведения будут полезны. Всем успехов. Фото с сайта psyhosoma.com.

Найдены возможные дубликаты

0

Тяжело быть безногим инвалидом. Немедленно прекрати быть безногим инвалидом. Понятно.

раскрыть ветку 3
0

Это, к сожалению, может привести к инвалидности психики. Руки, ноги есть - а действовать всё равно трудно.

раскрыть ветку 2
0

До первого успешного мероприятия

раскрыть ветку 1
-2

Знаете, что хорошо лечит любые расстройства - ипотека  и маленькие дети. Когда тебе надо зарабатывать и оплачивать, и кормить своих детей, ты забудешь про все предрасположенности, перестанешь копаться в своем чреве и прислушиваться, и начнешь выживать

раскрыть ветку 9
0

Или нет. Все люди разные. Не надо мерить всех по себе. Вы же это из собственного опыта пишете? Это не голая теория из книжки по личностному росту? В общем, если лично вам помогло, то я искренне рад за вас. Но поверьте, есть куча людей, которых такой подход доламывает окончательно.

раскрыть ветку 4
0

Ипотеку точно не надо :)).

раскрыть ветку 3
0

Крайности предлагаете. Хорошая цель - лечит. А если ещё усугубить - не уверен, что к лучшему.

раскрыть ветку 3
0

Не знаю, удивлю вас или нет,  в 50-х годах  20 века многие проблемы с психикой лечили трудотерапией. Работающие меньше прислушивались к себе, работали и молчали, чтобы особенно не показать свои патологии. Опыт не мой, а российских психиаторов середины прошлого века.

раскрыть ветку 2
Похожие посты
82

ПСИХОЛОГ VS ПСИХИАТР

Пост не про гипноз (как был ранее), а именно про мед.структуру.


Что это за ребята и в чём разница? К кому идти и кто поможет?

ПСИХИАТР.
Это человек с МЕДИЦИНСКИМ образованием. Работает с диагнозом, но не личностью.
Имеет право быть психотерапевтом, но только после доп.обучения.
Выписывает лекарства, лечит психиатрические заболевания.
На моей практике психиатров-психотерапевтов очень мало, несмотря на дополнительное обучение, они продолжают лечить, убирая симптомы лекарствами, но не работают с первопричиной.

ПСИХОЛОГ.
В РФ сопоставимо с ругательством. Оно и верно. Обычно психологи - это люди, закончившие пед.университет. Имею право на обработку результатов тестирования и на описание характеристик человека. Ставить диагноз, выписывать лекарства, заниматься психотерапией права не имеют. Максимум - психологическая консультация.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ.
В идеале человек с изначально медицинским образованием. Ориентируется в психиатрии, умеет разделять психосоматику и соматику. Работает с личностью, а не с диагнозом. Не выписывает препараты.
Далее начинаются сложности. У меня в дипломе написано, что я патодиагност и психотерапевт. Патодиагностикой занимался, работая в наркологии, психиатрии, в том числе тюремной. Патодиагностика - это вычленение ошибок мышления и восприятия, далее вырисовывание симптома комплекса. Далее по результатам патодиагностики психиатр может поставить диагноз. В данном формате задача клин.психолога - это помощь психиатру в постановке диагноза.
А вот психотерапией я официально заниматься не могу, так как я не врач-психиатр, и при официальном оформлении лицензии на психотерапию приходит отказ. Хотя по диплому имею на это право.

Чуть более подробно расскажу, зачем вообще нужен психолог в стационаре/клинике.
1) Мотивация пациента на выздоровление.
2) Создание дисциплины лечения и поддержка авторитета врача. Тут проблематика в том, что назначения соблюдают менее половины пациентов,и наша задача это исправить.
3) Анализ внутренней картины болезни пациента. Выявление вторичной выгоды от заболевания (если она есть).
4) Психологически подготовить к операции или её последствиям.
5) Сопровождение лечения при тяжёлом заболевании, психологическая поддержка и помощь в адаптации.

