Божества буддизма – многообразие пантеона

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Наверное, каждый, кто бывал в буддийском храме или знаком с учением Будды, обращал внимание, что в нем встречается огромное количество различных божеств. Они увековечены в статуях, на тханках, на изображениях в изданиях священных писаний. И разобраться в их многообразии далеко не просто.


Именно поэтому мы хотим сегодня поговорить про божества буддизма, разобраться, существует ли единая классификация, узнать отличительные черты известных божеств и их значение. Итак, предлагаем вам ознакомиться с материалом ниже, который, надеемся, поможет вам сориентироваться в этом вопросе.


Понятие бога и божеств в буддизме


Буддизм не говорит о боге-творце, как это происходит во многих теистических религиях, ведь с точки зрения учения Вселенная не имеет начала и конца, а значит – не была создана никем. Однако во многих школах буддизма, в особенности в Ваджраяне, существует целый пантеон божеств. Они встречаются также в махаяне, хинаяне, тибетском буддизме, дзен, тантрических практиках.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

При этом подобные божества скорее приближены к людям, чем к Богу в привычном понимании – они, подобно нам, подвержены желаниям, страстям, знают, что такое карма, и пытаются вырваться из череды перерождений. Даже Будда Шакьямуни считается обыкновенным человеком, который, по сравнению со многими, смог достичь Просветления, и принес человечеству свое учение.


Подобные божественные существа могут называться по-разному: дэвы, идамы или йидамы, бодхисаттвы, иштадеваты. Отличие, к примеру, дэвов от людей состоит в том, что они живут в мирах, более высших, чем наш, но они также постоянно перерождаются в колесе сансары. Также боги могут воплощать свои желания, перемещаться в пространстве или следить за всем миром одновременно.


В каждом направлении буддийской мысли имеется свое количество божественных существ. Некоторые выделяют всего пятнадцать из них, другие – восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается по меньшей мере три тысячи разных существ с уникальным наименованием каждого из них.


Эти существа могут представать в разных ипостасях: выражать радость, умиротворение или быть гневными, изображаться крохотными или гигантскими, в обычном виде или со множеством рук, голов, глаз. Они могут быть одиночными или в сочетании яб-юм – то есть с супругом, которое отражает единство двух начал. У каждого есть характерная одежда, поза, положение рук, украшения и атрибуты, причем они имеют огромный символизм и указывают на силу и способности конкретного просветленного существа.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Бодхисаттва Манджушри


Что любопытно, определенное божество помогает определенным людям, например, наделенным особыми чертами характера, болезнями, склонностями. Каждый адепт может выбрать бодхисаттву и медитировать на него. Чтобы узнать, как распределяются божества по годам, рекомендуем прочитать вот эту статью.


Различных существ в буддийском учении великое множество, и привести здесь их исчерпывающий список не представляется возможным. Более того, не существует даже общепринятой классификации. Однако мы постараемся рассказать о самых основных божественных существах и их группах.


Восемь разрядов в тибетском буддизме


Все многообразие божественных существ в тибетском буддизме можно разделить на восемь рангов:


Будды


Иными словами, Просветленные, Пробудившиеся. К их числу относятся те, кто пришел в этот мир спасти людей, проповедуя учение. Будда Шакьямуни – среди них, но он был пятым. Следующим будет Майтрейя – за это его в миру называют буддой будущего.


Также сюда относят Цзонкабу, Нагарджуну и Атишу. Недаром их называют тремя светилами и часто изображают вместе.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Нагарджуна


Йидамы


Йидамы – это божества-хранители. К ним относят Ади-будду, то есть первоначального просветленного, который в тибетской традиции носит имя Ваджрадхары, а также пять дхьяни будд, то есть будд мудрости или созерцания.


Будды в человеческом облике


Сюда можно отнести тех Пробужденных, которые уже побывали в нашем мире и помогли ему. Всего их четверо: Кракуччандра, Канакамуни, Кашьяпа и Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни.


Бодхисаттвы


Бодхисаттвы – это люди, достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны в пользу спасения других существ. Согласно буддистской философии, любой человек когда-нибудь может стать им, если будет соблюдать правила и духовные ценности, пусть даже через несколько жизней.


Самым главным бодхисаттвой можно назвать Шакьямуни. Кроме него, есть Манджушри, Ваджрапани, Майтрейя, Авалокитешвара. Но бодхисаттвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Наиболее известна среди остальных Тара, а также супруги бодхисаттв, выступающие с ними в союзе яб-юм, например Сарасвати или Парамита.


Будды-женщины


Женские воплощения божеств выделяются в отдельную группу и называются дакинями, что значит «летающие по воздуху». Они имеют силу распоряжаться злыми духами и помогать тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются как в красивых дев, так и в старых уродин, имеют лицо как человека, так и животных.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Дакиня


Дхармапалы, или докшиты


Дхармапалами называют грозных защитников учения. Они наводят на демонов ужас, сопровождаются огнем и дымом, именно у них обычно много голов и рук, а обнаженные туловища прикрыты лишь мехами или изображены с гривой льва.


Боги местности


Их также называют юллха. Эти божества достались «в наследство» от шаманизма и древней религии Тибета бон. Сюда относятся существа, покровительствующие временам года, хорошему урожаю, гармонии в семье, животноводству.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Божество религии Бон


Хозяева земли


Они отчасти связаны с предыдущими представителями и оберегают отдельные леса, холмы, реки, горы, города, села, камни, деревья, ручьи – список можно продолжать долго. Сюда относятся, к примеру, змееподобные наги, или их противник Гаруда.


Известные бодхисаттвы


Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.


Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.


Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.


Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.

На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.


В XVI-XVII столетиях воплощением Манджушри себя считал правитель Китая Нурхаци, который основал династию маньчжуров.


Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, он помогает все исправить.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Авалокитешвара


Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.


Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.


Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.


Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.


Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.


По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Белая Тара


Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.


Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.


Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.


Ади Будда


Ади Будда значит «первоначальный Будда» и символизирует просветленность, спокойный, пустой и бесформенный ум. В зависимости от направления учения у него существует несколько имен. Его называют Дхармакайей, Самантабхадрой, Ваджрасаттвой или Ваджрадхарой.


Самантабхадра – будда абсолютной мудрости, «Всеблагой». Он чистит карму и избавляет от омрачений. При медитации ему нашептывается мантра из шести слогов, а в исключительных случаях – из ста.


Как и Ваджрадхара, Самантабхадра обычно синего цвета, иногда он изображается с женой – Самантабхадри. Вообще женским воплощением Первоначального будды является Праджняпарамита – с книгой и ваджрой в руках, в то время как остальные руки сложены в созерцательном жесте.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Самантабхадра


В руках Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, имеет белый цвет тела. Он чаще всего покровительствует врачам и тем, кто имеет дар целительства, а также связан с очистительными практиками.


После трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года буддисты предлагали всем миром читать именно эту мантру – тогда многомиллионное повторение молитвы Ваджрасаттве помогло бы быстрее излечить душевные раны.


Дхьяни-будды


Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.


* Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.


* Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.


* Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.


* Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.


* Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Пять дхьяни-будд


Дхармапалы – защитники учения


Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.


Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.


Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:


* Махакала – похожий на Шиву, он является злой ипостасью Авалокитешвары и имеет темно-синий оттенок, может быть с 2, 4 или с 6-ю руками.


* Ваджрабхаирава – страшная форма Манжугоши.


* Палден Лхамо – женщина-дхармапала, страшная ипостась Сарасвати, которая близка с Кали, изображается темно-синего цвета.


* Ваджракилая – основное гневное божество школы ньингма, устраняет преграды.


* Ямантака – победитель бога смерти с бычьей мордой Ямы, гневная форма Манджушри. Один из его образов – с шестнадцатью ногами, тридцатью двумя ладонями и девятью головами, причем одна из них – бычья.


* Хайягрива – существо с тремя головами, шестью руками, четырьмя ногами, а иногда и с крыльями, воплощение Амитабхи, в руках держит дубинку или трезубец.


* Рахула – обладает телом змеи, огромным количеством ртов и девятью лицами, которыми заглатывает девять планет.

Божества буддизма – многообразие пантеона Буддизм, Пантеон, Длиннопост

Дхармапала Рахула


* Экаджати – гневная форма Тары, у нее один зуб, единственная грудь и небольшой клок волос на голове. Вместо набедренной повязки – шерсть тигра, а на шее – ожерелье из голов человека.


Заключение


Подводя итог, еще раз отметим, что пантеон буддистских божеств многочисленный и довольно сложный. Существует несколько различных классификаций, причем в каждом направлении буддистской мысли он свой. Наиболее разнообразны, конечно, тибетские божества, которые также сплелись с древним наследием шаманской и бонской религий. Однако, зная особенности божеств и их силы, можно определить собственного йидама, способного наделить вас качествами, которые непременно приведут к Просветлению.


Источник

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.