ChapterOne

ChapterOne

Меня зовут Максим, пишу в жанрах магического реализма, мистики и фентези, а ещё упражняюсь в интернет-публицистике. В ВК немного причастен к сообществу Cat_Cat да и в целом всем Котоимпериуму. Здесь буду писать про всяческое интересное. https://author.today/u/darkhobbit/works https://vk.com/chapteone
Пикабушник
Дата рождения: 13 мая

На пиво и шикарных женщин

Всё, что нужно для счастья взрослому человеку

0 2 000 000
из 2 000 000 собрано осталось собрать
5627 рейтинг 49 подписчиков 19 подписок 58 постов 25 в горячем
3

Как испортить нормальный фильм

Посмотрел я тут давеча ̶з̶а̶ ̶в̶а̶ш̶и̶ ̶г̶р̶е̶х̶и̶ "Балканский рубеж". И в целом, фильм даже неплох. Хотя после телесериала "Спецназ" смотреть на открывающие сцены с тутошней "спецурой" сложновато. Как и воспринимать открывающую сцену натовской бомбёжки роддома после "Территории команчей" Переса Реверто — она такая здесь натужная и предсказуемая, что капец.

Вообще ленту можно смело разделить на три части, сохрани авторы из них две — вышло бы отличное кино про людей в сложных обстоятельствах. Но случилось, как случилось.

И да, первая часть — это добротная пропаганда про русских десантников. Прямо сделанная так, как надо. С одной стороны — это бравые живые люди, на которых приятно смотреть. А с другой — учебные гонки на бэтэрах под "Туман" "Сектора Газа" или выезд колонны на Приштину под "Дальше действовать будем мы" группы "Кино" сделаны крайне стильно и уместно. Немного смазан был финал всего этого — Майкл Джексон всё-таки слишком спокоен для человека, который своим решением отказался начинать Третью Мировую. Но всё равно эта часть — лучшая в фильме.

Второй слой ленты — это как раз рассказ про наших ихтамнетов югославского розлива. Химия между персонажами, колкости и остроты, уместные серьёзные реплики, а главное — спокойная профессиональная уверенность людей, у которых две роты против дивизии и приказ город не сдавать. Даже перед лицом неминуемой смерти. В общем, всё на месте. Немного смазывает отсутствие привычного армейского сленга про "двухсотых" и "трёхсотых", а также какая-то немного глупая суета в постановке открывающей сцены. Но это я скорее придираюсь.

Третья же часть ленты — это наглухо тупая бабища-акушерка, заявленная типа главным женским персонажем со стороны гражданских и вообще подружкой главного героя. Насколько хороша Равшана Куркова в роли снайпера Веры, настолько отвратительна Милена Радулович в роли этой самой бабищи-акушерки.

Во-первых, у неё на лице за весь фильм будет только две эмоции: либо она смотрит на всё вокруг, как на говно, либо пребывает в панике.

Во-вторых, у неё с главным героем Шатаем вообще абсолютно нет химии. Да господи, у Веры с косовским полицейским Фадилем химии больше на порядок, хотя у них совместная сцена одна и без реплик!

В-третьих, зачем-то все сцены, которые должны показывать птср, внутренние переживания и тяжесть положения этого персонажа, показаны через крупные планы и эмбиент, взятый откуда-то из хорроров — она даже появляется в кадре впервые через скример. Вот это вот зачем? Какой нахуй хоррор? Что, кто-то книгу призыва демонов прочитал за кадром, потому из всех щелей в Косово албанцы полезли что ли?

В-четвёртых, вообще непонятно, как можно этому персонажу сопереживать? Да, она попала в открывающей сцене под бомбёжку в роддоме, ей тяжело, но следующие её кадры нам показывают то, как она пытается уволиться с медслужбы, потому что не может больше. Мальчики кровавые в глазах стоят. И это было бы нормально, если бы вокруг неё в тот момент все остальные медики не выполняли бы свою работу. Без каких-либо внешних переживаний. Затем, когда она оказывается на аэродроме Слатина вместе с остальными героями, готовящимся оборонять аэродром в соотношении 8 к сотне албанцев, вообще никак им не помогает. Единственная помощь — она им приносит морфин с фразой: "Вам это понадобится". Алло, ты вообще-то тут единственный квалифицированный медик! Не хочешь заняться своими прямыми обязанностями? Притом её бесполезность понимают, похоже, все остальные, потому ей это даже никто не предлагает. Чуть позже она же, потому что просто шатается по базе под зловещий эмбиент, показывается на глаза албанской разведке. Молодец какая. А когда начинается миномётный обстрел русских позиций, бабища-акушерка находит в подвале выжившую сербскую девочку и говорит той: "Пойдём наверх!" Это вот чтобы что? Чтобы посмотреть на красиво летящие мины? Это такой оммаж на михалковскую мину из "Предстояния" или что? Ну, а в конце из-за неё убивают главного героя (жалко, не до конца). Просто. Тупая. Дура.

И вот третья линия — она испортила весь добротный фильм. Непонятно, почему из всего многообразия вариаций, как можно было показать гражданского человека на войне, авторы сделали именно вот так.

Фу, в общем. Такое себе по итогу ощущение после фильма.

Показать полностью 2
31

"Территория команчей" Переса Реверто

Мне кажется, чтобы написать антивоенное произведение — не надо стараться его написать. Пыжиться, смаковать подробности — всё это чушь собачья для бедных духом. Для тех авторов, кто считает читателей тупыми, что тем нужно на пальцах объяснять базовые вещи.

Ну, те самые, что война — это плохо. Гражданская война — ещё хуже. Гражданская война в многонациональном государстве с тремя разными религиями — вообще пиздец.

"Территория команчей" Переса Реверто

Но чтобы написать хорошее антивоенное произведение надо, чёрт возьми, отринуть всяческие эмоции, кроме усталости, и цинично взглянуть на происходящее. И с этой циничной позиции провести своих протагонистов по сюжету. При этом, даже будь они на войне, совершенно не обязательно им видеть генеральное сражение — там неровен час можно будет удариться в патриотизм и превозмогание. Или же в безоговорчную поддержку той или иной фракции — а для антивоенного произведения это неправильно даже не с моральной стороны, это является неправдой с фактической. Когда у тебя со всех трёх сторон за спинами бойцов возвышаются холмики над братскими могилами гражданского населения, то вставать на чью-то сторону, пытаясь прикрыться антивоенным посылом, это лицемерие. А мы же тут про честное произведение.

И вот мы видим, как честно и цинично, без заламывая рук и прочих эмоций, на которых падки сойджаки в твиттере, хорошее антивоенное произведение описывает одну из немногих битв — взрыв моста при отступлении католиков хорватов от наседавших мусульман боснийцев. Весь сюжет камерный, но пестрит множеством рассказов и флешбеков, которые, однако же, поданы с точно таким же усталым цинизмом. Да, я про "Территорию команчей" Артуро Переса-Реверте, если кто не понял.

И не смотря на моё отношение к журналистам и к самой их профессии, этот чёртов испанец меня купил тем, что никто из его героев даже не пытается выступать с позиции, что они, военные журналисты, едут в горячие точки, чтобы показать людям правду. Они едут туда работать. За деньгами, и потому что им это нравится. А все, кто приезжает за правдой, либо уезжают обратно в гробу, либо осознают, что правды, в популистском её понимании, на войне нет совершенно. И становятся обычными циничными усталыми военными корреспондентами.

Ну, это те, кто на передке. Те другие, описываются с завидной долью неприязни: всяческие популисты, приезжающие в зону конфликта, и не выходящие из гостиницы. Чиновники в мадридских кабинетах, которым важно, чтобы отчётность сошлась, а не как будет их подчинённый выкручиваться из очередной передряги под обстрелом в Сараево или Вуковаре.

Ну, и при этом всё это обильно сдобрено историями кончины или внезапных переделок, порой настолько безумных, что ты понимаешь, что это могло произойти только в жизни — для литературы это слишком неправдоподобно.

В общем, советую к прочтению, она коротенькая, можно осилить за вечер.

Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК

Показать полностью 1
1189

Старый добрый "Спецназ"

А сегодня мы будем про старое и хорошее — про войну, а точнее про телесериал "Спецназ" 2002 года выпуска.

Ещё не закончилось КТО на Кавказе а у нас выпускается вполне себе крепкая лента про будни спецназа ГРУ в борьбе с разномастными террористами.

Старый добрый "Спецназ"

Да, смотреть сейчас это — это время от времени разглядывать пиксели, лента откровенно лучше смотрелась тогда на аналоговом телевизоре, чем сейчас на мониторе с "Кинопоиска". Да, компьютерная графика (а она там есть) оставляет желать лучшего. Но при этом постановка смотрится вполне на уровне, происходящему на экране веришь. Веришь, что перед тобой ребята из спецуры, в которых стреляют злые террористы, а они стреляют в ответ.

Да, это процедурал о работе спецподразделения ГРУ, исполненный куда лучше куда более нового "Туриста". И в первую очередь за счёт актёров — Балуев, Кравценко, Галкин, Лифанов — все они тащат свои роли, показывая на экране самобытных вояк, каждый из которых вполне себе индивидуален, и каждый умудряется раскрыться на экране во вполне себе недолгом хронометраже. И от них не отстают актёры второго плана — сразу видно, что целью ленты было показать не одинаковых суперменов без страха и упрёка, а обычных (ну, условно) людей в крайне необычных обстоятельствах. И с крайне необычными навыками и способностями. А ещё тут очень много химии между персонажами, что отлично проявляется в том числе через шутки, а их тут в достатке.

Плюс в этом телесериале отлично показаны антагонисты, которые тоже живые люди, а не просто статисты для стрельбы протагоистов. Когда в серии первого сезона "Клинок" зявляется главгад, который сильно много уделяет внимание символизму, то лицо его более прагматичного начальника, когда он понимает идиотическую подноготную подчинённого, это просто песня. Ну, а в серии "Засада", когда персонаж Гоши Куценко заявляет, что взрывать госпиталя могут и наркоманы, а он — солдат, и воюет с солдатами, то тут просто можно снять шляпу, настолько серьёзный противник был подобран для наших главных героев, что прямо дух захыватывает.

Кроме того, здесь совершенно нет пошлого ура-патриотизма: спецназовцы и их командование показано нормальными прагматичными военными, которые и с потенциальным противником вступить в союз, пока их интересы совпадают — как, например, в серии, где появляется агент Федерального Казначейства США в отличном исполнении Пореченкова.

В общем, произведение старое, но по-прежнему смотрится на хорошем уровне. В первую очередь потому что в каждой серии история захватывает с первых минут и не отпускает до финала — отличный пример того, как надо делать фильмы-процедуралы.

Показать полностью 1
63

Волчья жатва в вятских лесах

Была у меня в детстве книжка про животных, содержавшая, среди прочего, главу "Кто самый лютый?" Рассказывалось там о нападениях хищников на людей — потому что если писать о нападении ещё и травоядных, то выяснится, что самый лютый у нас — кафрский буйвол.

Ну, так вот, выводилась там идея того, что самым страшным зверем является волк, и тот даже противопоставлялся тигру. Де полосатый хищник заботиться о кормовой базе, забирает жертв бесшумно, стараясь не распугивать остальных травоядных, а вот волк кого не разгонит, того перережет, а оттого житья с ним прочим лесным обитателям никакого нет. Буквально всех убьёт — один останется, не хищник, а кровожад бога Кхорна. Видимо, в Йеллоустоуне были какие-то другие волки, раз их исчезновение из парка быстро пустило тамошнюю экосистему по пизде, а не заставило её цвести и пахнуть. Хотя тут я встречал мнения, в которых на полном серьёзе утверждалось, что в Северной Америке волки не нападают на людей... А на Аляске учительницу во время пробежки загрызли, видимо, мигранты с Чукотки, не знаю...

Но выводы в детской книжке мы оставим на совести её составителей, я тут не об этом немного. Одним из примеров опасности волков указывались некие сводки из Кировской области 50х годов прошлого столетия, от которых веяло жутью. Говорилось в них о форменном волчьем терроре в вятской сельской местности, когда серые хищники, никого не стесняясь, выходили из лесов, хватали посреди сёл детей и уносили тех обратно в лес — будто твой Зверь из Жеводана. Притом на дворе не XVIII век, а середина XX. Но я уже как-то писал, что самые известные случаи появления животных-людоедов, они от нас по исторической шкале крайне недалеко расположены: все вот тут рядом, буквально в цивилизованную эпоху.

И наша сегодняшняя история — она такая же. Время её действия — с 1944й по 1953й года. Ну, то есть буквально Советский Союз разбивает сильнейшую армию на планете, втягивается в раскручивающуюся Холодную войну, а после создаёт свою атомную бомбу. И в этом же самое время в глухом углу европейской России волки натурально устраивают террор, объявляя охоту на детей. Да, я погуглил ту историю про Кировскую область из книжки — в детстве нам не всё рассказали, как говорится.

Почему об этой истории не поёт Powerwolf, не ставят памятники, а Кристоф Ган не снимает фильм с Венсаном Каселем? Да просто история не попала на перо парижским журналистам. И вообще всё происходящее явно проходило по категории "дело-то житейское" — просто_волки_ели_детей. И не какой-то один вышедший из рамок монстр, путешествовавший от одного населённого пункта к другому, а просто все_волки. Натурально — волчья жатва.

В общем, вступление вышло долгим, так что давайте уже наконец-то приступим к тому самому, зачем мы здесь собрались — к жертвам.

Шёл сентябрь 1944го, когда всё это началось...

Сначала из бывшего Черновского района прокурору области сообщили, что волков развелось столько, что имеется немало случаев, когда те на дорогах пугают взрослое население. А уже в конце сентября волк осмелился схватить у околицы деревни Бураковского сельсовета полуторагодовалого ребенка, которого понес в лес. К счастью, подоспевшие колхозники отбили ребенка живым у зверя. Что, почему так всё похоже на случай в лесу Меркуар у городка Лангонь летом 1764го? Потому что прямые аналогии сегодня прямо напрашиваются.

Через несколько дней в колхозе "Гигант" Менделеевского сельсовета два волка напали на 12-летнюю девочку, ходившую за конем на пастбище. Но и тут обошлось — звери лишь несильно покусали её и порвали одежду.

Ну, а первая трагедия случилась 21 сентября 1944го, когда в деревне Голодаевщина 13-летняя Валя Старикова с младшим братом рвала в огороде репу. Она увидела волка, который на пастбище за речкой пытался отбить от стада тёлку. Дети из любопытства подошли к берегу и не заметили, как сзади к ним подкрался другой волк. Мальчик успел прыгнуть в речку, а от девочки потом нашли только часть обутой ноги.

Но дальше больше, у зверей явно прослеживалась какая-то цель, и они её решили достичь — на дороге к колхозу "Новая деревня" Александровского сельсовета 6 ноября днем хищники растерзали 8-летнюю девочку. 12 ноября в посёлке Беретцовском в 11 утра девятка волков загрызла почтальона Мусинову Тамару 14 лет. 19 ноября на лесоучастке Большого Раменского сельсовета двое волков убили уже 16-летнюю Марию Полякову, возвращавшуюся с работы.

В целом, подобного в современной России было бы уже достаточно для объявления чрезвычайной ситуации федерального масштаба, а в районе уже бы высаживался десант егерей, но это была другая страна и другое время. Совершенно. Мы этого коснёмся далее более подробно, но сейчас просто поймите, что к 44му году в некоторых вятских деревнях ни оставалось ни единого охотника, и даже не было ружей. В таёжной зоне. Под боком у опасных хищников. Результат стал немного предсказуем, как вы понимаете.

Однако же на зиму волки успокоились, вернувшись к своей жатве лишь победной весной 45го — в деревне Голодаевщина Рудаковского сельсовета 29 апреля волк напал на 17-летнюю Марию Бердникову, которая с сестрой работала на поле в 50 м от конного двора. Разросшийся бурьян и лес не позволили девушкам своевременно заметить приближение волка. Сама Мария сидела на корточках, собирая зерно, и не успела подняться, как волк напрыгнул на неё и схватил за горло. Полностью проигнорировав крики подбежавших людей, зверь несколько раз поднял жертву и ударил ею об землю. В какой-то момент, когда людей стало по его мнению слишком много, он поволок жертву к лесу, по пути перепрыгнув метровый плетень. Так он протащил девушку порядка двухста метров, пока не бросил на опушке леса. Но когда колхозники понесли односельчанку в деревню, волк вышел из кустов и сопровождал их до околицы, не обращая внимания на крики.

