"УДИВИТЕЛЬНАЯ ОБЫДЕННОСТЬ ИЛИ ОДНАЖДЫ В ДЕТСКОМ ХОСПИСЕ"

Если в больнице клоун, зайдя в палату, стремится всех объединить общей игрой (которая будет интересна каждому по своему), то в хосписе это сделать гораздо сложнее. Там ребят немного, и хотя они находятся в одном помещении, однако все в разных состояниях. Один кушает, другой полу-спит, третий активно включается во всё, но быстро переключает внимание с одного движущегося объекта на другой...

Когда я пришла в хоспис в очередной раз, увидела насколько разная динамика восприятия у каждого из подопечных. Поэтому решила не пытаться создать одну игровую историю, а пошла в индивидуальную работу. Это сложнее, но ценнее, когда всё внимание направлено только на одного ребёнка. К счастью, это была не первая наша встреча и ребята уже ко мне привыкли, поэтому разрешали клоуну подходить близко и изучали яркого персонажа, находящегося рядом, а я показывала им свои новые игрушки.

Очень важно не просто самой что-то делать, самое главное - вовлекать детей и взрослых, чтобы они были не просто зрителями, но и соучастниками процесса. Просто иногда надо чуть-чуть иначе демонстрировать то, что у меня в руках. Это я знаю, что колокольчики звенят, если их потрясти. А некоторые дети не могут даже сказать название этого музыкального инструмента. И для них это нормально, они просто по другому воспринимают мир и тогда я учусь принимать их правила, смотреть на свой же реквизит глазами свежим взглядом. Понимаю, что здесь нужно что-то другое, не будет толку от того, что я протяну эту связку колокольчиков малышу и попрошу потрясти. Тогда что же делать?

Клоун научил меня наблюдать. Причём этот процесс происходит параллельно тому, как мы общаемся. Поскольку мой основной профиль работы - онкологические отделения, во взаимодействие с паллиативными детьми вхожу осторожно, чтобы не навредить. Сложность в том, что тут ребёнок мне не скажет, что ему понравилось или не понравилось, поэтому нужно считывать по малейшим проявлениям - мимика, жесты, звуки. Важен любой сигнал.

Я подсмотрела у нянь, с которыми находятся подопечные в хосписе, как они берут какой-то предмет и, зная индивидуальные особенности каждого, по разному презентуют. То осторожно водят им по одежде, то зажимают в ладошке ребёнка, чтобы он испытал тактильные ощущения от прикосновения, то делают так, чтобы подопечный сфокусировал взгляд на новом объекте. А ещё меня удивило, что можно реквизит подсвечивать, в прямом смысле слова. Няни периодически берут свои телефоны, включают фонарики и демонстрируют, например, клоунскую волшебную палочку (с водой и блёстками внутри) через яркий свет смартфона. И эффект прекрасный. Так что процесс обучения у клоуна не прекращается ни на секунду. И в этом глубина нашей работы - учиться на всё смотреть так, как другие.

Совершенно индивидуально дети проявляют интерес к чему-то и, конечно, каждый по своему реагирует на клоуна - одни начинают громко смеяться, другие плакать. Всё одновременно происходит, поэтому надо в моменте улавливать реакции и становится для кого-то тише, для кого-то громче, к кому-то подойти ближе, от кого-то отойти подальше... В общем, сплошные курсы повышения квалификации. Но мне нравится, потому что быстро меняющаяся реальность постоянно держит в тонусе. Не в напряжении, ведь из этого состояния невозможно импровизировать, а просто напоминает о том, что в любую секунду надо быть готовой стать ещё какой-то другой - более внимательной, гибкой, открытой...

Скажу честно, это бывает невероятно трудно и даже порой "хочется сбежать". Такое состояние, когда вот уже совсем не знаю что делать, ну не было у меня такого опыта раньше, поэтому провалиться бы сквозь землю, хотя это делу не поможет. Совершенно точно за последние несколько лет я научилась не бояться трудностей и знаю, что когда сложно - надо не бежать, а дышать и делать что-то, чего ещё не умею, по ощущениям искать варианты, которые в данной ситуации будут уместны, находить новые опоры и потом складывать их в копилку своего багажа, который пополняется после каждой встречи с детьми и взрослыми. Если тяжко - значит я на правильном пути. Остановлюсь ненадолго, переведу дыхание и пойду дальше. Чтобы заряжать других, нужно самому быть наполненным!

А ещё с того выхода мне запомнился момент, когда один мальчик собирался домой, одевался и няня ему напоминала как застёгивать молнию на куртке, но что важно - не делала за него, т.к. знала, что он может сам и поддерживала его в самостоятельности. И когда он сделал это, мы все ему дружно аплодировали. Это был общий внутренний порыв и мы выплеснулись свою радость рукоплесканиями. Такое простое действие, оказывается, для кого-то большая победа. Мы все разные и все особенные, но мне кажется, что это должно нас не разделять, а наоборот - учить смотреть на мир глазами других и видеть то прекрасное и удивительное, что мы воспринимаем уже как обыденность.