А она первая начала! Часть 2 - Сага о срыве минских соглашений
Первая часть
Примечание - пост вышел огромным, но если вы не собираетесь проверять все ссылки и хронологию событий в самом конце есть небольшой вывод на их основе.
На меня тут столько человек подписалось, даже неловко как-то) Ведь я самый обычный человек, ни разу не эксперт в политике. Но как гражданин России и при этом гражданин еще в некой мере патриотичный я вижу громкие обвинения в страшных преступлениях от западных и украинских СМИ, политиков, блогеров, обычных людей. Обвинения против всей моей страны и каждого ее поддерживающего, в том числе и заграницей. При этом многое из того, что можно было бы ответить (скажем, про то, что города разрушаются из-за использования гражданских строений в целях ВСУ, а не садизма россиян) легко и удобно отметается тем, что Россия напала первой, а значит виновата и во всем, что случилось из-за этого ("не было бы войны, нам бы и не пришлось прикрываться мирными!"). А само нападение России называют не иначе как: "акт ничем не спровоцированной агрессии". Я разумеется, не стану спорить с тем, что Россия стала инициатором в прямом противостоянии стран, как ни крути, АТО была направленна против собственных регионов Украины, даже непосредственно от нас признание случилось сильно позже. Но зато могу и буду спорить с тем, что нападение было ничем не спровоцировано, а кроме того возьму смелость попробовать доказать тезис, что именно Украинское руководство стремилось к военному разрешению конфликта! (или их кураторы, но поскольку такое доказать без признания или проверяемого слива информации нельзя, не буду уходить в конспирологические дебри).
Мы остановились на том, что Россия срочно среагировала на смену власти в результате Майдана и сохранила свое присутствие в Крыму (вопросы о честности референдума разбирали уже не раз, но не думаю, что для кого-то кроме крымчан это действительно важно). А на востоке Украины продолжались протесты, которые в одних местах смогли подавить, а в других "злые шахтеры" смогли успешно захватить арсеналы и отстоять города. Повторяюсь - добровольцы из России не делают АТО войной России и Украины, упоминаемые в прошлом посте добровольцы на стороне боевиков в Чечне с Украины не сделали ее прямым участником конфликта, точно также сейчас есть множество иностранных добровольцев на стороне ВСУ)
Т.е. мы имеем Крым, где есть регулярные части РФ, но нет ВСУ и Донбасс, где нет регулярных войск РФ, но ВСУ воюет с протестующими и добровольцами, которые лояльны России (не думаю, что это единственная причина, но дать их уничтожить нельзя было хотя бы из-за того, что тогда Россия бы на весь мир показала, что "своих" еще как бросает, со странами, конечно, такое случается, как с США в Афганистане, но таких же ресурсов для сохранения контроля у нас и близко нет). Ситуация напряженная, но поскольку прямого военного конфликта пока нет, еще есть все шансы решить кризис дипломатическим путем, что собственно Российские дипломаты и попытались сделать, тем более, что после военных успехов повстанцев, в Киеве осознали необходимость уступок (по крайнем мере временных).
5 сентября 2014 года по итогам консультаций трехсторонней контактной группы (Украина, ОБСЕ, Россия) был подписан Минский протокол, пунктами которых было:
1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.
2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
3. Провести децентрализацию власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
4. Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.
5. Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
8. Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе.
9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.
Подписали и подписали, но выполнены пункты не были, каждая сторона обвиняла другую в срыве режима тишины, а также были споры по поводу отдельных пунктов.
Для Москвы принципиально важным пунктом было определение статуса Донбасса как особого района и выборы его руководителей, признанных Киевом, с тем, чтобы в дальнейшем он мог вести с ними предметные переговоры. Для этого необходимо было согласовать и принять закон об особом статусе этих территорий и провести выборы по процедурам и в границах, которые устроили бы ополчение. Но Киев нарушил все эти базовые договоренности, продолжает собеседник РБК. Закон не был согласован с другой стороной конфликта, а границы так и не были очерчены.
Внесенный в Раду 15 сентября законопроект об особом статусе провозгласил, что их границы будут проходить по границам ведения антитеррористической операции, определенной в законе Украины «О борьбе с терроризмом». На этой территории президент Петр Порошенко предложил 9 ноября, а не 26 октября, в день внеочередных выборов в украинский парламент, провести выборы местных советов и должностных лиц. Эти выборы должна была назначить Верховная рада. Но в итоговом варианте, поддержанном парламентом, дата выборов была перенесена на месяц – они должны были пройти 7 декабря. Но закон был подписан Порошенко 16 октября – менее чем за три месяца до указанного срока, что лишало, по украинскому законодательству, юридической возможности провести выборы и 7 декабря.
Изменился и порядок определения территорий с особым статусом – полномочия на это получила не Верховная рада, а руководитель антитеррористического центра при СБУ. Но силовики с границами так и не определились.
От проведения выборов по украинскому законодательству руководство ДНР и ЛНР отказалось и провело собственные выборы 2 ноября. Их итоги не признала даже Москва. Выборы в Верховную раду 26 октября на территории под контролем ополченцев не проводились.
Так как Донбасс лишился представительства в украинском парламенте, представители «Новороссии» утверждают, что их теперь больше ничего не связывает с Киевом. «Люди Донбасса в парламенте не представлены, а источником власти по Конституции Украины является народ», – объяснил РБК нелегитимность для Донбасса нового созыва Верховной рады председатель парламента конфедерации ДНР и ЛНР Олег Царев.
А недавний закон Украины о прекращении социальных выплат на территории антитеррористической операции нарушает два пункта минских соглашений, в том числе необходимость принятия мер по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе, говорит РБК Денис Пушилин, назначенный ДНР уполномоченным на минских переговорах.
Все эти действия украинских властей завели переговорный процесс в тупик: Киеву теперь не с кем договариваться в «Новороссии», отмечает собеседник, близкий к Кремлю.
Украинское правительство в свою очередь отказывалось вести диалог с ополченцами, называя их террористами и требовали выполнения пунктов не от них, а от России:
Чтобы выполнить минские соглашения, необходимо остановить военные действия, закрыть границы, освободить пленных, прекратить поставки вооружений террористам, начать политические переговоры, а также провести свободные выборы в Донецкой и Луганской областях, перечислил в четверг президент Украины Порошенко.В попытке преодолеть противоречия саммит "нормандской четверки" 11-12 февраля 2015 года пришел к комплексу мер по выполнению Минских соглашений (часто называемый вторыми минскими). Там уже были более конкретные формулировки в пунктах:
Россия стоит за террористами, поэтому от нее нужно требовать выполнения договоренностей, тем более, что посол России на Украине Михаил Зурабов поставил под ними свою подпись, объясняет позицию Киева РБК помощник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. В соглашениях написано, что стороны прекращают обстрел, сторона, за которой стоит Россия, обстрел не прекращает, погибло более 100 человек, также с российской стороны не выполнен пункт по созданию буферной зоны, не выполнено требование об обмене пленными «всех на всех» – Украина отдала всех, а у российской стороны осталось 650 украинских солдат и офицеров, перечисляет Геращенко.
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.И тут же новый договор чуть не сорвался из-за ситуации в районе Дебальцева. Силы повстанцев утверждали, что ВСУ здесь находятся в окружении и были согласны их выпустить только после сдачи и разоружения. Киев же заявлял, что все в порядке и что нет никакого окружения. В итоге, с боями и таки частичным попаданием в плен, ВСУ смогли выйти из района. После окончания столкновений силы ЛДНР согласились подписать план отвода вооружений
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. (См. примечание.)
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
24 февраля отвод вооружений начали ЛДНР, 26 февраля украинская сторона.
1 марта ДНР и ЛНР заявили о завершении отвода тяжёлых вооружений под наблюдением представителей ОБСЕ
И вот начинается долгая карусель срывов
9 марта Киев берет и отказывается отводить до конца вооружения
официальный представитель АТО Андрей Лысенко заявил, что Украина не может полностью «оголять передовую» в Донбассе в рамках согласованного в Минске отвода вооружений, поскольку у них нет подтверждения об отводе техники со стороны повстанцевТ.е. 1 марта по заявлению ополченцев, представители ОБСЕ могли бы убедиться в отводе вооружений и подтвердить это украинской стороне, раз возникают вопросы. Однако ОБСЕ проявляет чудеса оперативности и 13 мая (спустя два месяца!) заместитель председателя заявит, что обе стороны не выполнили соглашение.
3 июня 2015 начались бои за Марьинку, стороны опять обвиняли друг друга в эскалации конфликта. Из значительных перемен вышла только отставка спецпредставителя ОБСЕ по Украине (видно вместо того, чтобы выполнить свою работу и определить сторону ответственную за очередной срыв)
В дальнейшем точно также будут регулярные боестолкновения и каждый раз стороны будут друг друга обвинять. При этом относительно вторых минских многие уже знают, что была проблема с последовательностью их выполнения Украина настаивала на том, что не в конституцию не будут внесены изменения об особом статусе Донбасса и местных выборов до восстановления контроля над границей с России. Россия настаивала на том, что Минские нужно было выполнять по порядку: вначале прекращение огня, разведение противоборствующих сил, изменения в украинском законодательстве, а лишь затем — местные выборы и передача Киеву контроля над границей.
И это могло бы быть мнение только одной стороны, но вот с таким планом согласились и МИДы Германии и Франции, 15 сентября 2016 года европейские дипломаты в ходе визита на Украину обнародовали стратегию мирного урегулирования, этапы которого соответствовали позиции России - передача контроля над границей Украине было самым последним этапом. Однако в Раде предложения приняли в штыки:
В правящей коалиции заявляли, что президент не сможет получить в парламенте большинство голосов в поддержку закона об особом статусе Донбасса или за принятие во втором чтении изменений в Конституции. Радикальная партия, «Батькивщина» и ряд депутатов из блока БПП, позиционировавшие себя как ультрапатриотов, воспринимали любые уступки по статусу ОРДЛО как национальное предательствоТаким образом, Украина пока не приняла официально эту позицию, пока этим можно оправдывать невыполнение минских соглашений
9 октября 2016 украинская сторона сорвала разведение сил в Станице Луганской и июню 2019 в дальнейшем сорвет еще 80 раз.
Это бы так и продолжалось до бесконечности, но 19 октября 2016, на саммите "нормандской четверки" была подтверждена формула Штайнмайера (сначала особый статус ЛДНР). Тогда еще министр иностранных дел Германии предложил ее еще год назад, но теперь ее согласовали стороны... и не зафиксировали ее на бумаге, что позволила еще три года (!) снова каждой стороне интерпретировать ее как хочется. Так бы мы и не узнали, кто прав, если бы к 11 сентября 2019 стороны не согласовали документ и уже 18 сентября его можно было подписать... но:Еще до окончания встречи в Минске представитель Украины в политической рабочей группе Валерий Гребенюк вышел с заседания и расположился на диване в лобби «Президент-отеля», в котором проводятся встречи. Он сказал “Ъ”, что бумагу не подпишут.
Борис Грызлов во всем обвинил Киев, который «поставил под угрозу саммит "нормандской четверки"». «Представители Киева отказались подписать "формулу Штайнмайера" — то есть отказались согласовать порядок правового и фактического закрепления особого статуса Донбасса. Это тот самый документ, который был согласован 11 сентября политическими советниками лидеров стран "нормандской четверки" и предложен контактной группе для подписания. Тем самым Киев сорвал и принятие решения о разведении сил в Петровском и Золотом, поскольку вопросы безопасности должны быть синхронизированы с политическими вопросами»,— заявил господин Грызлов
Затем, МИД Украины 20 сентября попробует все списать на "технические недоразумения"
Но долго бегать не получилось, 1 октября 2019 единая редакция формулы была подписана, в том числе и представителем Украины Леонидом Кучмой.
Ура, поскольку теперь есть единый согласованный документ, Киев возьмет и выполнит принятые обязательства! Правда же?
Вместо радости от того, что наконец появилась реальная возможность преодолеть тяжелый кризис мирным путем, в столице Украины поднялись протесты. Кроме протестов был и срыв разводов на местах, несмотря на приказы сверху
Бывший депутат Верховной рады и руководитель «Национального корпуса» Андрей Билецкий объявил, что его вооруженные сторонники заняли позиции в городе Золотое и отказываются их покидать. Несмотря на то, что именно этот населенный пункт обозначен как одно из двух мест (наряду с селом Петровское), где должно было произойти разведение противоборствующих сил.
Ну, раз правые радикалы срывают важнейшую для страны договоренность, то сейчас просто накажут самых отъявленных смутьянов? Да вы же уже знаете, что нет. Хотя Зеленский вроде и приехал поговорить, но безуспешно (далее его цитата):
«Я президент этой страны. Мне 42-й год. Я ж не лох какой-то. Я пришел и сказал: оружие убери. Я хотел увидеть в глазах понимание. А увидел парня, который думает, что перед ним какой-то лопух стоит»
15 октября Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что единственной альтернативой «формуле Штайнмайера» может быть только укрепление армии, причем в ущерб остальному населению:
«…Забираем треть бюджета из пенсий, зарплат, медицинского страхования, переводим это в мобилизацию и в нашу армию и стараемся защитить себя без мирного процесса»
Несмотря на сложности и воинственные заявления, вроде как получилось провести последний из условленных развод войск 12 ноября в районе Петровского, что было условием для саммита. 9 декабря состоялась встреча Нормандской четверки, где хоть и не удалось согласовать разведение войск уже по всей линии, поскольку представители Киева заявили, что не сумеют обеспечить отвод своих военных, были достигнуты определенные договоренности. В том числе стороны, включая украинскую подтвердили заинтересованность и дальнейшее участие в минских соглашениях... и буквально в начале 2020 года Киев заявляет, что Минские бы надо пересмотреть. Да, их снова не устроила очередность выполнения пунктов.
Началась новая карусель обвинений в срыве соглашений. Уже порядком охреневшие российские дипломаты предлагают публично документировать ход переговоров с Киевом, но эта инициатива была отвергнута.
Зато заявления становятся только агрессивнее, 28 мая Киев заявит о намерении ликвидировать
администрации ЛДНР, причем сразу после очередного срыва переговоров контактной группы.
В сентябре идут скандалы даже внутри Рады, Витольда Фокина по сути обвиняют в заявлениях, соответствующих выполнению минских соглашений:
Переговорщика пригласили на заседание комитета Верховной рады по госстроительству, чтобы он объяснил свои заявления, сделанные в конце августа в интервью изданию «Страна.ua». Тогда замглавы делегации указал, что надо объявить всеобщую амнистию и предоставить всему Донбассу особый статус, не фиксируя его в конституции. Выступая на заседании, он повторил тезис о всеобщей амнистии и отметил, что в Донбассе нужно провести местные выборы. Но наибольшее возмущение у украинских парламентариев вызвали слова господина Фокина об отсутствии подтверждений тому, что в Донбассе ведется война между Украиной и Россией. По его словам, там воюют наемники из почти 30 стран мира, в том числе и РФ.
Такие заявления вызвали негодование депутатов. Соломия Бобровская из партии «Голос» заявила господину Фокину: «Не нужно бояться быть врагом Российской Федерации». Представитель «Слуги народа» Дмитрий Гурин потребовал ответить, есть ли сейчас война у Украины с Россией или нет. В свою очередь, господин Фокин сказал, что он «не политик» и «ни одного подтверждения тому, что ведется война между Россией и Украиной» не видит.
25 декабря 2020 Зеленский заявляет, что Украина не выходит из минских соглашений, только для сохранения санкций против России.
К концу марта 2021, резко усиливаются обстрелы.
7 апреля, в ходе попыток урегулировать новый виток конфликта, Минобороны Украины опубликует заявление, что подтверждает приверженность «Мерам по усилению режима прекращения огня»:
Проблема здесь была в том, что Киев несколько раз менял свою трактовку «Мер…». Изначально согласившись с тем, что стрелять в ответ можно только «по приказу соответствующего руководства вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО», украинская сторона позже передумала, разрешив своим военным открывать ответный огонь «в случае нарушения противником режима тишины и возникновения угрозы жизни украинских военнослужащих». На то, что это не соответствует изначальным договоренностям, Киеву указывали Москва, Донецк и Луганск. Утром 7 апреля Минобороны Украины опубликовало новое заявление: о приверженности первому, согласованному в прошлом году варианту «Мер…».
В ответ на постоянные срывы соглашений, на фоне бездействия мониторинговой миссии, Сергей Лавров в ходе переговоров с генеральным секретарем ОБСЕ высказывает претензии:
«в конце 2020 года СММ наконец опубликовала доклад о гражданских жертвах конфликта (с 1 января 2017 года по 15 сентября 2020 года). В докладе наглядно, предельно убедительно подтверждается факт, который долгие годы для нас был очевиден: гражданское население Донбасса страдает главным образом от действий Киева. Жертв от обстрелов со стороны украинских вооружённых формирований зафиксировано в три раза больше, чем пострадавших от ответного огня на территории под контролем правительства»
Вот этот доклад. Хоть и косвенно, но он подтверждает сторону, являющуюся инициатором регулярных срывов режима тишины.
20 августа Путин просит Меркель повлиять на украинскую сторону из-за принятия законов, противоречащих минским соглашениям:
А Владимир Путин посвятил в некоторые подробности переговоров:26 октября Украина в очередной раз нарушает минские соглашения, применив беспилотник Bayraktar
— Сегодня я проинформировал госпожу федерального канцлера о том, что на Украине внесен очередной проект закона правительством Украины, и если этот законопроект будет принят… прочтите, пожалуйста, это не секретный документ… это будет означать фактический выход Украины в одностороннем порядке из минского процесса.
Потому что там не что-то противоречит минским соглашениям. Там все противоречит минским соглашениям.
Я потом спросил Дмитрия Козака, что это за документ.
— Законопроект о государственной политике переходного периода,— пояснил господин Козак.
По его словам, у Донбасса по этому закону не остается вообще никаких прав, а принятие его «в том виде, в каком он прописан, означает войну».
Представитель МИД ФРГ Андреа Зассе отметила в связи с инцидентом, что БПЛА «применяют обе стороны конфликта», хотя «по Минским соглашениям это может делать только специальная мониторинговая миссия ОБСЕ»
19 января 2022, госсекретарь США Энтони Блинкен заявляет, что Минские соглашения не нуждаются в пересмотре и являются единственным путём урегулирования конфликта в Донбассе:
После серии контактов Украины и США риторика команды Зеленского изменилась. Если ранее глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявлял, что Минские соглашения в нынешнем виде выполнить практически невозможно, то 24 января в эфире телеканала ICTV он назвал их «единственной платформой, на которой сегодня можно работать». Ермак сообщил, что все законы, прописанные в Минских соглашениях, могут быть приняты Верховной радой после согласования плана прекращения войны в Донбассе, но, по его словам, «мы будем выполнять минские договорённости исключительно в украинских интересах и исключительно в соответствии с нормами международного права»Казалось бы, американские дипломаты вмешались, чтобы вынудить таки Украину выполнить свои обязательства, но все не так просто:
9 февраля официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что действия США разрушают процесс мирного урегулирования на Украине: «На днях госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что положения „Минска“ можно выполнить, только если будет найдена их должная очерёдность. Странно, что в США пытаются найти очерёдность в документе, где чётко прописана вся последовательность шагов всех сторон… Подобные высказывания, а особенно их синхронность, говорят об одном: США выступают за пересмотр комплекса мер — это чревато разрушением мирного процесса»,— сказала онаВстреча лидеров стран 10 февраля была безрезультатной:
Однако последний раунд переговоров «нормандской четверки» провалился, и это на руку Киеву, чья тактика состоит в том, чтобы, не отказываясь от соглашений и переговоров об их выполнении, в итоге их не выполнять. Президент Зеленский и его команда больше думают о самосохранении и предстоящих выборах — парламентских в 2023 году и президентских в 2024-м. Они понимают, что любой компромисс по Донбассу может взорвать внутриполитическую ситуацию и привести к смене власти. Страх Майдана явно перевешивает желание закончить войну. Это раздражает Москву, которая прямым текстом требует от Запада сильнее надавить на Украину. Судя по заявлениям западных политиков, включая президента Франции Эмманюэля Макрона, это давление есть, но Владимир Зеленский пока не уступает.
В это время обстрелы ЛДНР только усиливаются, новость на 18 февраля:
Ситуация на линии разграничения действительно выглядит удручающе. Мониторинговая миссия ОБСЕ, работающая в регионе, констатировала: всего на территориях ЛНР и ДНР в четверг было зафиксировано 591 нарушение режима прекращения огня (в среду — 153)А 19 февраля, Зеленский грозит России пересмотреть отказ Украины от ЯО. (вот уж действительно, самое время для усиления конфликта).
21 февраля Россия признает ЛДНР, а 22 февраля Путин заявит о прекращении существования минских соглашений:
По его словам, Россия была вынуждена принять решение о признании ДНР и ЛНР из-за нежелания Киева выполнять минские соглашения, заставить делать это не смогла и Европа. Минские договоренности «были убиты» еще до признания народных республик Донбасса, указал глава государства.Уже после начавшейся войны, Порошенко признает, что минские соглашения украинская сторона не планировала выполнять с самого подписания:
Мы добились того, чего хотели. Мы не верили Путину, как не верим сейчас. Наша задача была, во-первых, отвести угрозу или, по крайней мере, отсрочить войну. Выбить себе восемь лет, чтобы мы восстановили экономический рост и построили мощь ВСУ. Это была первая задача — и она была достигнута. Минские соглашения свою задачу выполнили", — сказал Порошенко.
Вот на его словах, мы и приходим к выводу, которые вполне с ними соотносятся - украинские политики добились чего хотели. Ведь подытожим (далее имхо на основе вводных):
- С самого начала конфликта, российская сторона на переговорах добивалась от Киева мирного урегулирования, а украинские политики с самого начала собирались решить конфликт военным путем
- Предложенный механизм выполнения минских соглашений устраивал каждую сторону, кроме украинской, что теперь вполне соотносится с планами Киева их использовать, чтобы выиграть время для подготовки к войне. Тем не менее, формулу Штайнмайера подписали, так что заявления о том, что сначала нужно было восстановить контроль Украины над границей с Россией - ошибка, которая противоречит документу.
- Конфликт никогда полностью не затухал, а перед началом СВО наоборот разгорался все сильнее. Это к тем, кто кидает картинку с уменьшающимся числом жертв и говорит, что не надо было вмешиваться. Затишье перед бурей не бывает бесконечным
- Принимаемые законы и заявления украинских политиков в отношении Донбасса были направленны на эскалацию конфликта
P.S. Мне очень жаль обычных мирных людей. Даже скажу - нет старению, нет энтропии и нет войне.
TopWar
830 постов2.2K подписчика