38

Битва при Пуатье и Банальность

А сегодня снова будет про банальное — про историю.

Как известно по поводу первой битвы при Пуатье — это когда Карл Мартелл побил Абд-ар-Рахмана, 732 год от Рождества Христова — есть две трактовки последующих событий. Первая заключается в том, что это было судьбоносное сражение, полностью перевернувшее ход мировой истории. Мажордом франкского королевства буквально встал грудью чуть ли не единолично защитил христианскую цивилизацию от мусульманского натиска на Европу. И это была наивышая точка исламской экспансии, после которой начался неминуемый закат исламского мира в целом и Халифата в частности.

Вторая же поскромнее — это было всего-лишь отражение грабительского набега на гребне уже угасающей волны арабского завоевания. Да, если бы франки проиграли, скорее всего часть их земель присоединилась бы к Халифату, но скорее всего, так бы быстро и отвалилась от него, так как центр его силы находился в тот момент в Дамаске и смотрел он больше на богатый Константинополь, чем на нищую (по меркам востока) Франкию, с которой и взять-то особо нечего было, да и престижа там особо не виднелось. Да и где Дамаск, а где Пуатье, вы на карту вообще смотрели? А так — арабы проиграли и дальше особо лезть не захотели в силу вполне себе объективных внутренних причин.

И первая версия сейчас преобладает в силу естественных европоцентрических причин исторической науки. Ну, и в целом победители сложили её в основание собственного государственного мифа. Так и повелось.

Но как вы понимаете, вторая версия лично мне несколько ближе.

Во-первых, говорить о судьбоносности этого сражения для христианского мира того времени — это некоторое лукавство. Потому что если это так, то две провалившиеся арабские осады Константинополя тогда что? А Византия, на минуточку, тогда, в отличие от Франкии, была реальным центром христианского мира, и если бы пала она, тогда бы с большей вероятностью христианская цивилизация Европы пришла бы в упадок. Арабы проникли бы на Балканы, а там, чёрт его знает, как бы всё повернулось дальше. Точно не случилось бы крещения Руси, например. Омейяды бы, учитывая их западный и в какой-то мере даже проримский вектор экспансии, добрались бы до Апенинн. И была бы у нас новая Римская Империя на территории Средиземноморья, только с белым флагом ислама и полемесяцем над куполом Собора Святого Петра, который бы никто, конечно же, тогда не построил. О чём я вообще.

Во-вторых, в истории случилась и другая, куда более судьбоносная битва, христиан с мусульманами, которая реально поставила точку в их продвижении в Европу — куда более глубоком, чем у арабов времён Омейядов. Я про осаду Вены османскими войсками 1683 года. Да, это когда крылатые гусары Яна Собеского оказались быстрее сапёров Мустафы-Паши, копавших под стены города. Вот когда натурально почти пол-Европы было под исламским владычеством — вы только на карту взгляните.

И понятно, что победители при Пуатье возвеличили свои достижения — для них это было просто необходимо в силу контструирования мифа вокруг собственной династии и мощи своего королевства. И тут их даже нельзя особо упрекнуть за это — нормальная же практика. Но одна мысль мне не даёт покоя.

Первое упоминание о судьбоносности сражения датируется двумя десятками лет после неё — 754 годом. Да-да, тем самым, когда Карл Великий взошёл на престол. Ну, а потом Эддуард Гиббон уже в XVIII веке сформировал мейнстримное видение этой битвы. А вот самим участникам вряд ли она виднелась, как нечто судьбоносное и решающее — тем более, что буквально через несколько лет арабы снова попробуют вторгнуться во Франкию в качестве мести за проигрыш. Заметьте — не чтобы крест на берегах Сены и Луары заменить на полумесяц, а просто чтобы сыграть матч-реванш.

И это, в целом, нормальный феномен отношения к историческим процессам у людей, которые находятся внутри этого процесса. Пожалуй, на вскидку, разве что русские солдаты в Берлине 45го могли ощущать себя участниками финала исторического события, но это уже была совсем другая эпоха и совсем другое понимание людьми мира вокруг. Чаще всего, как мне видится, участники исторических событий руководствуются чем-то куда более приземлённым и сиюминутным. Это уже потом историки понапишут про 150 тысяч татар на Куликовом поле, побитых князем Дмитрием, или про 200 тысяч в войске Тимура при Анкаре.

Я честно пытался к этому посту подобрать сражения, которые по факту были незначительными, но в корне меняли исторический ландшафт, но память меня подвела, потому оставлю это на ваш откуп. Но я более, чем уверен, что такие события мало того, что существуют, но ещё и составляют довольно значимую часть.

Ну, а вспомнил я битву при Пуатье, естественно, по причине прохождения Crusade Kings II за Омейядскую Испанию — как иначе-то вообще.

Катехизис Катарсиса

152 поста1.5K подписчика

Правила сообщества

Авторам и читателям:

- Поддерживайте культуру дискуссии

- Уважайте друг друга

- Критикуйте конструктивно

- За нарушения – предупреждение, затем бан

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества