6

Зачем я собрался в поход по Сибири

Это моя первая статья на Пикабу.

Проверено на ошибки: ИИ

Пытался вернуть свой стиль обратно, но устал: я сам




Всем привет! Меня зовут Антон.

Весной 2026 я хочу пройти на лыжах больше 700 километров по суровому Крайнему Северу. Но прежде, чем отправиться в эту авантюру, я расскажу, как к ней подготовиться. Это будет большая серия постов, где я честно и подробно разберу все детали:

• План и карта: как рождается маршрут в безлюдной местности и почему я выбрал именно эти точки на карте.

• Стоимость: во что на самом деле обходится подобная экспедиция.

• Вдвоем против пустоты: кто мой напарник, как я его выбрал и почему доверяю ему свою жизнь.

иРиски: какие реальные трудности и опасности поджидают нас на маршруте — от погоды до диких зверей.

• Снаряжение: что я беру с собой. Разбору снаряжения будет посвящено много постов.

Ни шагу назад: как мы обеспечим безопасность и связь с внешним миром в условиях, где помощь ждать неоткуда.

• Кухня полярника: чем питаться, чтобы не терять силы, и как готовить еду на морозе в -40°C.

А начнем, как полагается, с начала. С меня.



Как все начиналось: от скалолазания по деревьям — к вершинам

Мне немного за тридцать. В туризм я попал почти случайно, в детском лагере в 2008 году. На 3 дня мы выехали из корпуса в палатки, где главными развлечениями были собственно сон в палатке и "скалолазание" по деревьям.

Еще перед этим я пытался понять, чем заниматься в жизни, думал, что хочу чего-то рискованного и настоящего, чего-то, что связано с природой. После занятий в этой «секции» я понял, что альпинизм – то, что я ищу. Невероятие фотографии, снаряжение (которое сильно отличалось от того, что я видел у туристов из ближайшего леса). Хотел быть как те парни с фотографий.

Тот самый крутой парень на фото. Но еще не я.

Тот самый крутой парень на фото. Но еще не я.

Я не знал, как становятся альпинистами, но понимал: нужно уметь работать с веревкой и «железом». Поэтому сразу после лагеря, с сентября, записался в секцию спортивного туризма. Это такой спорт, где люди с настоящим снаряжением проходят различные этапы, имитирующие то, что можно встретить в сложном походе или при восхождении.

Спортивных амбиция я не имел, меня интересовали только базовые навыки. Думаю, я их получил.

Через череду знакомств я вышел на альпиниста. Его совет, на вопрос "как стать альпинистом" - был краток: «Тебе нужно в «Безенги».
*Если человек вызывает у меня уважение, я не спорю. Сказано — сделано. Я погрузился в изучение того, как попасть в эти "Безенги"

Как-то в этом же временном промежутке в голову попала и другая идея – работа в Центроспасе, элитный отряд МЧС, который решает самые сложные задачи по всему миру. Логика была простой: чтобы попасть туда, нужно работать в МЧС. А для МЧС, как я выяснил, нужно «любое высшее образование». Так я стал студентом-географом — выбрал то, что казалось проще простого (и не ошибся, со сложностью, с профессией и целью ошибся).



Университет. ПВД как образ жизни

С первого курса, или чуть раньше, мы с двумя друзьями начали ходить в походы выходного дня. Мы ходили постоянно. Зимой и летом, осенью и весной. С палаткой и без, со спальниками и без, с едой и без. Погода и время года не имели значения.

Именно здесь, в этих бесконечных ПВД, рождалась моя личная философия походной жизни. Я понимал, что мне нужно, а без чего можно легко обойтись. Мы выяснили, например, что зимой можно идти в кроссовках, лосинах и лонгсливе. Главное — быстрее идти, на финише поставить палатку, нырнуть в спальник и приготовить ужин на горелке. При такой тактике вообще не нужны теплые вещи, костровое оборудование. Рюкзак легче, скорость и километраж выше, удовольствия больше.

фото доказательства - зимний поход без курток

фото доказательства - зимний поход без курток

А еще. При росте 190 см я весил всего 68 кг (а школу и вовсе окончил с 62 кг). Таскать тяжелые рюкзаки и бревна было невыносимо. Это и определило мой главный вектор в туризме — любыми способами уменьшать вес и объем рюкзака. Я готов был вечером замерзнуть без куртки, лишь бы не потеть под ее тяжестью днем. Я учился быть мокрым, холодным и голодным.

Отдельная история — костры. Я невзлюбил их еще в школьной секции. После ходового дня у меня не хотелось искать, пилить и таскать дрова. Для своих походов я довольно быстро купил газовую горелку. Готовил я только в палатке, горелку, к слову, у меня постоянно загоралась (брак горелки, а не косорукость), но к горелкам еще вернёмся.

В этих бесконечных ПВД у меня сформировался «вкус»: я понял, какими должны быть идеальный рюкзак, спальник и палатка. А постоянная работа позволяла покупать лучшее из того, что я хотел.

Безенги: альпинистская Мекка и проверка на прочность

Пик Брно. Антону 19 лет.

Пик Брно. Антону 19 лет.

В 19 лет я наконец попал в «Безенги». Это, возможно, самое красивое место, где я когда-либо бывал. Когда я мальчишкой ехал и качался в ПАЗике на горной «дороге», сзади сыпались чужие вещи - я был абсолютно счастлив.

Если в университете мои лосины на физре вызывали вопросы, то здесь, в альплагере, они были нормой. Повсюду бродили уставшие, грязные альпинисты, возвращавшиеся с маршрутов в одном термобелье. А вокруг — невероятная красота (причем скорее не природная, а целиком, люди, база, декорации.

«Безенги» стали для меня подтверждением: я не зря занимался спортивным туризмом и не зря ходил во все эти ПВД. У меня были знания, навыки, и я точно знал, как не заболеть, где замерзну, как натру ногу, и что с этим всем делать что бы не допустить, и что делать, когда это произойдет. Это были множественные ситуации успеха, я знал все обо всем, и был готов ко всему. Я ездил сюда три года, выполнил норматив на второй разряд и сводил руководство 2Б (категории сложности). Мне было очень хорошо, но главное во всем этом – люди. Так много невероятных людей, их истории, опт, благородство, ну и фиговых людей было не меньше, но речь не о них.

Руководство на Укю 2б, вершина в 6 утра. 2015 год.

Руководство на Укю 2б, вершина в 6 утра. 2015 год.

Мне нравилось взаимодействовать с людьми. Даже с фиговыми. Это вообще было главным во всех моих поездках.

А еще в горах (не во всех) нет медведей, комаров и что для меня важно – не жарко.

Были и другие горы, и вершины, помимо Безенгов, и выезды в экстремальные условия и Эльбрус и много чего еще, и в целом проблем я особо не встречал, скорее это все были задачи, которые я решал подготовкой (все кроме тела, не нравилось мне напрягаться, а терпеть я умел).

Архыз

Архыз



Поворот не туда.

Однажды взглянув на карту, я увидел, что Турция — совсем рядом. И я решил: нужно доехать до нее на велосипеде. Так началась новая глава.

Я научился кататься! Купил велосипед и на майские отправился в тестовый одиночный поход: Краснодар — Севастополь — Краснодар. Нужно было понять, что может сломаться, и как это починить.

Это было невероятно. Я получил то, чего мне не хватало в горах, — общение. Меня окружали люди, они кормили, поили, рассказывали свои истории. Ехать по пустой дороге меж виноградников в Анапе оказалось не менее прекрасно, чем стоять на горной вершине. Только здесь еще были они — люди.

За лето я доработал снаряжение, и в октябре мы с подругой стартовали из Минеральных Вод в сторону Грузии, а оттуда — до Стамбула. По причинам, достойным отдельного поста, мы решили вернуться обратно своим ходом. Итог: 4500 км за 5 недель (я ехал ради путешествия, а не велосипеда, мы по несколько дней жили в больших городах и тд и тп).

Следующей безумной идеей стал велозаезд из Пекина в Париж в 2020 году.

Вы знали, что до Эвереста можно доехать на велосипеде по асфальту? Там дорога с 2008 года, этого я и хотел, а потом еще и до Парижа доехать. Я готовился: покупал велосипеды (выбирал), тренировался на станке, планировал маршрут. Но когда я начал оформлять визы — границы закрылись. К тому же я стал семейным человеком, и грандиозные планы пришлось отложить.

Новый работа. Первая связанная с походами.

Перед пандемией я устроился в «Лабораторию Путешествий» — организацию, которая развивает школьный туризм. Эта работа стала для меня новой школой. Я водил группы летом и зимой, на лыжах и собачьих упряжках, работал с инвалидами и с теми, кого мама отправила в зимний лес в -40 в чем попало, а потом в -40 водил так же подготовленных мам. Я был на своем месте, мне очень нравится работать с людьми.
Именно там я по-настоящему распробовал лыжный туризм. Наложив новый опыт на старые амбиции, я начал закрывать последние бреши в зимней подготовке. Я даже водил с Матвеем Шпаро группу на лыжах к мысу Челюскина. Мой общий стаж зимних походов к тому времени точно перевалил за полгода.

я в командирских штанах, начало маршрута.

я в командирских штанах, начало маршрута.


Но одно дело — идти группой, и совсем другое — вдвоем. Другое снаряжение, ответственность, тактика.

Мы с другом, с которым ходили в походы еще со школы, отправились в свой первый настоящий лыжный поход по Кольскому полуострову. Этот поход вскрыл все наши слабые места: проблемы с питанием, санями, палаткой, готовкой и тд. Спустя два года мы устроили новую проверку — 200км от Воркуты до Лабытнанги с восхождением на пик Пайер. И, несмотря на морозы под -40°, все прошло почти безупречно. Бреши были закрыты.
Ниже несколько фото из похода Воркута - Лабытнанги

Каждую ночь, начиная со второй ночи температура по ночам ниже -30

Каждую ночь, начиная со второй ночи температура по ночам ниже -30

Спуск с пика Пайер

Спуск с пика Пайер

Первая ночь в -40 прошла, поняли это когда доставая чайник к нему прилипли руки.

Первая ночь в -40 прошла, поняли это когда доставая чайник к нему прилипли руки.

Доброе Утро

Доброе Утро

Зимой можно ходить с санями, это позволяет брать больше, а уставать меньше.

Зимой можно ходить с санями, это позволяет брать больше, а уставать меньше.

Об этом походе напишу пост отдельно, пока живы воспоминания.




Теперь нужно наращивать сложность. Продолжительность + километраж + некая удаленность места.

И вот он — новый рубеж. Более 700 километров. Этот проект для меня — не просто километры по снегу. Это итог всего моего пути: мальчишки из детского лагеря, тощего студента на ПВД, альпиниста в «Безенги» и велосипедиста на дорогах Турции - все это, сейчас кажется было школой и подготовкой к большим походам в которых все с нуля буду делать я сам.

В конце каждой статьи буду давать рекомендации книг, статей, фильмов, которые будут очень близки по духу к тому что я делаю.

Рекомендую к прочтению: Эпическое путешествие Борге Усланда и Майка Хорна через Северный полюс. Борге – легенда, его можно найти даже в детских книжках в «Детском мире».

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества