Внутри немецкого танка Pz.Kpfw IV
За восемь лет производства было собрано 8,6 тысяч Pz.Kpfw IV разных модификаций. Это единственный танк вермахта, применявшийся на всех фронтах Второй мировой войны с первого - и до последнего дня. Несмотря на наличие более совершенных «Тигров» и «Пантер», Pz.Kpfw IV и в 1945 году оставался грозным противником, чему способствовала длинноствольная 75-мм пушка.
Экипаж «четверки» состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира. Масса танка в самой защищенной модификации Ausf. H достигала 25 тонн. Учитывая, что мощность мотора не превышала 300 сил еще с версии Ausf.D, максимальная скорость танка упала до 25 км\ч. Зато лобовая броня составляла 80 мм, а уязвимые бортовые и кормовые проекции были защищены навесными экранами. Самым совершенным орудием в семействе Pz.Kpfw IV была 75-мм пушка KwK 40 L\48. Ее подкалиберный снаряд мог поразить до 120 мм гомогенной брони (при наклоне в 30 градусов) на расстоянии в 500 метров.
"Pz.Kpfw IV Ausf.H"
Сегодня мы рассмотрим внутренние объемы этой машины с позиций членов ее экипажа. В подборке будут представлены снимки разных модификаций танка.
Механик-водитель
"Вид на место механика-водителя версии Ausf.J"
"Смотровой прибор Fahrersehklappe- 30 версии Ausf.G"
Этот член экипажа располагался в передней части корпуса слева. Для обзора вперед использовался смотровой прибор Fahrersehklappe- 30. На модификациях Ausf.A и Ausf.E – G его дублировал перископический прибор K.F.F. 1 и K.F.F.2 (поздний). Дополнительно обзор можно было вести через амбразуру в левой стенке корпуса. На поздних модификациях ее упразднили.
"Вид на трансмиссию и приборный щиток"
"Педальный узел"
Водитель управлял 12-цилиндровым карбюраторным мотором Maybach, который в самой совершенной версии 120TRM развивал 300 сил. Пятиступенчатую КПП SFG75 позже заменили на шестиступенчатую.
"Вид на место водителя с позиции наводчика. Над смотровой амбразурой опущен бинокулярный визир перископического прибора наведения, использовавшийся при закрытии обзорной амбразуры. При ненадобности, он сдвигался вправо. Слева виднеется смотровая амбразура в стенке корпуса, от которой позже отказались. На фото - Ausf.F2"
"Pz.Kpfw IV Ausf.G. На приборном щитке, помимо основных датчиков, был сигнализатор выхода пушки за габариты корпуса"
Стрелок-радист
"Укомплектованное место стрелка-радиста. Слева на трансмиссии располагалось радиооборудование. Обзор на поздних версиях осуществлялся лишь через прицел курсового пулемета"
"Вид на люк стрелка-радиста Pz.Kpfw IV Ausf. J - уже без смотрового прибора сбоку"
Располагался справа от водителя, отделенный от него трансмиссией и радиостанцией. Изначально, рядовые танки оснащались лишь приемником Fu 2, который позже дополнили радиостанцией Fu 5 с дальностью связи до 9,5 км.
"Вид на боковую смотровую амбразуру"
"Ausf G, еще не лишенный смотрового прибора в боковой стенке корпуса. Шаровая установка с двумя отверстиями: под пулемет MG-34 и его прицел"
Обзор радиста менялся в различных модификациях. На первых версиях была смотровая амбразура в лобовой плите и в боковой стенке корпуса. Позже лобовую амбразуру упразднили, и обзор вперед осуществлялся через прицел курсового пулемета MG-34.
Наводчик
"Вид на люк наводчика, который запирался люком с прибором наведения в нем. После введения башенных экранов от него отказались"
"Казенная часть 75-мм пушки KwK 40"
Оператор основного орудия располагал обширным арсеналом для наблюдения. Помимо прицела Tzf 5b и Tzf 5f (максимальная дальность стрельбы – 3,3 километра), во лбу башни была смотровая амбразура, от которой отказались в версии Ausf.G. Та же участь постигла и смотровую щель в переднем боковом листе башни.
"Вид на прицел Tzf 5f и рукоять вертикальной наводки"
"Наводчик у визира прицела"
До модификации Ausf.J поворот башни осуществлялся с помощью вспомогательного двигателя. После – только вручную. Для разворота на 360 градусов требовалось сделать 188 оборотов рукоятью наведения.
Заряжающий
"Вид на место заряжающего. На ранних модификациях приборы наблюдения были в люке, и передней боковой стенке башни"
"Вид с места заряжающего Pz.Kpfw IV Ausf.G. Снизу виднеется двигатель поворота башни"
"Справа от гнезда спаренного пулемета - механизм запирания смотровой амбразуры во лбу башни"
Заряжание всех пушек «четверки» было унитарным. Боекомплект для «длинноствольных» модификация был самым емким – 122 снаряда. В их число входили бронебойные тупоголовые, подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Наиболее тяжелым был тупоголовый Panzergranate 39. Масса выстрела составляла 11,5 килограмм. Самым легким – кумулятивный Granate Hohlladung Typ B весом в 7,3 килограмма.
"Заряжающий смотрит через открытую амбразуру в лобовой части башни"
"Вид на казенную часть орудия с места заряжающего"
Заряжающий имел такие же приборы наблюдения, как и у наводчика (за исключением, естественно, прицела).
Командир
"Вид на место командира Pz.Kpfw IV Ausf.G сбоку"
"Вид на место командира сзади"
Лидер экипажа Pz.Kpfw IV располагался за наводчиком и заряжающим. Изначально ему были доступны пять смотровых щелей в командирской башне. Начиная с Ausf.B смотровые щели получили бронированное кольцо. Связь с экипажем осуществлялась стандартным танковым переговорным устройством. В версии Ausf.H командир получил зенитный пулемет MG-34 Fliegerbeschussgerat, смонтированный у комбашенки.
"Вид на казенную часть орудия с места командира"
"Командир располагался за казенной частью орудия - над наводчиком и заряжающим"
Итоги
Как видите, в отличии от «старших товарищей», Pz.Kpfw IV был весьма консервативным. К слову, это было залогом относительной простоты и дешевизны производства. И более того – простая конструкция оказалась хорошей базой для модернизаций, которые позволили поддерживать параметры защищенности и огневой мощи на приемлемом уровне.
"Pz.Kpfw IV Ausf.G в Белгороде, 1943 год."