Вам тоже показалось странным, что люди не стреляли в хищника? А нечем было, знаете ли.

1 мая в деревне Мамаевщина Васильевского сельсовета волк напал на 7-летнего мальчика, игравшего на улице. Зверь проник в населённый пункт огородами, вплотную примыкавшими к лесу. Прошёл незамеченным к высокому забору, перепрыгнул его и сразу направился к детям. Прыжком и ударом лапы опрокинул мальчика на землю, а после схватил за горло. Того спасла от неминуемой смерти плохая погода, благодаря чему он был одет в тёплое пальтецо, у которого был поднят воротник и обвязан толстым шарфом. Однако волк не сразу оставил свою жертву. На глазах у бежавших на помощь людей он схватил того за плечо и потащил к лесу — только выстрелы из ружья заставили хищника бросить ребенка. Видите, как наличие огнестрельного оружия у взрослых уменьшает детскую смертность в лесной зоне?

Но уже 8 мая в Немском районе погибла 5-летняя девочка Римма Молчанова из деревни Шиляево Кривельского сельсовета. Она с группой детей мыла галоши в ручье, протекавшем возле деревни. Когда же часть ребят ушла и у ручья осталась только Римма с 7-летней подружкой, на нее набросился волк. Зверь то ли прокрался к детям лесом, росшим у самой деревни, то ли устроился в кустах у ручья для засады. В любом случае, на крики сильно перепуганной подружки Риммы сбежался народ, но волка уже не было. По кровяным следам тело унесённой девочки нашли примерно в 500 м от ручья в лесу, где и отогнали зверя от трупа. У той было прокушено горло и поедены ноги.

С 1946 по 1950 года волки-людоеды особенно сильно свирепствовали в Даровском, Лебяжском, Советском, Нолинском, Халтуринском и Оричевском районах Кировской области. В Даровском районе только в июле-августе 1948го они похитили 9 детей в возрасте от 7ми до 12ти лет. В те же месяцы 1950го года 1 мальчик и 3 девочки в возрасте от трех до шести лет стали жертвами волков в Лебяжском районе.

29 апреля 1951го в 2 часа дня в Оричевском районе у деревни Тарасовка волк напал и убил 10-летнюю девочку, плескавшуюся с подругой в мелкой речушке. После этого в том же районе 2 года преследовалась одна и та же группа волков, избравшая своей тактикой нападения на детей, собиравших ягоды или грибы в лесах у селений Шалеговского, Смирновского и Шабалинского сельсоветов. Так, 12 июня 1952 года были искусаны волками 11-летняя Зоя, а 12 июня 15-летняя Лидия Втюрина, проживавшие в деревне Втюрины.

В том же году 11 июля в полдень группа мальчиков и девочек бродила в перелеске у деревни Карманово, собирая грибы. Во время этого на одного из них напал волк и утащил в лес.

В июле была покусана волками Людмила Перминова шести лет от роду из деревни Кошели, 12 августа из группы детей, собиравших ягоды в лесу, волк утащил 6-летнюю Лидию Тупицину, а 17 августа волки напали на 13-летнего пастуха Александра Видякина из деревни Гребенщики. Звери протащили его в лес, примерно с километр, но были отогнаны колхозниками. Сам пастух был покусан, но выжил.

У охотников почти сразу возникло предположение, что в том районе людоедством занимается одна опытная старая волчица. И оно подтвердилось: 16 августа 1952го крупная хищница с 3 волчатами набросилась в лесу на 12-летнего мальчика, ходившего за ягодами со взрослыми. К счастью для него самого — нападение вовремя заметили, и волков отогнали.

Весной 1953го случился один из последних случаев нападения людей в нашей истории — в Оричевском районе волк пытался схватить девочку, шедшую с бабушкой по лесной дороге. Но старушечий героизм смог пересилить животный голод. А в конце мая того же года на логове вблизи деревни Втюрины была убита очень крупная, почти без зубов, волчица. Её гибель ознаменовала окончание волчьей жатвы в Кировской области? Нет, последнее нападение было летом того же года в Фаленском районе. Тогда зверь напал на мальчика в деревне Сергинцы.

С утра тот на телеге он возил зеленую массу под силос, а в обеденный перерыв взялся играть в лапту у соседнего дома с 7-летним Володей Авериным. В нескольких метрах от площадки, где они играли, росли два больших тополя. Там показался волк, хотя дети и не сразу поняли, кто это, посчитав собакой. Однако "собака" быстро бросилась на одного из мальчиков, подмяв его под себя, на что его друг ударил волка игровой лопаткой по затылку — тот встал на дыбы и бросился в атаку на новую жертву, сбив с ног. Потом укусил, потом ещё раз, разорвав рубашки, в которые был одет мальчик. А после волк потащил его к оврагу, ухватив пастью поперёк туловища. Не смотря на то, что мальчик отчаянно цеплялся за траву, волк то и дело забрасывал его на спину и набирал скорость, а когда тот скатывался — тащил его волоком. Сзади бежали, спотыкаясь мать и брат, а волк натурально, как в сказке, тащил свою жертву к лесу, но по пути, возле скотного двора, скатился в глубокий крутой лог. В логу лежала срубленная ель, за сук который ребёнку и удалось ухватиться — оторвать его от сука зверь уже не сумел, а приближение людей принудило его отступиться и убежать на противоположный склон.

Но как же так произошло? Волки живут много где, а подобного размаха их нападения достигли только на вятке. Точного ответа на этот вопрос нет — только предположения. Но скорее всего, в одну точку сошлось несколько факторов, приведших вот к такому страшному итогу. Несколько факторов, цепляющихся друг за друга.

И первый — скудность животных ресурсов. Как говорится — так вышло, что на этой части суши обычной для волков пищи не то, чтобы прямо сильно много. Вятские леса — не биом амазонской сельвы, понимать надо. И без взаимодействия с человеческим хозяйством волчье сообщество было бы несколько меньше в количественном соотношении. Однако же, люди в этих местах довольно-таки давно... И звери поднаторели подъедать в скотомогильниках или же, что реже, охотиться на отбившихся от стада домашних животных.

А тут началась война и сыграло ещё два фактора: с одной стороны — на фронт ушли молодые крепкие охотники, снизив давление на волчью популяцию. А с другой — скотомогильники опустили, потому что павшую животину чаще отправляли на переработку, чем гнить в земле, самих домашних животных стало меньше (вплоть до пропажи в некоторых вятских деревнях к 44му году на крестьянских подворьях птицы и даже собак), а ту колхозную, что оставалась, охраняли строже. Добавим сюда, что традиционное для деревни использование детей в нетяжёлом труде в военные годы только расширилось, и вот мы получаем то, что получаем. На четвёртый год войны волки настолько размножились, что традиционных, и без того невеликих, источников питания, перестало на всех хватать. Ну, а крестьянские дети, как говорится, были повинны лишь в том, что волку захотелось кушать.

Ну, и да, по всей видимости, в Кировской области в те годы вспышек бешенства не фиксировалось. Опять же, поведение зверей во всех ситуациях нападений не было похоже на заражение бешенством — бесконечные попытки уволочь жертву в лесные кусты, а также отступление после неудачной атаки — это поведение охотящегося животного. Животного умного и быстро сообразившего, что выгоднее всего охотиться на детей — на мужчин почти нет нападений, иногда жертвами в те года становились женщины, но ещё всего — дети.

И казалось бы, что классика зверей-людоедов — это старые больные инвалиды от мира животных, так или иначе пострадавшие в охоте на классическую добычу. Но на одну беззубую волчицу приходится буквально выводок половозрелых пышущих силой шерстяных волчар, у которых была только одна проблема: как бы накормить волчат?

Да, ещё одним фактором начала волчьей жатвы в вятских лесах была привязанность волков к логовам, где подрастало потомство. Это в зимний период стаи уходили в кочевой образ жизни и могли себе позволить перемещаться на большие расстояния, а значит и чаще добывать себе классическую еду. Основные нападения в описываемый период в Кировской области фиксируются в тёплое время года, а не в, казалось бы, голодную зимнюю годину. Ну, и да, часто нападения совершались вместе с подрастающими волчатами. Чтобы передать опыт, так сказать.

Вообще даже совокупность всех этих факторов не отвечает на самый главный вопрос — а почему это случилось именно здесь? И очень похоже на то, что всё произошедшее — историческая случайность, в той мере, что ещё в империи существовало три региона, где статистика нападения волков на людей была на порядок выше: это Вятская, Томская и Самарская губернии. А потому можно смело предполагать, что подобная история могла произойти в равной степени, как в вятских лесах, так и в Поволжье, так и на юге Западной Сибири. Но случилась там, где случилась.

Почему она в таком размахе больше не повторялась? Много хищников убили, детей перестали в таком количестве привлекать на колхозные работы, а сами колхозные стада стали крупнее, как и сами поселения.

Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен

Показать полностью 8
31

Были женщины в русских селениях...

Были женщины в русских селениях...

Читаю про нападения волков на людей в Советском Союзе. Среди прочего встречаю и такую историю:


"Скотница мордовского села Шейн-Майдан А. С. Трошева 12 декабря 1978 г. покормила на ночь телят и пошла домой с фермы. Было уже темно. Когда до крайнего дома села оставалось с полкилометра, она почувствовала, что ее кто-то толкнул и схватил за ногу. Подумав, что это местная деревенская злая собака, она замахнулась на нее сумкой. И тут только увидела, что это волк. Зверь сбил женщину с ног и вцепился в горло, к счастью, обвязанное платком. В борьбе Трошева схватила волка за челюсти и, разжимая их, случайно протолкнула руку глубоко в пасть, ей удалось ухватить язык зверя, и, удерживая его, подняться на ноги. Дальше исход поединка описывается так: не отпуская волка, женщина, пятясь, дотащила его до своего дома, сумела отворить двери и сначала в сенях, а потом во дворе принялась бить хищника тем, что попадалось под руку, прикончив его, наконец, тяжелым дверным засовом. Прибежавшие на крик соседи нашли А. С. Трошеву, истекающей кровью. Полученные ею раны потребовали длительного лечения и, естественно, профилактических уколов. А вот что позже со слов соседа пострадавшей установил В. М. Песков: к сараю, где лежал убитый зверь, приходили волки, которые постоянно посещали с. Шейн-Майдан. Они обнюхали здесь все и скрылись до того, как люди догадались сбегать за ружьями".

Буквально — вот это были женщины в русских селениях. Но справедливости ради, как говорится, мем смешной — ситуация страшная. Но она настолько кажется неправдоподобной, что я на более, чем 146% уверен, что всё это было взаправду.

Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен

Показать полностью 1
51

Нечто эротическое...

"Ташкент взят генералом Черняевым. Никто не знает, почему и для чего. Есть нечто эротическое во всем, что у нас делается на отдаленной периферии империи" — известная фраза из дневника председателя Комитета Министров Российской империи Петра Александровича Валуева. Даже у Евгения Норина в его эпохальном "Стылом ветре Туркестана" — статье про Иканский бой — приводится она. Хлёстко сказано, безусловно, но ровным счётом и также непонятно — почему эротическое? При чём тут вообще эротика? О чём думал вообще чиновник, неужель, не только о судьбах империи, но и о более низменных вещах, что подобный оборот ввернул в свои дневниковые записи?

И вот неожиданно оказалось (в первую очередь, для меня, конечно, неожиданно), что дело не во фривольных чиновничьих мыслях, а в ошибке расшифровщика. Далее привожу слова историка Сергея Николаевича Абашина:

"Посмотрев старый французско-русский словарь можно убедиться, что слово "erotique" переводится в том самом смысле, который мы вкладываем и сейчас. Но рядом в словаре есть слово "erratique", перевод которого имеет несколько значений, одно из них – "беспорядочный"! Ну, конечно, Валуев писал про нечто беспорядочное на отдаленных перифериях империи".

И ушедшая "в народ" цитата — это не полная её версия, полная звучит следующим образом:

"Ташкент взят генералом Черняевым. Никто не знает, почему и для чего. Между тем по телеграфу получено от генерала Крыжановского на основании настояния Черняева требование заарестовать все бухарские караваны, товары и прочее. Министерства финансов и военное недоумевают. Есть нечто эрратическое во всем, что у нас делается на отдаленной периферии империи. Амур, Уссура, теперь вот Ташкент".

А как бы на переферии империи происходит, с точки зрения столичного чиновника, какая-то вакханалия самоуправства — как говорится, не зря Ваханский коридор оставили — местные управленцы, в основном военного толка, захватывают территории не спросясь вышестоящего начальства от чего в Петербурге у всех шевелятся волосы, потому что там-то понимают, кому разгребать последствия этой местечковой удали и лихости. Да, пример Амура — это история про то, как Геннадий Невельской самовольно основал крепость в устье этой реки, нарушив договорённости с Китаем, фактически нарушив демаркацию нейтральной зоны. И только личное слово императора Николая спасло эту крепость от срытия, а Невельского — от трибунала. Вот, теперь в Питере не просили, а Ташкент им принесли, и надо разбираться со всем этим.

Очевидно, что Пётр Валуев был вне себя от этой новости, но написал в дневнике очень сдержанно и сухо — но он не мог знать, что редакторы, занимавшиеся подготовкой дневника к публикации, просто уберут "лишнюю" букву "р", а букву "а" заменят на "о" — и действительно, поди разбери, чего у этих графьёв на уме, может и про эротическое в дневниках писали...

Ну, а потом, как водится, история стала легендой, легенда — фарсом, ну, а дальше и анекдотов насочиняли. Потому что дальшейшее является форменным анекдотом, следите за руками.

Внимательные читатели, которые посмотрят на картинку выше, могут резонно спросить: а что за А. А. Половцев на открытке, если дорогой автор (я) распинается тут о П. А. Валуеве? Хороший вопрос, ведь цитата взята именно из дневника Петра Александровича — Издательство Академии Наук СССР, 1961 год, 60-61 страницы. А вот в интернетах авторство её приписывается именно Половцеву...

Вообще Александр Александрович Половцов (именно, что через о, а не как в интернетах) — основатель Русского исторического общества, меценат, филантроп ̶п̶л̶е̶й̶б̶о̶й̶ обладатель обширного изданного дневника. В общем приятный душе историка человек. Только вот беда, в его дневнике (Фонд "Связь Эпох", 2022 год, стр. 307-315) за июнь 1865 года вообще ни о чём таком не пишется. Какой Ташкент? Какой Черняев? 18 июня Половцов вовсе напишет, что "больших событий, к счастью, не слышно, расскажу несколько мелких, но достоверных анекдотов".

Но откуда же взялась цитата? Не могла же она самозародиться! Ну, гугл нам говорит такой путь:

23 июня 2010 года на сайте информационного агентства "Фергана" появляется статья за авторством Михаила Калишевского — "Инициатива генерала Черняева. К 145-летию «Взятия Ташкента»". Именно в ней впервые в русскоязычном интернете звучит фраза из дневника Валуева, прикреплённая к фамилией Половцова. Более ранних упоминаний гугл просто не выдёт. Возможно, они существуют, и быть может именно на них опирался тварищ Калишевский, а быть может, мы имеем дело с обычной (ш)уткой, но очевидно одно — ноги у этого соверменного исторического недоразумения растут из Ферганы пятнадцатилетней давности.

Возможно, никто бы и не заметил этого, но далее случилось две публикации, которые, похоже, и разнесли весть об эротических делах на границах империи за авторством Половцова (там же где-то и буква "о" стала "е").

13 июля 2014 года на "Спутнике и Погроме" выходит статья Кирилла Каминеца "Архистратиг славянской рати: жизнь и путь генерала Черняева", где цитата с неправильным авторством приводится вновь.

Ну, а 30 сентября 2014 года на сайте "Письма о Ташкенте" выходит статья Валерия Шаповалова, которая буквально начинается с этой цитаты с неправильным авторством. А всё потому что называется она: "«Есть в этом что-то эротическое..» (Из истории Ташкента)".

То есть все эти цитаты с более поздних сайтов и даже ЖЖ — все они явно произрастают из вот этих вот трёх. При этом цитата была? Была. Ну, автор не точно назван, так в контексте рассказываемых историй это не суть важно. Потому как генерал Черняев в любом случае самовольно взял Ташкент, и это было порождением того самого беспорядка на переферии, как он виделся из столицы.

Показать полностью 3
12

По ту сторону... волков?

Любите ли вы мистическое кино про маленькие городки, как люблю его я? Ведь то, что происходит там, это просто песня — местные держатся наособицу, к пришлым относятся с недоверием, считая угрозой, а над городком расстилается липкий морок страшной кровавой тайны.

По ту сторону... волков?

Именно в таком городке в Дэлавере весной 1946 года убивают местного шерифа. Убивают зверски, так что местные начинают шептаться о проделках оборотня. И чтобы найти виновного да ещё попробовать восстановить какой-никакой конституционный порядок на территории Федеральное Бюро Расследований присылает следователя по имени Сет. Городок безымянный, но по всему понятно — столичный Вашингтон вот он под боком, а тут — банда реднекских детей, три трупа с разорванным горлом, а также склад совершенно без охраны, где хранятся трофейные немецкие предметы, но делают это совершенно без охраны, оттого местные жители радостно всем городом их и растаскивают. И еженощный волчий вой в городке, хотя последних волков в округе перебили ещё при предыдущем Рузвельте. Ну, а сам городок, даром, что рядом со столицей на Восточном Побережье, но такое бедное захолустье, что поражает даже не так давно демобилизованного из Армии США следователя. Но куда деваться, его задача маленькая — найти оборотня, а потом, видимо, приняться за реднековских детишек, которые успели неплохой бизнес на воровстве трофейных предметов сделать. Кстати, про немецкие трофеи — в ходе расследования выясняется, что ценный груз не просто так «забыли» в дэлаверском захолустье без охраны, это тонкая игра между усиливающимся ФБР и перешедшим дорогу лично Эдгару Гуверу Карлом Эндрю Спаатсом, генералом ВВС США. Но так как над всем этим уже повис дух «красной угрозы» — ещё не совсем маккартизм, но уже что-то похожее, то Сет не может просто так взять и потребовать у своего начальства ответов на вопросы про трофейные ценности.

Ладно, хватит, давайте теперь нормально. Пересмотрел я отечественный телесериал «По ту сторону волков» 2002 года. И да, его сюжет я пересказал в абзаце выше — просто сменил место действие с послевоенного СССР на США. И даже ничего особо не поменялось при этом. Зачем я это сделал? Просто в противном случае пришлось бы шутить про адептов культа обличителей антисоветчины, а мне лениво.

Сюжет, действительно, базируется на довольно простом принципе — таинственные происшествия в небольшом городке, расследовать которые приезжает кто-то из «центра». При этом сама история то ли не слишком хитрая, то ли главный герой шибко мозговит, но последняя четвёртая серия теряет в динамике повествования, так как все ниточки наш следователь распутывает уже в третьей. Хотя на самом деле ему ещё здесь здорово помогает МГБ из Машины, которая просто решает репрессировать всю административную верхушку города, которая может быть замешана в происходящих зверствах. И что характерно, гэбисты здесь — не карикатурные упыри, которые упиваются собственной властью, это вполне себе нормальные служаки, которые делают свою работу. И что характерно, арестовывать людей было за что, как минимум, они все воровали со складов трофейные предметы. Даже добрый интеллигентный доктор — он, конечно, не при чём в отношении убийств, но трофейные книги-то таскал в свою коллекцию. О чём, кстати, нам заявляют прямо в первой серии, в начале. Так что здесь, мне кажется, присутствует некий троп, который можно охарактеризовать так: «В маленьких городках каждый хоть в чём-то да виноват».

Кстати, про маленькие города и атмосферу. Во-первых, лично для меня телесериал, по крайней мере, в первой серии, очень напоминает «Ночного Смотрящего» Олега Дивова — там вначале тоже про дремучее бедняцкое захолустье, в котором объявляется оборотень. Оборотень в итоге там оказывается настоящим, но вот сама атмосфера — она была ровно такой же. Ну, и во-вторых, мистика в фильме подана таким образом, что в неё очень легко поверить, и люди в неё прекрасно верят, но по итогу она имеет вполне себе рациональное объяснение. Или не имеет — тут ведь как. Некоторые вещи из финала становятся трудно понятными, хотя и им находится логичное объяснение, чего уж. Но на том и держится магический реализм картины — ты до конца не уверен, что именно из происходящего реально, и это большой плюс.

Сюда же в плюсы смело относим натурные съёмки, музыку и эффекты, в том числе в виде время от времени раздающегося волчьего воя. Место действия у нас крайне скверное, такое, где надеяться можно лишь на себя, а каждого из окружающих людей делать главным подозреваемым. Не зря же, что первым жителем города, с которым сталкивается главный герой, становится сорвавшийся с привязи мохнатый бродячий пёс, и крайне злобный.

Ну, а актёрский состав телесериала — это просто постсоветский дрим-тим какой-то: Владислав Галкин, Александр Балуев, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Алексей Гуськов. Ну, и здесь явно прослеживается вот то самое: good acting is good directing. Что до антисоветчины, то коль надо — ищите. Она там есть. Для меня же это просто добротный мистический телесериал в атмосфере послевоенного Советского Союза. Очень классно, хоть и по вполне тривиальному сюжету.

Показать полностью 1
16

Белые супрематисты чёрной Африки

А сегодня совершенно внезапно "Дикие гуси" — фильм про белых супрематистов и чёрную Африку. Ну, знаете, это примерно там, где ЗАНЛА, ЗИПРА, скауты, мать его, Селуса, Родезия, против которой не_ввели санкции только три страны на планете, Майк Хоар, Ян Смит — Чёрная Африка.

Фильм 1978 года, то бишь снят даже не с оглядкой на недавние события, всё интереснее — ровно в том же году Майкл Хоар (консультант фильма, на минуточку!) будет пытаться совершить переворот на Сейшелах, правда неудачно. А в следующем году завершится Война в Родезийском буше, притягивавшая на сторону белой Родезии множество разномастных наёмников (да-да, таких же, как в фильме). Так что эта картина стала отражением той современности, в которой снималась.

Ну, а если вы подумали, что фильм — правая агитка про хороших белых парней, которые просвещают чёрных дикарей добрым словом и пистолетом, то всё сложнее. На самом деле.

Основным козлом в картине выступает крупный капитал — да, именно кляти капіталісти выступают, как инициатором самого задания для наёмников в завязке истории, так и инициатором проблем для их отряда посреди совершенно недружественной африканской территории. Спойлер (что для такого старого фильма звучит само по себе забавным) — наёмников этот самый лондонский заказчик кидает, бросая в зоне эвакуации без транспорта на виду у надвигающихся кровожадных негритянских подразделений. Что, думаете, это наёмники кидают нанимателей ради бОльших денег? Не в этот раз. Ещё в фильме вполне недвусмысленно звучит идея о том, что вообще-то вот этот крупный капитал — он-то и виноват в том, что Африка пылает. Но громче этого заявляется совершенно другая, и чертовски неожиданная для фильма про белых супрематистов на Чёрном Континенте — "чёрные должны простить белых за прошлое, белые — за настоящее, чтобы нам всем вместе возделывать эту землю". И кто же этот идеалистичный загорелый Кот Леопольд? А это один из персонажей — цель, собственно, рейда наёмнической группы, свергнутый Президент страны Зембала. Идеалист, демократ и просто хороший человек (нет, правда). Меняет с течением сюжета мнение расиста Питер Коэтце из ЮАР о кафрах на совершенно противоположное. Жаль посмертно.

Что характерно — идеалистов в фильме с избытком, и все они выступают на стороне хороших парней. Собственно в самом начале между двумя главными героями и происходит первый диалог про идеалы и хороших парней. Да, и, пожалуй, если бы целью их миссии не был бы Лимбани, которых эти парни очень ценят, то сюжета бы не случилось.

Вообще команда "хороших парней" состоит из крайне колоритных персонажей. Здесь есть:
1) ̶М̶а̶й̶к̶ ̶Х̶о̶а̶р̶ Аллен Фолкнер — старый дикий гусь и вояка, буквально эталон человека, способного сделать практически что угодно, если соберёт нужную команду.
2) Рафер Джандерс — лучший тактик из возможных, ушедший на пенсию наёмник, пытающийся стать добропорядочным британцем, благонравно воспитывающий сына. До бывших наёмников не бывает, особенно, когда их старый друг просит помочь в одном деле.
3) ̶Д̶ж̶е̶й̶м̶с̶ ̶Б̶о̶н̶д̶ Шон Фэнн — красавчик, лучший в мире пилот и признанный ловелас ("за последний год у него было всего девять подружек одновременно"). Ещё один идеалист, на которого в начале фильма охотятся все бандиты Лондона за то, что тот не смог сработаться с наркодельцом.
4) Питер Коэтце — тот самый южноафриканец (в книжке-первоисточнике, говорят, вообще родезиец), который просто хочет заработать на свою ферму в Южной Африке. Не любит чёрных, но проникается к Президенту Лимбани симпатией и погибает, спасая его.
5) Сэнди Янг — лучший сержант из известных Фолкнеру, вышедший на пенсию и ухаживающий за ненавистными ему розовыми кустами. С радостью нанимается подготовить отряд наёмников, и никак не может остаться в лагере — отправляется на задание вместе с остальными, потому что именно так он чувствует себя живым.
6) Джесси Блейк — чёрный малый, который примыкает к отряду Фолкнера, потому что не видит иной судьбы, а ещё у него нет денег, потому просит авансом 20 фунтов на пообедать, сходить в парикмахерскую и решить кое-какие дела. Раскрывается, как хороший разведчик и в целом стелс-ассасин.
7) Артур Уитти — полевой медик, гей и в целом источник шуток про жопы и проктологов. В бою во время отхода своей группы проявляет себя, как храбрый и стойкий солдат, забрав за собой целый отряд неприятеля, а в конце, когда у него закончились патроны, схватывается с противником в ножевом бою. С предсказуемым результатом, но всё же.
8) Разномастные военные пенсионеры и не только — множество людей, которые не мыслят своей жизни без военной службы и войны. Им не нашлось места на гражданке, и они рады вновь взяться за оружие. Естественно, раз ими руководит Фолкнер, то они выступают на стороне "хороших парней".

Что хорошо в этой киноленте — крутые парни показываются крутыми, их ум и способности раскрываются в ходе сюжета. Не рассказывается о них (как часто случается в современных фильмах), а именно демонстрируется.

Что не очень хорошо — постановка боёв не всегда выглядит хорошо с современной точки зрения. Кое-где это всё-таки театр, а не игровое кино. При этом антагонисты в виде чернокожей армии страны Зембалы представлены в основном бегущим на пули сбродом. Который иногда стреляет, но в кадре это не показывается. Серьёзно — почти не видно, чтобы негры в кадре целились и открывали огонь в наёмников, а это выглядит не очень хорошо. Но в любом случае, зембалийцы — это скорее стихия. Там нет каких-то командиров, которые могут противопоставить свой тактический интеллект отряду наёмников, однако, возможно, это даже хорошо — главный антагонист всё же не они. Они скорее — обстоятельства непреодолимой силы, которые протагонистам следует преодолеть или погибнуть, таков выбор.

В целом фильм хорош, и кому интересна подобная тематика — советую к просмотру. Даже и сейчас лента не потеряла зрелищности из-за крепкой, пусть и довольно банальной, истории.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!