60

Экраноплан КМ «Каспийский монстр»

Аббревиатура КМ означает «корабль‑макет», но в американских СМИ она получила другую расшифровку — «Каспийский монстр».

В 1965‑х годах советские инженеры задумали создать гибрид самолёта и лодки — аппарат, летающий над водой за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности моря (так называемый экранный эффект). Он имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м и максимальную взлётную массу 544 т.

Планировалось, что экраноплан КМ сможет бороться с американскими авианосцами, если холодная война внезапно станет «горячей». Двигаясь со скоростью 650 км/ч, «Каспийский монстр» мог близко подобраться к вражескому кораблю, поскольку перемещался слишком низко над водной гладью и из‑за этого был малозаметен на радарах.

Помимо того, предполагалось, что его можно будет использовать и в мирных целях — для спасательных операций на воде и перевозки грузов. Здорово ведь иметь самолёт, которому не нужна взлётная полоса: он может остановиться просто на водной глади.

На практике экраноплан оказался не очень полезным. Вместо того чтобы совместить преимущества корабля и самолёта, он объединил их недостатки.

Экраноплану требовалось такое же сложное обслуживание, как самолёту, при этом он был не таким грузоподъёмным и экономичным, как водные суда. Преимуществ перед традиционными военными ракетоносцами у него не оказалось: он был медленнее, дороже. А ещё очень уязвим для авиации противника.

Из‑за небольшой высоты полёта (точнее, скольжения) КМ расходовал заметно больше топлива, чем самолёты, и уступал своим чисто воздушным собратьям в скорости.

Кроме того, экраноплан отличался скверной манёвренностью: крениться, как обычные авиасуда, он был неспособен, и поэтому для поворота ему приходилось закладывать круг в несколько километров.

Испытания КМ закончились, когда в 1980 году он затонул из‑за ошибки пилотирования. А ещё один советский экраноплан, «Лунь», разработанный в 70‑х как улучшенная версия КМ, тоже был заброшен и оставлен на вечной стоянке в сухом доке в Каспийске.