Водные единороги или нарвалы.
Единорог существует, но живет он не в сказочных лесах, а в студеных водах Арктики, и имя ему – нарвал. Этот зубатый кит вооружен прямым рогом (бивнем), нередко равным половине длины мощного корпуса.
Описание нарвала
Monodon monoceros входит в семейство нарваловых, представляя единственный вид в роду нарвалов. Кроме него, в семействе нарваловых (Monodontidae) числится только белуха, имеющая схожие морфологические и иммунологические признаки.
Внешний вид
Нарвала роднит с белухой не только величина/форма корпуса – у обоих китов нет спинного плавника, одинаковые грудные плавники и… детеныши (белуха рожает темно-синее потомство, белеющее по мере взросления). Взрослый нарвал вырастает до 4,5 м при массе в 2–3 т. Кетологи уверяют, что это не предел – если повезет, можно добыть и 6-метровые экземпляры.
Около трети веса приходится на жир, а сама жировая прослойка (оберегающая животное от холода) составляет примерно 10 см. Небольшая затупленная голова посажена на слабо выраженную шею: за общую округлость очертаний отвечает спермацетовая подушка, немного нависающая над верхней челюстью. Рот у нарвала сравнительно маленький, а верхняя губа слегка перекрывает мясистую нижнюю, абсолютно лишенную зубов.
Нарвала можно было бы признать совершенно беззубым, если бы не пара зачаточных зубов, обнаруженных на верхней челюсти. Правый прорезается крайне редко, а левый превращается в знаменитый 2–3-метровый бивень, заверченный в левую спираль.
Вопреки своему внушительному виду и весу (до 10 кг), бивень чрезвычайно крепок и гибок – его конец способен изгибаться на 0,3 м без угрозы быть сломанным. Тем не менее, бивни иногда отламываются и далее уже не отрастают, а их зубные каналы наглухо запечатываются костными пломбами. Роль спинного плавника выполняет невысокая (до 5 см) кожистая складка (0, 75 м в длину), расположенная на едва выпуклой спине. Грудные плавники у нарвала широкие, но короткие.
Половозрелый нарвал отличается от своего ближайшего родственника (белухи) узнаваемой пятнистой окраской. На общем светлом фоне туловища (на голове, боках и спине) разбросано множество темных пятен неправильной формы до 5 см диаметром. Пятна нередко сливаются, особенно на верхних зонах головы/шеи и хвостового стебля, создавая единые темные участки. Молодые нарвалы окрашены обычно монохромно – в голубовато-серый, черно-серый или шиферный.
Характер и образ жизни
Нарвалы – общественные животные, формирующие огромные стада. Наиболее многочисленные сообщества состоят из матерых самцов, молодняка и самок, а небольшие – из самок с детенышами или из половозрелых самцов. По сведениям кетологов, раньше нарвалы сбивались в громадные стада, насчитывавшие до нескольких тысяч особей, но сейчас численность группы редко превышает сотни голов.
Летом нарвалы (в отличие от белух) предпочитают находиться в глубоких водах, а зимой держатся в полыньях. Когда последние покрываются льдом, самцы орудуют крепкими спинами и бивнями, разбивая ледяную корку (до 5 см в толщину).
Со стороны быстро плывущие нарвалы выглядят довольно эффектно – они не отстают друг от друга, производя синхронные маневры. Не менее живописны эти киты и в минуты отдыха: они лежат на поверхности моря, устремив свои впечатляющие бивни вперед или вверх, к небу. Нарвалы живут в студеных водах, окаймляющих арктические льды, и прибегают к сезонным миграциям, исходя из перемещения плавучих льдов.
К зиме киты уходят южнее, а летом мигрируют севернее. За границы полярных вод, находящихся ниже 70° с. ш., нарвалы выходят только зимой и крайне редко. Периодически самцы скрещивают свои рога, что кетологи расценивают как способ освободить бивни от чужеродных наростов. Нарвалы умеют разговаривать и делают это весьма охотно, издавая (в зависимости от повода) повизгивание, мычание, щелчки, свист и даже стоны со вздохами.
Сколько живет нарвал
Биологи убеждены, что в естественной среде нарвалы живут не менее полувека (до 55 лет). В неволе вид не приживается и не размножается: пойманный нарвал не протянул в заточении и 4 месяцев. Для содержания нарвала в искусственных резервуарах он не только слишком велик, но и достаточно привередлив, так как нуждается в особых параметрах воды.
Половой диморфизм
Различие мужских и женских особей прослеживается, прежде всего, в габаритах – самки меньше и по весу редко приближаются к тонне, набирая около 900 кг. Но коренное отличие кроется в зубах, верней, в левом верхнем зубе, пронзающем верхнюю губу самца и отрастающем на 2–3 м, закручиваясь в тугой штопор.
Правые бивни (у обоих полов) скрываются в деснах, развиваясь крайне редко – приблизительно в 1 случае из 500. Кроме того, иногда длинный бивень пробивается и у самки. Охотникам попадались самки нарвала с парой бивней (правым и левым).
Тем не менее, кетологи относят бивень к вторичным половым признакам мужских особей, но до сих пор дискутируют по поводу его функций. Часть биологов считает, что самцы задействуют бивни в брачных играх, привлекая партнерш или меряясь силой с конкурентами (во втором случае нарвалы трутся бивнями).
Среди других областей применения бивней названы:
*стабилизация тела (предохраняющая его от вращения вдоль оси) во время плавания при круговых движениях хвостового плавника;
*обеспечение кислородом остальных членов стада, лишенных рогов – с помощью бивней самцы взламывают лед, создавая отдушины для сородичей;
*использования бивня как орудия охоты, что запечатлено видеосъемкой, проведенной специалистами отдела полярных исследований WWF в 2017 г.;
*защита от природных врагов.
Кроме того, в 2005 году, благодаря исследованиям группы, возглавляемой Martin Nweeia, было установлено, что бивень для нарвала является своеобразным органом чувств. Костную ткань бивня рассмотрели под электронным микроскопом и обнаружили, что она пронизана миллионами мельчайших каналов с нервными окончаниями. Биологи выдвинули гипотезу, согласно которой бивень нарвала реагирует на изменение температуры и давления, а также определяет концентрацию взвешенных частиц в морской воде.
Ареал, места обитания
Нарвал живет в Северной Атлантике, а также в Карском, Чукотском и Баренцевом морях, относимых к Северному Ледовитому океану. Встречается по преимуществу вблизи Гренландии, Канадского архипелага и Шпицбергена, а также на севере Северного острова Новой Земли и у берегов Земли Франца-Иосифа.
Нарвалы признаны самыми северными из всех китообразных, так как обитают между 70° и 80° северной широты. Летом самые северные кочевки нарвала простираются до 85° с. ш., зимой наблюдаются южные заходы – до Нидерландов и Великобритании, острова Беринга, Белого моря и Мурманского побережья.
Традиционные места обитания вида – незамерзающие полыньи в центре Арктики, которые редко затягивает льдом даже в самые лютые зимы. Эти оазисы среди льдов остаются неизменными год от года, а самые примечательные из них удостоены собственных названий. Одна из наиболее заметных, Велика Сибирская полынья, расположена вблизи Новосибирских островов. Свои постоянные полыньи отмечены у восточного побережья Таймыра, Земли Франца-Иосифа и Новой Земли.
Арктическое кольцо жизни – так именуют цепь из участков незамерзающей морской воды, которая связывает между собой постоянные полыньи (традиционные места обитания нарвалов).
Миграция животных обусловлена наступлением/отступлением льда. В целом же эти северные киты имеют довольно ограниченный ареал, так как более придирчивы к среде обитания. Они предпочитают глубокие воды, заходя летом в заливы/фьорды и практически не отплывая от рыхлых льдов. Больше всего нарвалов живет сейчас в проливе Дэвиса, Гренландском море и море Баффина, но самая многочисленная популяция зафиксирована на северо-западе Гренландии и в водах восточно-канадской Арктики.
Рацион нарвала
Если добыча (донные рыбы) затаились на дне, нарвал начинает работать бивнем, чтобы вспугнуть ее и заставить подняться.
В рацион нарвала включено множество морских обитателей:
головоногие моллюски (в том числе кальмары);
ракообразные;
лососевые;
тресковые;
сельдь;
камбала и палтус;
скаты и бычки.
Нарвал приспособился к затяжному пребыванию под водой, чем и пользуется во время охоты, надолго погружаясь на километровую глубину.
Вернуться к содержанию
Размножение и потомство
О репродукции нарвалов, в силу специфического ареала, известно не очень много. Кетологи считают, что самки рожают раз в три года, вынашивая детенышей более 15 месяцев. Брачный период длится с марта по май, а половой акт проходит в вертикальном положении, когда партнеры разворачиваются животами друг к другу. Потомство появляется на свет в июле – августе следующего года.
Самка рожает одного, редко – пару детенышей, которые покидают материнское чрево хвостом вперед. Новорожденный весит 80 кг при росте 1,5–1,7 м и сразу обладает слоем подкожного жира в 25 мм. Детеныш кормится материнским молоком примерно 20 месяцев, как и детеныш белухи. Половое созревание у молодых животных приходится на возраст от 4 до 7 лет, когда самка вырастает до 4 м при массе в 0,9 т, а самец вытягивается до 4,7 м при весе 1,6 т.
Естественные враги
В дикой природе расправиться с огромным нарвалом под силу лишь взрослым косаткам и белым медведям. Подрастающие нарвалы подвергаются нападениям полярных акул. Кроме того, здоровью нарвалов угрожают мелкие паразиты, нематоды и китовые вши. В перечень естественных врагов надо внести и человека, добывавшего северных китов ради их удивительных бивней. Купцы вели бойкую торговлю порошком из спиралеобразного рога, которому обыватели приписывали чудодейственные свойства.Наши предки были убеждены, что порошок из бивня залечивает любые раны, а также избавляет от горячки, черной немощи, порчи, лихорадки, морового поветрия и змеиного укуса.
Бивень нарвала был дороже золота, из-за чего распродавался по кусочкам. Целый бивень могли приобрести только очень богатые люди, такие как Елизавета I Английская, отдавшая за него 10 тыс. фунтов. А придворные французских монархов использовали бивень, проверяя подаваемые блюда на наличие яда.
Популяция и статус вида
Точную цифру по мировому поголовью нарвалов не дает даже Красный список МСОП, говорящий о 170 тыс. китов (без учета популяций российской Арктики и Северо-Восточной Гренландии). Ключевыми угрозами для этих морских млекопитающих признаны следующие:
промышленная добыча;
сужение кормовой базы;
загрязнение океана;
исчезновение морского льда;
заболевания.
Несмотря на то, что нарвал почти не становился объектом масштабного коммерческого промысла (кроме нескольких десятилетий в 20-м веке, когда его усиленно добывали в канадской Арктике), правительство Канады еще в прошлом веке ввело специальные ограничительные меры.
Канадские власти запретили убивать самок (сопровождаемых детенышами), установили квоту на отлов нарвала в основных районах и обязали китобоев утилизировать выловленных животных.
В наши дни на нарвалов охотятся отдельные общины коренных народов Гренландии и Канады. Здесь мясо едят или скармливают собакам, жиром заправляют светильники, кишки пускают на веревки, а бивни – на резные сувениры. Повышенная уязвимость вида объясняется его верностью одним и тем же прибрежным районам, куда нарвалы возвращаются каждое лето. Нарвал внесен в Приложение II Конвенции о международной торговле видами, которые находятся под угрозой исчезновения (СИТЕС).