Моё мнение на ситуацию в целом: основная масса психологов - это доморощенные «специалисты», которые могут и навредить.
Основная часть психиатров-психотерапевтов в течении десятилетия учатся лечить диагноз, и научиться работать с личностью и перенастроить систему координат не могут.
Клинические психологи - это связующее звено между психиатрией и психологией, но без дополнительного образования далеки от первого и второго.

Я надеюсь, что в ближайшем будущем введут лицензирование на психологическую деятельность. И обязательные требования к образованию. Ведь ментальное здоровье также важно, как и физическое. За доведение человека до психоза или депрессии нужно вводить ответственность как за телесные повреждения минимум.

Показать полностью
80

Личная история. Психоз или инфантилизм?

Личная история. Психоз или инфантилизм?

Хочу рассказать историю, приключившуюся с моим братом. А за одно и выслушать ваши советы, потому, как мы уже не знаем что делать. Сначала я расскажу предысторию, а затем описание самой ситуации.


Жил был себе Алексей, в меру талантлив, с пытливым умом, в школе брал олимпиады по физике, химии и каким только предметам, все его хвалили и предрекали хорошее будущее. Характер вспыльчивый, упертый, но в целом добрый. Договориться с ним было трудно даже родителям. Любил обсуждать науку и свое времяпровождение видел в книгах по физике, робототехнике. Был один друг. Погулять, пообщаться с человеком о простых жизненных историях  - это не про него. Всех вокруг он измерял по уровню образования. Я до сих пор помню его фразу: "А чего мне с ней общаться, она же продавщица в магазине" (о родственнице).


В 18 лет поступил в университет, переехал учиться в другой город. Родители ему снимали комнату, присылали деньги. Помнится, окончив университет он язвил родителям: "Какая ваша заслуга, вы тут вообще не причем". Все это время он жил на их обеспечении и не разу выразил слова благодарности. А далее неоконченная аспирантура, неоконченная магистратура в другом университете.


Уехав от родителей так он прожил в другом городе лет 8, все это время ни разу не устроившись на работу. Вел самостоятельный быт, вернее поддерживал его отсутствие. За все время человек не научился готовить еду, перестал поддерживать элементарные меры гигиены, несколько лет мог ходить в одной одежде и обуви. На малейшую помощь реагировал воем, ему и так хорошо ходить в дырявых ботинках. А потом раздался такой громкий колокол.


Однажды приезжает с вещами ко мне. Говорит, что его кто-то преследует. Разобрал свой телефон, вытащил микрофоны и заклеил камеры. Говорит, что везде прослушка и за ним следят. Все вещи из сумок завернуты в фольгу. Общаемся письменно, так как боится, что его подслушают. Он откровенно бредил и свято в это верил.


Спустя полгода.

Сейчас ему 29. Теперь он живет с родителями в отдельной комнате. В его речи напрочь отсутствует логика, совесть, мораль, сострадание, эмпатия, осознание ситуации, уважение к родителям - может и посылает их лесом, был готов применить физическое насилие, но отец поставил его на место. Поведение похоже на подростка. По рассказам были приколы, когда он мог уставиться в бумагу с переписанными символами клавиатуры, смотреть в нее, потом резко менялся в настроении. Второй интересный эпизод, когда он мог стоять неподвижно посреди комнаты, наклонив голову вниз и опустив плечи. Или мог моргать часто-часто, объяснив, что с ним было что-то не так. Возможно были провалы в памяти или похожее на это, когда вместо того, чтобы назвать свою дату рождения, человек молчит. Ранее такого за ним не наблюдалось.


Все конфликты разрешает одним методом, либо по его, либо никак. Родителей рассматривает как источник денег и буквально требует их "Вы же раньше давали, дайте сейчас". Хочет уехать, но не может.

Одна из комнат в квартире превратилась в бомжатник с туалетом типа "ведро". Окна завесил шторами, чтобы никто него не прослушивал с улицы. Договориться не получается. Живет и воняет в квартире по своим правилам, выходит только за едой до холодильника, отравляя жизнь родителям. Так уже 4 месяца.


Что делать? Можно ли как-то помочь человеку? Лечиться человек не желает.

Личная история. Психоз или инфантилизм? Психология, Расстройство личности, Психоз, Помощь, Длиннопост, Психиатрия
Личная история. Психоз или инфантилизм? Психология, Расстройство личности, Психоз, Помощь, Длиннопост, Психиатрия
Показать полностью 2
284

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда

Зачиталась я как-то об ученых-академиках РАН и наткнулась на теорию психоанализа - истоки жанра, коллективное бессознательное, Берн, Фрейд, Юнг, либидо, мортидо, et cetera...
Но это неинтересно - об этом пишет практически каждый второй счастливый обладатель интернета, ваятель рефератов по психологии, типичный не-такой-как-все - р-р-ребята, я такую штуку нашел, комплекс Эдипа, это значит, что все беды от того, что мы хотим свою маму!
Шутки - шутками, но если серьезно - загуглите, я вообще не шучу, там от греческой мифологии только название.
Совершенно другой интерес представляет австрийский психиатр Вильгельм Штекель - он не на слуху, но придумал те вещи, которые сейчас распространяют бодипозитив, различные фем-сообщества и медицинские работники. Между нами, большинство предрассудков было неплохо им исправлено - начиная от "до свадьбы нельзя" заканчивая "психические больные - тоже люди".
Уже покруче, не так ли?
Штекель лечился от нервного напряжения у Фрейда, и вдохновившись его работами, сам стал психиатром - продвигал активно психоанализ (даже активнее, чем сам его основатель), писал книгу "Язык сновидений" (привет, современные сонники!), и пытался определить, что же значат для нашего с Вами подсознания фаллосы и вагины - Фрейд, естественно, одобрял его труд.
Спойлер: если попробуете прочитать эпосы Штекеля, секса Вы там не найдете.
Дальнейшую карьеру Штекель предпочел не дружбе, а критике Фрейда, сказав, что не все на подсознательном влечении к матери устроено - в ответ на это Фрейд обиделся и разорвал партнерские отношения со своим экс-учеником. Штекель не растерялся и приступил к куда более эпатажным исследованиям - например, им была подняты тема скрытой гомосексуальности всех людей, вопрос о благотворном влиянии... прикройте Ваши уши... мастурбации в качестве секс-разрядки, и даже исследование влечения ко смерти, раскрывшее картину нашего с Вами бессознательного. Им же и был введен термин "парафилия", обозначающее любой вид отклонения, связанный с половым влечением.
Иным словом, Штекель изучал запретный плод всех именитых психиатров - а что же там, за гранью нормального - толкая идеологию психиатрии вперед, в будущее. Штекель не пытался определить, где норма, а где - нет, где можно, а где - нельзя, а лишь поднимал границу дозволенного и задавал вопросы, на которые до сих пор никто не может найти ответ - и современная психиатрия только делает маленькие шаги в эту сторону.
Часть его тезисов нашла свою аудиторию - это заняло много времени, но именно сейчас мы можем говорить о сексе спокойно, относиться к своему телу и к своей сексуальности открыто, а главное - не считать любое отклонение нашего поведения от нормы извращением - спасибо дедушке Штекелю за это.
Судьба австрийского психиатра сложилась не самым удачным образом - осуждая смерть ради правого дела, Штекель совершил самоубийство, пытаясь убежать от власти нацистов. На многие годы ученый был позабыт, но его упорство, новаторский подход и важность поднятых тем дали большой толчок для карьеры Сабины Шпильрейн, Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, но это, как говорится, совсем другая история.

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда Психиатрия, Психология, Фрейд, Психоанализ
Показать полностью 1
33

Зачем психиатры лечат маниакальный синдром

Маниакальный синдром (мания) — это нарушение психики, из-за которого человек постоянно оптимистичен, жизнерадостен, полон сил и энергии.

Для многих людей это может показаться настоящим счастьем, но почему-то «злые психиатры» с этим не согласны. Они считают маниакальный синдром болезненным состоянием и начинают его лечить.


В чём же проблема мании — я расскажу в этом видео.

(текстовая версия будет под видео)

1. Неадекватная оценка своих сил и возможностей.

Во время мании человеку кажется, что он самый сильный, ловкий и выносливый.


Это приводит к переоценке собственных возможностей в сочетании с огромным желанием что-то делать.


Такой человек может запросто попытаться пробежать зимний марафон в одних шортах или пробовать переплыть Ла-Манш в бурю, хотя до этого ни дня не занимался спортом.


В итоге такое поведение может привести к инвалидности или даже гибели человека.


Кстати, переоценка своих сил касается не только физических качеств, но и интеллектуальных.


Очень часто в маниакальном состоянии люди проигрывают все свое имущество в азартные игры или вкладывают в сомнительный бизнес, который никогда не принесет прибыли.


Уже только поэтому маниакальный синдром обязательно нужно лечить, но это далеко не единственный недостаток этого расстройства.


2. Снижение работоспособности.

Несмотря на активное желание действовать, во время маниакального синдрома работоспособность нулевая.


Это связано с тем, что человек не может долго концентрировать внимание на одном занятии. В итоге, он либо постоянно отвлекается, либо быстро переключается на что-то другое.


Со стороны такие люди могут выглядеть настоящими трудоголиками, которые постоянно чем-то заняты.


Но на самом деле никакого полезного эффекта их работа не приносит.


3. Агрессивное поведение.

Хорошее настроение – не значит дружелюбие. Мания часто может сопровождаться раздражительностью и агрессией, которая может легко перейти в физическое насилие.


При этом человек совершенно не оценивает свои силы, поэтому может полезть в драку с полицией, военными или толпой футбольных фанатов.


Чем это может закончиться, думаю, объяснять не нужно.


4. Психоз.

Иногда на фоне маниакального синдрома появляется не просто переоценка собственных сил, но и возникает психоз: бредовые идеи величия, реформаторства и т.д.


В таком случае у человека полностью нарушается адекватное восприятие мира.


При каких расстройствах возникает маниакальный синдром

Важно понимать, что это не отдельное заболевание, а синдром. То есть признак, который может встречаться при самых разнообразных заболеваниях.


Синдром — совокупность симптомов с общими причинами (этиологией) и механизмом появления (патогенезом).

Маниакальный синдром состоит из триады симптомов:

1) Повышенное настроение

2) Ускоренное мышление

3) Двигательное возбуждение


Конечно, маниакальный синдром наиболее характерен для биполярного аффективного расстройства, но может возникать и при:


- наркотических интоксикациях,

- нарушениях работы щитовидной железы (гипертиреоз),

- и даже при инфекциях (например, при СПИДе).


Детальнее я расскажу об этом в других видео.

Итог
Многие люди считают, что однажды они заработают много денег, найдут идеального партнёра или пройдут многолетнюю психотерапию, после чего будут постоянно жизнерадостны и счастливы.

Но нет, для здоровой человеческой психики норма – это чередование хорошего и плохого настроения в зависимости от ситуации.

А если оно постоянно низкое, повышенное или не соответствует раздражителю — это уже признак патологии.


На этом у меня всё, спасибо за внимание!

Показать полностью
1180

Об ОКР

С детства мне самой казалось странным, что я постоянно пересчитываю определенные предметы в квартире. Я постоянно считала технику в доме. До сих пор помню название марки холодильника, компьютера, часов и далее по огромному списку. Доходило до абсурда. Я честно не понимала, почему пересчет этих предметов утоляет во мне какую-то внутреннюю тревогу. Я пыталась не считать, но не могла, мне казалось, что если я перестану считать, то кто-то умрет. Я не могла терпеть слово "Да". Если его кто-то произносил, я мысленно раз 10-20 произносила в голове, а то и в слух "Нет-нет-нет". Слово "Да" значило для меня: Да смерти. Причем я не боялась за себя, это был страх и тревога за близких людей.
Я всячески избегала чётныхх цифр, любила только нечётные. Технику в дома тоже как-то удалось свести к нечетному числу. Потом я стала считать буквы в словах. И если получалось четное число, я что-то переделывала в слове, или же одинаковые буквы в слове я считала за одну, только чтобы не получилось злополучного честного числа.
Эти занятия отнимают очень много времени и сил. Я пыталась бороться. И как только я переставала считать, внутри будто возникала какая-то щекотка, меня ломало, я не могла объяснить почему. И я снова это делала. Со временем добавлялись какие-то новые ритуалы, в основном по мелочи.
Я точно не помню, как я с этим справлялась, это было постепенно. Помню только, что я пыталась себя останавливать, не считать, не смотреть, не прикасаться определенное количество раз к чему-то. Боролась с нарастающей тревогой.
Я прекрасно понимала, что ничего страшного не случится, если я не прикоснусь к одеялу ровно 15 раз левой рукой. Я прекрасно это знала, но тревога видимо живёт своей жизнью, и она все равно мне шептала, что кто-то может заболеть, если я так не сделаю. И я не делала. И никто не заболел.
В детстве я не знала, что всем этим действиям есть объяснения. Но как-то раз мне случайно в руки попалась научная книга про детские психические расстройства. И когда я дошла до главы ОКР, я была ошарашена. Все списано будто с меня. Это был одновременно и шок, и дикое облегчение. Наверное мне стало лучше, узнав о том, что я не одна такая.
Самый пик был в школе, а вообще я помню эти проявления с самого начала моей жизни.
Сейчас во мне все ещё остались отголоски ОКР. После школы прошло уже 5 лет.
Я до сих пор каждый раз проверяю выключила ли я плиту или утюг по несколько раз. Я знаю, что выключила, но все равно иду проверять. В таких делах я не доверяю самой себе. Иногда я ловлю себя на мысли, что делаю какой-то ритуал и даже сама не замечаю это. Например часть моргаю глазами. Иногда люди это замечают, и спрашивают зачем я это делаю. И я не нахожу, что ответить. Некоторые ритуалы я не замечаю, и мне кажется, что они не мешают сейчас моей жизни, хотя их и не должно быть вовсе. Обычно они учащаются, когда я нервничаю. И тогда я ловлю себя на мысли, что я устала выполнять бессмысленные действия и мысленно говорю себе "Стоп!", и стараюсь держать себя в руках.
Я общалась с людьми с ОКР, и каково было мое удивление и даже ужас, от того что все бывает намного запущеннее. Боязнь заразиться, постоянное мытье рук, бесконечные ритуалы, беспомощность перед тревогой, походы к психиатрам, таблетки, сопутствующие расстройства.
У меня было много вопросов и они остались до сих пор. Почему и зачем организм так себя ведёт. И главный вопрос может ли ОКР повлиять на проявления социофобии или же вызывать ее подсознательно. Или же это просто стечение обстоятельств.

Если дочитали до конца спасибо, всем хорошего дня)

41

Когнитивная терапия. Техники, которые можно использовать

Человек склонен следовать определенным шаблонам поведения, подвержен стереотипам и убеждениям, которые, порой, не имеют ничего общего с действительностью. Он страдает из-за этого, принимает неверные решения, вступает в конфликты и не чувствует себя счастливым. Как с этим справиться? Возможно, поможет когнитивная терапия.

Когнитивная терапия (когнитивно-поведенческая терапия) – вид психотерапии, который фокусируется на изучении отношений между мыслями, чувствами и поведением. Во время сессий терапевт активно работает над выявлением «нездоровых» шаблонов мышления и сформированных ими саморазрушающих убеждений и моделей поведения.

Особенность когнитивной терапии в том, что терапевт не учит пациента, как тому думать правильно, а пытается вместе с ним разобраться, помогает или мешает ему привычный тип мышления. В любом случае, клиенту нужно принимать активное участие в терапии, выполнять домашние задания и относиться к этому процессу ответственно.

Хорошая новость: многие техники, о которых вы прочтете дальше в статье, можно применять в одиночку. Они требуют исключительно желания и терпения, а также дневника и ручки. Выделяйте по несколько десятков минут в день на протяжении 1-3 месяцев и вы избавитесь от негативных мыслительных шаблонов. Это позитивно скажется на общем самочувствии и качестве принятых решений.

Техники когнитивной терапии

Ведение записей о разрушительных мыслях

Это упражнение особенно полезно тем людям, которые борются с негативными мыслями и хотят выявить их источник. Сделав это, им будет легче с ними справиться, сместив свое внимание в нужную сторону.

Рабочий лист (либо файл Word или Excel) должен быть разделен на семь колонок:

В крайнем левом углу отведите место для записи даты и времени, когда возникла разрушительная навязчивая мысль.

Во второй колонке указывается ситуация. Вам нужно описать событие, при котором появилась негативная мысль.

Третья колонка предназначена для автоматической мысли. Здесь она регистрируется, а также выставляется рейтинг веры в нее по шкале от 0% до 100%.

В следующем столбце укажите эмоции, вызванные этой мыслью, а также рейтинг интенсивности по шкале от 0% до 100%.

Пятый столбец пометьте как «Когнитивное искажение». В нем вы определяете, какие когнитивные искажения становятся причиной разрушительных мыслей. Например, мышление «все или ничего», фильтрация, преждевременные выводы.

В шестом столбце вы должны записать альтернативные мысли как альтернативу разрушительной. Чем их больше будет, тем лучше.

Наконец, последний столбец предназначен для того, чтобы вы могли записать результат этого упражнения. Вы смогли противостоять разрушительной мысли?

Записали убедительные альтернативные мысли? Уменьшилась ли вера в изначальную мысль и интенсивность вызываемых ею эмоций?

2. Факт или мнение

Это разновидность шестого столбца из предыдущего упражнения. Вы убедитесь, что ваши автоматические или навязчивые мысли необязательно верны.

Сверху листа запишите цитату:

Мысли – это не факты

Конечно, очень трудно поверить в это, когда мы каждый день сталкиваемся с мыслями, которые, как нам кажется, невозможно изменить.

Рабочий лист содержит 16 утверждений и вы должны решить, факт это или мнение. Например:

Я – плохой человек.

Я провалил экзамен.

Я эгоистичен.

Я не одолжил своему другу денег, когда он меня просил.

Это не трюк: для каждого из этих утверждений есть правильный ответ. Если вам интересно, то вот они: мнение, факт, мнение, факт.

Это простое упражнение поможет увидеть, что, хоть у вас и много эмоционально заряженных мыслей, они не все объективно истинны.

3. Когнитивная реструктуризация

Это упражнение основано на методе Сократа и помогает бросить вызов иррациональным и нелогичным мыслям.

В верхней части рабочего листа описывается, как мысли появляются в голове, и как быстро они развиваются до катастрофических. Упражнение поможет ухватить некоторые из самых неприятных и проанализировать их.

Первая колонка, которую нужно заполнить: «Мысли, которые я должен поставить под сомнения». Здесь вы их записываете, если подозреваете их в нерациональности.

Затем вы записываете доказательства против этой мысли. Каковы доказательства того, что эта мысль точна? Какие факты существуют, которые ставят ее под сомнение?

После того, как вы определили доказательства, можно выяснить, основывается ли мысль на фактах или чувствах.

Затем вы отвечаете на вопрос о том, действительно ли эта мысль является черно-белой оценкой ситуации, или же реальность оставляет место для оттенков серого. Это проверка на черно-белое мышление.

В последнем столбце на этой странице вы размышляете, правильные ли доказательства и факты привели.

На следующей странице поразмышляйте о том, могут ли другие люди иметь разные интерпретации одной и той же ситуации и какими они могут быть.

Затем спросите себя, рассматриваете ли вы все соответствующие доказательства или просто опираетесь на доказательства, подтверждающие убеждение, которое уже имеете. Постарайтесь быть максимально объективными.

Затем еще более интересный вопрос: «Не преувеличиваю ли я правду?». Дело в том, что некоторые заблуждения изначально основаны на фактах, но затем мозг продолжает размышлять и приходит к катастрофическим мыслям. Важно понять, на каком этапе все выходит из-под контроля.

Спросите себя, размышляете ли вы об этой негативной мысли по привычке или потому, что она действительно основана на фактах.

Как только вы ответили на этот вопрос, возникает следующий: «Как эта мысль пришла к вам? Она ваша или другого человека?».

Эти «Сократические вопросы» способствуют глубокому погружению в мысли, которые могут вас удивить, и дают возможность анализировать и оценивать их.

4. Продольная формулировка

Это упражнение поможет вам избавиться от мыслительных шаблонов и неадекватного поведения.

Разделите лист бумаги на пять колонок.

Первая колонка называется «События/триггеры». В этом поле опишите события или стимулы, которые вызывают определенное поведение.

Следующая колонка называется «Ранний опыт». Здесь вы перечисляете опыт, который у вас был на ранней стадии, вплоть до детства, что, возможно, способствовало возникновению неадекватного поведения.

Третья колонка называется «Основные убеждения». Здесь вы записываете некоторые из основных убеждений, которые имеете относительно этого поведения.

Четвертая колонка «Старые правила жизни», в которой вы перечисляете правила, которых придерживаетесь, сознательно или подсознательно. Эти неявные или явные правила могут увековечить поведение, даже если оно не является полезным или адаптивным. Правила – это инструкции «Если – тогда», на основе которых мозг выносит решение, основанное на множестве обстоятельств. Например, у вас может быть правило «Если я ничего не сделаю, это будет полный провал».

Пятая колонка называется «Последствия старых правил». Здесь вы записываете, насколько эффективны они для вас. Они помогают или вредят? Достигаются ли цели?

Переверните страницу и подумайте о ситуации, которая создает негативную автоматическую мысль, и запускает определенные эмоции и поведение. Далее перечислите факторы, которые способны помочь вам справиться с проблемным поведением или мыслью, и, возможно, преодолеть замкнутый цикл. Суть в том, чтобы разрушить шаблон своего поведения.

А теперь создайте «Новые жизненные правила». Проанализируйте несколько сценариев и выясните, которые работают лучше всего. Возможно, в действительности все будет иначе, поэтому не останавливайтесь и адаптируйтесь.

5. Функциональный анализ

Это одно из самых популярных упражнений в когнитивной терапии. Данный метод поможет вам узнать о себе то, что приводит к конкретному поведению и его последствиям.

В середине рабочего листа находится поле с надписью «Поведение». В этом поле вы записываете любые формы поведения. На левой стороне листа находится поле с надписью «Прошлая жизнь», в котором вы записываете факторы, предшествующие определенному поведению. Это факторы, которые привели к нему прямо или косвенно.

С правой стороны находится поле с надписью «Последствия». Здесь вы записываете последствия поведения, то, что произошло в результате рассматриваемого поведения. Они необязательно должны быть однозначно негативными.

Важно понять, какое поведение является адаптивным (позитивным), а какое разрушительным.

6. Формулировка альтернативного действия

Это упражнение поможет рассмотреть проблемы или трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Перечислите все свои уязвимости (почему испытываете эти трудности чаще других) и триггеры (источники проблем).

После того, как вы определили проблемы и поняли, почему уязвимы, переходите к перечню стратегий преодоления.

Это не решения проблем, а способы, при помощи которых можно справиться с их последствиями и которые могут иметь временное воздействие.

Затем перечислите последствия этих стратегий преодоления, например, как они заставляют вас чувствовать себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также преимущества и недостатки каждой стратегии.

Наконец, переходите к перечислению альтернативных действий. Если ваши стратегии преодоления не являются полностью эффективными, найдите другие.

Желаем вам удачи.

Взято: https://vk.com/ocd_club

Когнитивная терапия. Техники, которые можно использовать Психология, Психиатрия, Мышление, Когнитивная терапия, Когнитивная психология, Длиннопост
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: