85

Введение в MTB (маунтинбайк)

Написать этот пост меня подтолкнула неоднократная встреча с людьми, не понимающими этот вид спорта. Конечно же, полезен пост будет абсолютным "профанам" и новичкам, однако, даже если вы разбираетесь в этом вопросе, он может оказаться интересным. Если, по вашему мнению, я в чем-то ошибся, то буду рад увидеть ваши исправления и добавления в комментариях.


Под своей статьей я выложу ссылки, которые могут оказаться полезными, если вы начинаете кататься на горном велосипеде - видео-туториалы по технике езды, эдиты профессиональных райдеров по различным стилям, мануалы об устройстве велосипеда.


В этом посте я хочу разобрать основные направления этого вида спорта и особенности конструкции велосипедов, для них предназначенных.

А теперь посмотрим на красивую картиночку и приступим.

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Danny Hart в Schladming, 2015 год.


Для начала условно разделим все направления маунтинбайка (далее сокращенно МТБ) на стили и дисциплины. Так будет удобнее понимать.

Стиль - общее направление катания, связанное с особенностями трасс (а иногда с их отсутствием), особенностями велосипеда, комбинацией техник и т.п.

Дисциплина - стиль, по которому проводятся соревнования.


Следовательно, все дисциплины - стили, но не все стили - дисциплины.

Зачастую эти два понятия отождествляют, но для удобства понимания различных направлений МТБ я разделил их в этой статье.

По сути, чем агрессивнее стиль катания и чем чаще райдер едет вниз, тем больше ход подвески велосипеда и заваленнее геометрия рамы велосипеда (исключение составляют трюковые велосипеды, на них я отдельно остановлю внимание). Я буду идти от меньших ходов подвески к большим - таким образом вы сможете увидеть, как изменяется общая геометрия велосипеда относительно стиля катания.


Стоит так же отметить, что, в основном, используется два типа велосипедов - хардтейлы и двухподвесы. Хардтейлы из амортизации имеют только вилку, двухподвесы имеют так же, помимо вилки, амортизатор, установленный на раме и приводимый в движение рычагами подвески.


КРОСС-КАНТРИ

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост
Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Кросс-кантри, так же сокращается как ХС - первый стиль и дисциплина маунтинбайка, которую мы рассмотрим. Характерная особенность стиля - изнуряющая и крайне тяжелая физически езда вверх, так же на трассе присутствуют технические секции, ровно как и спуски, однако не длительные. Данная дисциплина стала олимпийским видом спорта в 1996 году.

Особенности конструкции велосипеда - большие (обычно 29") колеса, большое передаточное число, геометрия, заваленная вперед (для удобства загрузки переднего колеса на подъемах), малые хода вилки и амортизатора (используются как хардтейлы, так и двухподвесы в зависимости от условий трассы). Ход подвески от 90 до 120мм. Почти всегда используются контактные педали.


Так как мы идем по увеличению хода подвески, далее будут два трюковых стиля, один из которых является, вероятно, одной из самых захватывающих дисциплин этого спорта.


ДЁРТ И СЛОУПСТАЙЛ

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Nicholi Rogatkin выполняет трюк Twister (cork-1080)

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Дёрт (сокращенно от dirt jumping - прыжки по земляным трамплинам) и слоупстайл - два стиля, имеющие общую историю. Если не вдаваться в подробности, то выросли они из BMX-фристайла.

Их основное отличие - размеры фигур и, по сути, ничего более. По дёрту периодически проводятся "локальные" контесты, а слоупстайл - дисциплина, по которой проводятся чемпионаты.

Дёрты зачастую можно найти в пределах города, так как своё коммьюнити ребят, строящих трамплины, есть почти везде. Слоупстайл же фигуры зачастую имеют огромный масштаб, позволяющий профессиональным спортсменам выполнять многократные вращения в воздухе, сопряженные с выполнением других трюков. Из мероприятий можно отметить ежегодные этапы кубка Crankworx.

Особенности конструкции велосипеда - низкая и короткая рама, небольшие (26", очень редко 24") колеса, одна скорость, амортизационная вилка с ходом 90-120мм (в слоупстайле зачастую используются двухподвесные велосипеды, крайне схожие по геометрии с дертовыми, но имеющие амортизатор и порядка 100-120мм хода). Педали - всегда "топталки", не контактные.


ТРЕЙЛ, ОЛЛ-МАУНТИН, ЭНДУРО

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост
Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Я, как и многие, для удобства восприятия, объеденил эти два стиля и дисциплину в одну "категорию", потому что велосипеды и стили катания между собой очень похожи.


Трейл - катание по лесным тропинкам, прыжки на небольших (обычно до 6-7 метров от конца вылета до приземления) трамплинах, по сути, "рядовое" катание на горном велосипеде. На велосипедах для трейла удобно ездить и вверх, и вниз, ввиду особенностей их геометрии. Используются, в основном, двухподвесы с ходом подвески и вилки от 120 до 140мм, так же используются пневматические подседельные штыри (с помощью рычажка на руле их можно быстро поднимать, чтобы крутить педали вверх сидя, и так же быстро опускать, чтобы высокое седло не мешало на спусках).


Для велосипедов олл-маунтин характерны все те же признаки, что и для трейл-байков, однако они предназначены не только для езды по лесу, но и для долгих покатушек по горным тропам, длительных подъемов и спусков. Какого-то определенного хода подвески у этих велосипедов нет, однако за стандарт считают 150мм, как, например, у Santa Cruz Bronson (выше на картинке) или Commencal Meta AM. Иногда эти велосипеды относят к эндуро.


Эндуро - дисциплина, заключающаяся в преодолении нерегламентированных трасс (спецучастков), соединенных "перегонками". Зачастую, эти перегонки включают в себя подъемы, так же, если райдер не успел вовремя доехать до следующего спецучастка, он получает штраф, который складывается с его общим временем прохождения всех спецучастков. Основное мероприятие - этапы Enduro World Series, в России - этапы Российской Эндуро Серии.



ДАУНХИЛЛ

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост
Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Даунхилл - зрелищная дисциплина маунтинбайка, главная особенность которой в том, что райдер едет исключительно вниз на время.

На трассе, помимо прямых участков, всегда присутствуют техничные, отвесные зоны, прыжки, иногда к этому добавляются сложные погодные условия. От райдера требуется быть развитым физически, хорошо чувствовать велосипед.

В мире (и в России) проходят чемпионаты и кубки.


Особенности строения велосипеда - длинная (для стабильности) база велосипеда, 29" или 27.5" колеса (в зависимости от трассы), заваленная геометрия (для удобства переноса веса назад) и большие хода подвески - 200мм, мощные тормоза с установленными на колесах большими тормозными дисками.


ФРИРАЙД

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост
Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Фрирайд - невероятно захватывающий стиль катания, помимо прочего еще и являющийся дисциплиной  (что спорно, однако, раз есть соревнование, то почему нет?). Характерен огромными пролетами, высокими дропами (прыжки с плоскости на приземление), трюками и отвесными склонами.

Сам термин "фрирайд" пришел из сноуборда и горных лыж, и, по сути, в маунтинбайке им можно назвать что угодно - от катания в байк-парке по прыжковым трассам до Red Bull Rampage, самого масштабного фрирайд-мероприятия, ежегодно проходящего в Юте, США. Если вы дочитали до этого момента, я настоятельно рекомендую ознакомиться с происходящем на этом мероприятии в интернете.

Раньше для фрирайда использовали монстр-траки из мира велосипедов - тяжеленные двухподвесы с 300мм хода, иногда даже с мотоциклетной вилкой и колесами, размером 24 дюйма. Так делал, например, Джош Бендер. Сейчас это ушло в историю и фрирайд катают на двухподвесах для даунхилла, о которых я писал выше.


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Введение в MTB (маунтинбайк) Маунтинбайк, Статья, Мтб, Велосипед, Ссылка, Полезное, Спорт, Экстрим, Длиннопост

Hellride образовательный - все статьи магазина Hellride про маунтинбайк. Там и про покрышки, и про геометрию, и всё-всё-всё.

Канал Сержа Раскладного - канал с переводами видео Global Mountain Bike Network на русский язык.

Канал команды Roll All Day - канал самого крупного русскоязычного сообщества по горным велосипедам, много полезных видео. Само сообщество в ВК - тык.

Канал Red Bull Bike - канал, на котором много крутых, профессионально снятых маунтинбайк видео.


На этом у меня всё, спасибо, если дочитали. Буду рад ответить на вопросы в комментариях.

Не бойтесь пробовать новое.

Найдены возможные дубликаты

+7

Вроде всё более-менее нормально написано, но в самом конце началась откровенная дезинформация:

тяжеленные двухподвесы с 300мм хода, иногда даже с мотоциклетной вилкой и колесами, размером 24 дюйма. Так делал, например, Джош Бендер. Сейчас это ушло в историю и фрирайд катают на двухподвесах для даунхилла, о которых я писал выше.

Бендер никогда такой хуйнёй не занимался, как и другие пионеры фрирайда. У них все детали были исключительно велосипедные.

Да, олдскульные вилки типа Монстра, Шивера, и другие, в основном перевёртыши очень похожи на вилки от мотоцикла. Но ими не являются. Тогда ещё у Марзочи было отделение мотоциклетной подвески и велосипедной, так что сравнить не составит труда, мото и вело вилки это сильно разные вещи.

Да и сами эти "монстр-траки"  с 300 мм ходу использовались только для самых ебанутых прыжков. И вилок с такими ходами было всего 2, если мне память не изменяет. Так что фрирайд и тогда катался на вполне нормальных ходах, у Бендера, например был вполне себе нормальный Елсворт с 888, а у Симмонса- Рокки с первым поколением Монстра, у которого хода было всего-лишь 175мм, это меньше, чем у современного эндурика, а пулял он очень жесткие дропы.

Так что за рассказ твёрдая 4, а за историю фрирайда- садись, два.

раскрыть ветку 5
+1

У Бендера восьмерки? А как же ещё его Карпиель Армагеддон?

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+1

Лол, на твоих фотках нет Армагеддона:)

Только Апокалипсис и Кенфилд. Я же не отрицаю что они были, да, они были самыми запоминающимися, но у Бендера было ещё очень много вполне себе "нормальных" велосипедов. Вот тебе Элсворт с 888 и даже эндурик

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

marzocchi super monster -раз

risse racing имеет вроде в ассортименте вилки и 250 и 300мм

и еще Avalanche Downhill racing в своем каталоге имеет подобное вилко.


итого минимум 4 охуенно-длинноходных , серийных вилки.

+3
Неплохо, только почему вы во всех дисциплинах акцентируете внимание в основном на найнерах? Кросс-кантри например и на 26" хорошо катается
раскрыть ветку 8
+4

кросс-кантри на спортивном уровне никто не катает на 26". только 29, ооочень редко 27.5. можете почитать интервью прорайдеров, нино шуртера, например

раскрыть ветку 5
+2
Насколько я вижу на соревнованиях, большинство на 26"
раскрыть ветку 3
0

Всё зависит от роста. Маленьким женщинам (вроде Emily Batty) подходят 650b, потому что из-за свойственной геометрии нога не будет цеплять переднее колесо при поворотах, и вообще легче управлять. Тот же трэнд в шоссе, там 650с.

0

Гоночные кк-велосипеды уже несколько лет как никто не делает на 26, исключительно 29, либо 27.5 для маленьких людей.

А вот всякие tour all around и т.п., которые к гоночной дисциплине отношения не имеют, могут быть на каких угодно. Но в основном, все же, подавляющая масса идет на 27.5-29.

А то, что на первенство водокачки кто то может приехать на древнем тарантасе на 26 колесах еще ни о чем не говорит. Только о том, что тарантас древний.

0

сейчас уже даже дх катают на 29" , третий год подряд ... 26 как ни крути стал стандартом для всяких дертов, итд. Или еще 26 может использоваться всякими энтузиастами :)


в США уже какой-то производитель выпустил даже BMX в стандарте 29+ ...

+3

а стритовые мтбшки у тебя не классифицируются?

раскрыть ветку 18
+2

мне кажется, что в вводном курсе для новичка они не нужны, только будут путать всё. тем более, стрит на мтб катают сейчас невероятно мало людей

раскрыть ветку 17
+3

вот он я)

и мне грустно от того что я не в списке =))

ну на пукабе-то точно кроме меня таких дурачков нету

раскрыть ветку 16
+2

И ни слова про фэты...эх ты

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 12
+2
Так пост о спортивных дисциплинах, а не о велосипедах. А фэты нигде не участвуют, разве кросс кантри, и то там максимум 27+, а фэты уже моветон.
раскрыть ветку 2
+1

Постоянно зимние соревки на фэтах проводят

раскрыть ветку 1
+2

В чём смысл фэтов? Плуг таскать вместо сдохшего коня?

раскрыть ветку 8
+2

проходимость. Оч высокая, относительно всего остального. Обычно их позиционируют как байки для рыбаков, охотников, туристов, билдеров. Такие вундервафли встречаются, что ой-ей.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1
Фэт вообще делали для полярных покатушек. Видеть его в городе для мня чуть более чем странно.
раскрыть ветку 2
0

они для снега изобретены

раскрыть ветку 1
0

Плуг таскать это про электровелы, особенно, когда аккум сдох)

+1
передняя вилка
раскрыть ветку 1
0

черт, я слепой. исправлю ща

+1

Сегодня как раз выбирал на сайтах себе велосипед. А тут как раз целая статья на Пикабу. Совпадение ?? Не думаю. 

раскрыть ветку 2
+4

спалили, что слежу за @ochenjzloibabai в свободное время...

+2

Я, когда выбирал велик по дисциплинам, я проебался. Всю жизнь катал на кантрийнике, захотелось экстрима, но я побоялся брать подвес сразу. Купил трэйловый хардтэйл, а потом выяснил, что в моем городе почти нет подходящих трэйлов, соревки вообще не проводятся, и вообще пичаль. Можно конечно катать эндуро и даже ДХ региональное, но отсутствие подвески не давало развернуться.

Но год на норм трэйле дал мне дохрена прогресса в плане техники и прыжков, я понял, что это далеко не так сложно как я думал. Поэтому я собрал эндуро подвес.

Если бы я сразу собирал подвес, сэкономил бы кучу денег.

Рекомендую покатать на прокатных великах, если есть серьезный прокат с мтб байками, потусить на городских велофорумах да и в живую потусить с велосипедистами. У МТБшников достаточно дружное велосообщество, у нас например в одной беседе можно найти представителей всех дисциплин, и они могут ответить на все вопросы

0

Взял вовсю, катание в байкпарке, по искусственным, ограниченным ленточкой трейлам, к ФРИрайду отнёс.

0

И что касается дх-байков во фрирайде - не совсем там. Они, конечно, похожи, но все же разница есть. Фрирайд то нынче довольно трюковой, об этом не стоит забывать, и излишне длинная база там ни к чему. Раньше к этому еще добавлялись однокоронки на фрирайдных байках, но иксапы и бары нынче мало кто крутит, поэтому они потихоньку уходят в прошлое. А еще ведь парковые байки есть..


Канадцы, кстати, фрирайдом считают практически все, что не гонка и не дерт. Но им можно, у них там обычный трейлрайд может быть жощще, чем весь российский даунхилл, вместе взятый.

0

Их основное отличие - размеры фигур и, по сути, ничего более

Не совсем корректно. Основное отличие дирта от СС - слоупстайл-линии строятся на склоне. Отсюда и название.  Ну и размер фигур, конечно. Дирты же мало того, что строятся на плоскости, так и в 95% случаев это исключительно кочки, просто в разных вариантах исполнения - столами, степ-апами, даблами, трансферами и т.п.. Но кочки. СС же это множество вариантов фигур, как грунтовых, так и деревянных. Сравни какие-нибудь дирты в Квинстауне и зону Крнэнкворкса в Вистлере (как одних из самых характерных  представителей), или домашние площадки Ван Штинбергена или Семенюка.

Правда, современные тенденции таковы, что дерты становятся все больше и больше..

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
0
На велосипедах для трейла удобно ездить и вверх, и вниз, ввиду особенностей их геометрии.

Вот вам анекдот: еду я как-то Beskidy MTB Trophy на Format 1311 в стоковой конфигурации...

раскрыть ветку 2
0

отчаянный дядя..

раскрыть ветку 1
0

Вниз-то как раз все отлично :)

0

тут на пикабушечке есть мегапрофессиАнал, утверждающий, что горный велосипед - это только двухподвес, а хардтейл - фитнес-байк, а все ваше мтб сводится исключительно к катанию по горам, как делает он, а так как он - профессиАнал, то делает он исключительно правильно и суждения его исключительно верные.

0
Хардтейлы из амортизации имеют только вилку

Хардтейл даже переводится как "жесткий хвост" и на них может ставиться как мягкая, так и жесткая вилка.


Стоило ещё сказать про дисциплину 4х.

раскрыть ветку 3
0

Не хотел путать новичков ригидными вилками, тем более в мтб я их очень редко вижу.


Форкросс? В 2019 году? Не думаю, что это нужно в статье для чайников, потому что основным направлением его уже не назовешь, да и умирает он потихоньку

раскрыть ветку 2
0

Про-тур еще пока никто не отменял. И это у нас факросс все никак с колен не поднимется, во всем остальном мире то вполне себе живет, и даже без UCI.

0

пока в Саранске есть сборы, у нас он будет жить)

-1
Rampage это слоупстайл
раскрыть ветку 5
0

То, что там иногда бывали деревянные конструкции, слоупстайлом его не делает. И последние два раза снова полностью вернули его в разряд чистых фрирайд-контестов.

раскрыть ветку 2
0
Там последние два раза почти все дхшники катали типа метайлера
раскрыть ветку 1
0

Спорно. От сс там только система оценки.

раскрыть ветку 1
0
А трюки канешно же из фрирайда)
-1

Хорошо, Вы начинали с какого велосипеда. (Веласипет) ?

-3

Два-три человека поймут. Остальные как обычно скажут, что "веласипет" это моя жизнь. Что МТБ это полная дичь, занимаетесь хуйней опасной только, а я тихо и спокойно на своем топовом двухподвесе "Стелс Адреналин" повез навоз на дачу.
Сколько лет уже сталкиваюсь с этим.
Бесполезно рассказывать людям, что такое велосипед, что такое дисциплины и т.д.
Хотя надеюсь что появятся новички в этом деле после прочтения.

раскрыть ветку 10
+2

на самом деле, я буду счастлив, если статья сподобит на катание даже 1 человека.

раскрыть ветку 9
-2

Ничего, скоро новичков будет гораздо больше, во всех дисциплинах. Я занимаюсь этим вопросом)

раскрыть ветку 8
-5
"А напишу-ка я статейку, коих уже мильон в интернете, срублю плюсиков, а то ж пикабушники гуглем не пользуются..."
раскрыть ветку 1
+4

я не нашел статьи, в котором все изложено так, как я считаю правильным и именно с той информацией, которую я хочу донести. и с теми ссылками, которые я посчитал полезными. не вижу ничего плохого в авторской статье на эту тему.

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: