Ответ на пост «Быть как все»
История Тиши, его учебы и дальнейшей жизни, увы, типична. И тут, конечно, очень много зависело и от Тиши, и от родителей, и от учителей, и от одноклассников, от школы и ее атмосферы в целом...
В обсуждении поста все вопрос только с точки зрения судьбы Тиши изучали. Но ее можно рассмотреть и с другой стороны.
Вы представьте, каково учить такого вот выдающегося Тишу со всем его интеллектом, способностями, выборочным интересом и большим самомнением... Ах да, еще же и другие ученики в классе... И у Тиши чаще всего с этими другими учениками вялотекущий конфликт на фоне неприятия большинством класса Тишиных закидонов... У кого то мелкая месть за мелкие обидки... У кого то крупные обиды... Кто-то изо всех сил стремится доказать что он всяко лучше Тиши... Причин много. И обычно такие ученики роль любимчика в классе не тянут....
И учитель, который ведет уроки в классе и обязан "выдать программу" и научить ВЕСЬ КЛАСС хотя бы минимуму... И желательно так, чтобы те, которые не понимают материал, или понимают его плохо, не заскучали и от скуки не разнесли класс и школу... А те, кто быстро и хорошо все понимает, не заскучали и от скуки не разнесли класс и школу... И середнячки тоже не заскучали и от скуки не разнесли класс и школу... А еще и выдающийся Тиша...
Когда то давно, несколько десятков лет назад, когда я еще работала в школе, были и у меня такие ученики...
Особенно запомнился один. Назовем его Андрей.
Ну, и пара историй.
Истории произошли на четвертый год моей работы. Физика. 10 класс. Лабораторная работа. Андрей сидит, чинно сложив руки на парте, и смотрит в окно. На вопрос, почему не делает опыты и расчеты, он бодро рапортует, что уже все в уме посчитал. И сообщает ответ и вывод. Писать в тетрадь отказывается. Это скучно и неинтересно. И не нужно никому с его точки зрения. 10 минут рассказывала ему о правилах проведения научных экспериментов, их протоколирования, для чего нужно рассчитывать погрешности и как это сделать... Слушал весь класс и в беседе принимали участие все заинтересованные лица, хотя я не громко говорила... Эффект нулевой. И точка зрения прежняя, делать не буду. Я уже все посчитал... И себе посчитал, и всем соседям...
Если идти по пути требований закона об образовании, норм и нормативов, то надо ставить 2 балла за лабораторную работу и не аттестовывать в четверти и полугодии, практически то лабораторные не выполнены. Нет лабораторной, нет отметки. А есть куча проверяющих от завуча до инспекторов районо... Которым я честно говорила глядя в глаза, что была тетрадка, но потерялась... Прямо в лаборантской потерялась... В шкафу, где она хранилась вместе с другими.... А оценка в журнале осталась...
Завуча очень заинтересовала еще одна потеря тетради этого же ученика из шкафа, но только с контрольными работами... А это уже дело серьезное. Эти тетради тоже хранились и проверялись разными заинтересованными лицами в целях объективной оценки знаний учеников... А как тетрадка с контрольными бы не потерялась, ежели там поначалу кроме даты и номера варианта были только номера задач и ответы? И те минут через 15 после начала урока? Естественно, тетрадки терялись поначалу... Потом Андрей понял, что задачи можно решать разными методами... Тетрадки продолжали теряться, потому как оформлено это было так, что ставить выше тройки что-то нельзя было... Были суровые правила оценки диагностических (читай, контрольных) работ учеников. В принципе, эти правила и сейчас действуют, при оценки части С ЕГЭ по физике, но они помягче стали... Так что тетрадку было легче потерять... Иначе "разбор полетов" на разного рода совещаниях был обеспечен...
Так вот с "потерянными" тетрадями закончил Андрей школу, с пятерками, поступил в вуз, получил диплом...
Но труд упорный и рутинный был ему тошен... И работает Андрей теперь не по специальности... А там, где не тяжело... И можно смотреть в окно. Или на реку. В свое удовольствие работает. И жизнью доволен.
И стал обычным мужиком, с обычной работой, женой, детьми, пузом...
Так же как и Тиша.
А учителя Тиши, видимо, были людьми и учителями опытными, разборов полетов не желали, отметки ставили строго по нормативам...
Но в итоге, ведь почти все мы становимся обычными людьми, с обычной работой, с обычными достижениями и обычными проблемами...