Записки прокурорского следака. Часть 33

Итак, наступил год новый 2008. Упорядоченный хаос в Главке Следственного комитета набирал силу – только что «сняли» руководителя Главного следственного управления Довгия, неплохого как руководителя, так и просто человека – и поэтому в «верхах» началась аппаратная борьба. Боролись как за конкретно это кресло, так и за места начальников управлений – в те месяцы одних снимали, других назначали – в общем, нормальная тематика внутренней кухни вновь образованной госструктуры.


У меня же всё было «по-старому»: одни дела направляли, в другие следственные группы включали (причем, разумеется, тупо поставив следака перед фактом), поэтому о каком-то долгосрочном планировании своей жизни в Москве было думать нереально. Так, включили меня весной 2008 года в следственную группу по крупному контрабандному делу, в котором несколько эпизодов были связаны с коррупцией в таможнях «за Уралом».


-Антон, тут дело такое – начал разговор шеф моей новой следственной группы – у меня группа уже сложенная, я каждого следака знаю хорошо, кто на что способен, а ты хз кто такой, если честно, работаешь полгода всего у нас.


- Пиздец, опять техническая работа – промелькнули у меня в голове бесчисленные вероятные тома, которые нужно расшивать, ксерить, составлять километры описей к томам.


- Ты в Москве с женой, детьми? – вопрос нового шефа поставил меня в тупик


- Нет, холост, детей нет, в Измайлово живу в Абэвэгэдейке.


- Ну, вот и замечательно – на следующей неделе у тебя начинается командировка. Думаю, за месяц должен управиться. Летишь в Сибирь.


Суть дела была довольно проста. Ответственные сотрудники таможенных управлений, входящих в структуру Восточно-Сибирского таможенного управления, химичили с ГТД – грузовыми транспортными декларациями, и к нам в страну из Китая неслись составы с шурупами и болтами по декларации, а по факту с контрабандными шубами, техникой и другими люксовыми товарами. Так, кстати, и начиналось дело «Евросети», когда в Россию шли эшелоны серых телефонов. Офигевал я от круговой поруки таможен, когда по факту всё начиналось с самого мелкого таможенника «на земле», на пропускном пункте, который был обязан в день принести начальнику поста энную сумму, тот в свою очередь раз в месяц отвозил денежку главе регионального управления, а из субьектов эти суммы аккумулировались уже в моем случае в ВСУ – Восточно-Сибирском управлении. Это приводило к тому, что начальство таможенное держалось как мафия на допросе – чтобы кто-то кого-то «слил» надо было придумать просто невероятную ситуацию, все таможенники прекрасно понимали систему, в которой они работают, что по факту они крутятся в огромном коррупционном механизме, и что давление системы на любой винтик будет настолько сильное, что, пардон, проще самому в камере СИЗО повеситься. Но тем не менее, есть проверки Счетной палаты, есть прокурорские проверки, есть таможенные «палки», которые себе периодически выставляют фээсбэшники – что привело к тому, что какая-то проверка аудиторов, подтвержденная многочисленными фактами жалоб и косяков в различных прокуратурах закрутило механизм, когда в одной конторе из трёх букв кто-то захотел очередные ордена-должности, и инициировал масштабную оперативную проверку таможен ВСУ. Накопали они до фига и больше, а вот конкретики особой не было – допрашивать фейсы, к сожалению, особо не умеют по профилю закрепления доказательств. То есть надо было летать по многочисленным таможням, и передопрашивать уже ранее допрошенных свидетелей, выуживая из них конкретику, имена, цифры – и закрепляя все это проверками показаний на месте.


Ну что, надо лететь – полетим, к тому же, в Сибири я до этого ни разу не был.

Командировка еще не началась, а веселье было в разгаре. Шеф поучал меня – неопытного еще в реалиях Главка следака.


-Антон, ты запомни одно, ты представитель Главка, если ты себя заранее «не поставишь», то к тебе будут как к третьей ноге относиться – с глаз долой в дыру запихнут куда подальше и бегай потом за каким-нибудь помощником старшего дворника в Иркутске или Абакане, выпрашивай Жигули дырявые, чтобы на обыск сьездить. Дадут тебе проездной на автобус и участкового в помощь – и адью, как хочешь, так и крутись.


-А как надо?


-Учись! Звонишь с моего рабочего телефона каждому руководителю субьекта, где ты будешь работать (уточнение – под руководителем субьекта имеется ввиду руководитель территориального следственного управления), представляешься мной и ставишь в известность, что будешь на его территории с такого-то по такое-то, что тебя нужно встретить во-столько-то в аэропорту, чтобы тебе нашли гостиницу поближе к управлению, и выделили отдельный кабинет и куратора от управления.


-А не нагло?


-Нормально. Он же не сам будет эти вопросы решать, даст тебе сотовый ответственного лица, и ты уже его загрузишь. Главное, не вздумай сам организационными моментами заниматься, это «земли» проблемы. Материалы, что будешь нарабатывать там, опечатываешь моей печатью, и даешь указание, чтобы они их мне переправляли, чтобы тебе из субьекта в субьект не тащить пять-десять коробок документов, понял? И главное – не стесняйся каждого куратора напрягать, чтобы они с этими коробками еще местных презентов немного собрали.


-Каких презентов?


-Антон, ну ты как лейтёха зелёный. Ты как думаешь – легко мне было пробить тебе командировку в 5 пунктов разных, с авиаперелетами, с оплаченными гостиницами? Руководитель финансового управления мне прямым текстом про магарыч намекнул. На земле тоже не дураки работают, такие посылки регулярно к нам шлют- орехи кедровые, водку местную хорошую, бальзам-икру-рыбу – ну я хер знает, что их земля рожает.


-Пипец – думаю я - мало мне работы на земле, где мне особо рады не будут, и где я руководителя изначально по-борзому должен напрягать, так я еще должен подарки выпрашивать и начальству их доставку организовывать. Охеренная тема. Ладно, подписался уже.


Как ни странно, мой опытный шеф оказался прав на 100% - каждый звонок руководителю Красноярского, Иркутского, Хакасского, Новосибирского, Омского и Тывинского управлений переключал меня на, как правило, руководителя криминалистики субьекта, который тщательно записывал даты моих визитов, давал свой личный сотовый и гарантировал, что всё будет «в лучшем виде».

Ну, ноутбук в сумке, носки-трусы собрал, теплый свитер – я готов к первому перелету, встречай меня Красноярск!

Красноярск поразил синим небом и ярким солнцем, на парковке аэропорта стоял форд с номерами следственного комитета, и я направился к нему прямой походкой.


-Здорово! Пожал мне руку молодой парень. Ну что, в гостиницу едем вещи кинуть, или сразу в Управление?


- Да у меня вещей-то – показал свою небольшую спортивную сумку.


-Вот и ладно, тогда сразу к руководству тебя везу.


Мы подьехали к зданию Красноярского Главка, где меня ждал руководитель криминалистики Края.


-Антон Батькович, как долетели? Когда начинаете следственные действия? Кабинет побольше нужен, поменьше?


Крайне порадовал меня этот деятельный руководитель, и устроившись на новом рабочем месте, я с городского сделал все нужные звонки, пригласив на завтра 5 человек на допросы, и даже двух смог сорганизовать на «ближайшие два часа». Закончив работу я сложил ноутбук и позвонил начальнику управления по расследованию особо важных дел Края, сотовый которого мне дал главный криминалист, как моего «куратора».


- Это Антон, я всё закончил, организуешь мне проезд до гостиницы? Мы уже были на «ты», поскольку в течение дня несколько раз общались по профессиональным мелочам, мне для работы необходимым.


- Без проблем, спускайся вниз, я тебя там буду ждать на личной машине. Серый Икстрейл.


Я сел в машину и мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться.


-Антон, слушай, тут такое дело, можно на полчасика буквально заедем друга моего поздравим. Его только назначили руководителем транспортного СК нашего, и день рождения у него – сразу два повода. Ехать 10 минут буквально до жд вокзала, заодно и поужинаешь, там поляна накрыта.


-Слушай, ну реально неудобно, я там левый чувак пришлый, и день рождения.


-Да забей, мы гостям всегда рады, к тому же ты типа начальство, из Москвы приехал с проверкой, мужики оценят.


Хз, отчего он считал, что я какое-то начальство, да и еще «с секретным предписанием», то бишь, с проверкой, но я без понятия, как ему меня руководство представило. Руководству виднее.


- Ладно, если на полчаса, то давай заедем поужинать.


Епрст. Больше я в жизни так уже не косячил. То есть, испытав на себе горячее сибирское гостеприимство, на всю жизнь сделал вывод – с сибиряками никогда не садиться пить водку в сугубо мужской компании, да и еще силовиков. А начиналось всё очень благочинно. Мы приехали к зданию жд вокзала, где был вход в транспортный ск, зашли в приемную руковода, где был накрыт большой стол по центру. Ну как накрыт – батарея водочных бутылок и немного сыра-хлеба-колбаски. Руковод был реально молодой парень, с широченной улыбкой меня обнявший как старого друга.


-О! Начальство столичное, наслышан уже! Спасибо, что заехал, давай со всеми познакомлю.


За столом сидели руководитель военного следственного управления, сотрудники Красноярского Главка, транспортники, прокуроры местные, опера. Я перезнакомился со всеми. Особенность знакомства – с каждым пришлось чуть ли не на брудершафт пить водку, так что после «ознакомления» я буквально упал на свой стул. Потянул руку за хлебом, чтобы сделать себе хоть бутерброд, как в руку вложили рюмку водки.

Ну, за именинника!


4 или 5, или я хз сколько часов дальше прошли в беспамятстве. Очнулся я в каком-то сверхбюджетном гостиничном номере, одетый, на кровати возле которой стояло:

1) бутылка водки в подарочном оформлении;

2) бутылка водки початая закрытая;

3) полторашка пива закрытая

Мля, где же вода!!! Эти медведи что, водкой после водки завтракают?!!! Моя голова буквально раскалывалась, а ведь впереди огромный рабочий день. Еле дополз до ванной и сунул голову под раковину. О! Водичка холодная, живём!


Оказалось, что поселили меня в гостинице при каком-то стадионе, в пяти минутах ходьбы от Главка. Епрст, лучше бы пешком вчера до гостиницы дошел. Голова клонила к земле, мыслей ноль, рабочий настрой – минус сто. Доковылял до кабинета, куда через 5 минут ворвался мой куратор, бодрый до омерзения.


-О, Антоха! Ну как, супер посидели вчера? Ты мужикам всем очень понравился, правда, вырубило быстро тебя.


- Что хоть там было вчера?


-Да не боись, всё норм, ты после всех здравниц немного с нами попел, да и уснул прямо на стуле. Да мы с пониманием – самолет, разница во времени, с собой тебе на утро собрали – похмелился?


От воспоминаний о «собранном» ком встал в горле.


-Спасибо, ну лучше бы водички дали в дорогу, или кваса бутылку.


- Ничего, вечером закончишь работать, поедем тебе здоровье поправлять!


Ну уж нет, нашли дурака, такие способы лечения, как их завтрак приведут меня или в наркологию или к увольнению. Но вечером всё было не так уж и плохо.