Victorinox — метафора мечты, пронесенной через столетия
История швейцарского бренда берет свое начало в конце XIX века, когда 24-летний швейцарец Карл Эльзенер отказался от работы в галантерее своей матери. Променяв мужские шляпы и ремни на колюще-режущие предметы, в 1884 году в крохотном поселении Ибах он открыл ножевую мастерскую, где помимо, собственно, ножей, изготавливались хирургические инструменты — скальпели, зажимы, ножницы, пинцеты.
С подачи Эльзенера в 1890 году мастера из разных уголков страны объединились в Швейцарскую ассоциацию ножовщиков, основной заботой которой стало создание отечественного многофункционального ножа, который смог бы отвечать высоким требованиям национальной армии. Для создания офицерского ножа Эльзенер применил особый пружинный механизм: при помощи одной пружины два приспособления могли фиксироваться по бокам рукоятки. Такой инновационный подход позволил удвоить функциональность устройства — помимо большого лезвия, нож также украшало и второе, меньшее по размеру, на другой стороне которого на пружине располагался штопор. Но передовое решение было обречено на провал — производить такие ножи было дорого, а предложения немцев были гораздо выгоднее. Через год от идеи отказались все участники Ассоциации, но только не Эльзенер, компания которого оказалась на грани банкротства. Его спасла деятельная поддержка матери, а упорство и боевой дух мастера не остались незамеченными — спрос на продукцию Эльзенера среди офицеров рос в геометрической прогрессии, и в 1891 году фирма стала официальным поставщиком ножей для швейцарской армии.
Мать Эльзенера, Виктория, поддерживала все начинания сына и взяла на себя решение всех административных вопросов. Она всегда была бок о бок с сыном в мастерской , посвятив ножевому делу 25 лет. После её смерти в 1909 году, в первый раз за все существование компании, Эльзнер дал ей имя в честь своей матери — Victoria. После его смерти компания перешла сыновьям, которые в 1918 году начали переходить на использование только изобретенной нержавеющей стали. Поэтому сыновья Эльзенера дополнили светлое имя бабушки окончанием «inox» (от французского inoxidable — «нержавеющая сталь») — так появилось неизменное Victorinox, известное нам по сей день.
До конца Второй мировой войны Victorinox работал в основном на швейцарскую армию, и только благодаря американским военным альпийские армейские ножи получили мировую известностью. Армия США проявила неподдельный интерес к этому практичному товару и наладила поставки для своих солдат. Но Victorinox к тому времени был уже не единственным игроком на рынке. Еще в 1908 году в Швейцарии появилась еще одна компания с таким же продуктом – Wenger, которая составила немалую конкуренцию Эльзенеру. Дело в том, что родина Victorinox – немецкоговорящий город Швиц, а родина Wenger – франкоязычный Кортеле. Чтобы избежать трений между двумя кантонами, правительство решило разделить контракт поровну между поставщиками. Эльзенеру ничего не оставалось, кроме как договориться с конкурентом и жить мирно. До поры до времени. Wenger стал позиционировать себя как “подлинный (genuine) швейцарский армейский нож”, а Victorinox - как “первичный (original) швейцарский армейский нож”. Вернуть свою долю рынка и отыграться за нанесенный ущерб гигант смог только в 2005 – Victorinox приобрел Wenger и снова стал единственным поставщиком ножей швейцарской армии. Какое-то время ножи под брендом Wenger еще производились (с каждым годом все меньшими и меньшими партиями), а с 2014 года и вовсе перестали выпускаться. Утер нос Эльзенер в итоге и Германии – страна, которая раньше поставляла огромные партии складных ножей в швейцарскую армию, теперь сама покупает их у Швейцарии.
В 2001 году, после теракта 11 сентября, складные ножи запретили провозить в самолётах. Этот запрет, вызванный требованиями безопасности, нанёс серьёзный удар по всем крупным производителям складных ножей. Теперь туристы не могли купить швейцарский нож в аэропорту в качестве сувенира. Продажи сократились, многие купленные изделия возвращались обратно на завод. Чтобы выстоять в такой непростой ситуации, компания прекратила приём новых сотрудников, отменила все сверхурочные рабочие часы, предложила работникам взять внеплановый отпуск по желанию и временно направила 80 с лишним человек на другие предприятия на срок от четырёх до шести месяцев. Как только ситуация стабилизировалась, все сотрудники были возвращены обратно. Никто не был уволен, и такая стратегия лучше всего продемонстрировала доверительное отношение, которое всегда царило между руководством компании Victorinox и её работниками, которые стали одной большой корпоративной семьёй.
Именно тогда решено было открыть продажи на территории России и Китая. Одновременно с этим расширился ассортимент продукции, появились мультитулы и модели без клинка, представляющие собой просто комплект инструментов в едином корпусе.
Самая популярная модель в настоящее время – нож Swiss Champ (в переводе «швейцарский чемпион»). Эта модель включает в себя 22 инструмента, которые выполняют 33 функции.
В 2008 году вышел в продажу так называемый «швейцарский солдатский нож». Его главное отличие от «армейского» заключается в том, что он легко открывается одной рукой.
Главный секрет швейцарках армейских ножей – пружина, которая позволяет извлекать инструменты с характерным звуком. По этому звуку легко определить, настоящий перед вами нож или всего лишь подделка.
Разрабатывалось множеством моделей швейцарских армейских ножей, многие из которых в итоге так и не вышли в серийное производство. Это и модели с различными фонариками, и ножи с рулеткой, расчёской и даже с картофелечисткой.
На протяжении многих лет компания успешно избегала какой-либо критики. Во-первых, она имела женщину в качестве соучредителя, во-вторых, соотношение заработной платы между средним и высокооплачиваемым работником составляло 1:5. Ну а к качеству продукции компании никогда не было претензий, независимо от стоимости. Даже если купить Victorinox по цене ниже 20 долларов, можно быть уверенным в том, что он окажется безупречным. Пожизненная гарантия – залог того, что даже если какой-либо брак будет иметь место, покупатель сможет бесплатно получить новый товар. Сочетание отношения компании к своим сотрудникам и покупателям, качества продукции, широкого ценового диапазона и богатого ассортимента инструментов в складных ножах и мультитулах (некоторые ножи Викторинокс имеют даже USB-накопители!) – всё это вместе позволило создать прочный фундамент, основанный на доверии и лояльности.
Компания до сих пор принадлежит одной семье, поэтому руководство связано с ней навсегда и заинтересовано в успешном развитии. И руководит ей Карл Эльзенер IV.
P.S. Отличное видео от National Geographic. Советую к просмотру.
История быта и искусств
1.9K постов6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников