Tesla от Ruslan Karmanov
Это - Robin Zeng Yuqun, основатель фирмы Contemporary Amperex Technology (CATL). Теперь это самый богатый человек в Гонконге - богаче легендарного Ли Кашина. 34.5 миллиарда долларов, однако.
Состояние его выросло с марта 2020 года, т.е. за год (самым богатым он стал по результатам на конец апреля 2021), примерно в 2.5 раза.
Как так? Ну, новые заводы по производству батарей что на материке, что в Индонезии.
И да, CATL сейчас - основной поставщик батарей для Теслы. Тесла пару раз пыталась сбежать к самсунгу, но те не сдюжили; потом была авантюра с "Гигафабрикой" в Неваде (она с февраля 2016 года весь мир завалила батарейками, если не заметили), которая не гигафабрика, а завод фирмы Panasonic, просто с логотипом Теслы и кучей льгот от властей США и штата Невада (говоря проще, американский налогоплательщик кэшит за снижение себестоимости продукции японской фирмы). Сейчас всё устаканилось - берут продукцию CATL и не жужжат.
Видите, как интересно получается в итоге - на словах капитализация и технологии у Теслы, по факту крепкий кусок добавленной стоимости отжимают производители комплектующих. Элементарно - если у тебя крупноблочная сборка, а у Теслы именно так, то ты никуда не денешься от покупки готовых блоков по тем ценам, которые тебе скажут. Самому их производить трудно, а в данном конкретном случае и просто невозможно. Поэтому вроде как электрокары должны быть жутко прибыльны, ну там узлов-компонентов крохи на фоне даже самой обычной машины, а по факту сколько денег остаётся в Тесле от розничного ценника - ну, как-то умалчивается.
Прикол в том, что капитализация уже полностью спекулятивна и не заморачивается на такие мелочи, как "у нас производитель продукции ценой в 10К баксов себе тыщу или пять с каждой проданной оставляет-то?".
А по факту денежки идут в Китай, на них строятся реальные и осязаемые китайские производства, а дяденька с фото спонсирует с пяток университетов. И, вестимо, не кафедры гей-экологов и экспертов по ЛГБТ-бракам мулатов с выдрами-альбиносами.
При этом на сборочных производствах Теслы массово пашут за копейки мексикосы-нелегалы, т.е. ФОТ мегапредприятия далеко не "простого рядового американца" кормит и не высокотехнологичные рабочие места фирма создаёт, а массовые и потогонные (динамика в стиле Amazon - каждый год всё больше сотрудников и всё меньше расходы на каждого).
И никакого изменения данной схемы не прослеживается. Как и собственных наработок Теслы - каких-нибудь прорывных движков, батарей, в общем чего-то осязаемого и превосходящего конкурентов. Просто напомню, что с момента "Илон Маск сделал все технологии Теслы открытыми" прошло 7 лет, это 2014-й год был. С момента "Гигафабрика в одно рыло будет выпускать 40% мирового объёма аккумуляторов, да непрерывно дешеветь и улучшаться они будут, ну а как ещё-то" - более пяти (февраль 2016-го). Настенная батарейка Powerwall переворачивает мир (пока-пока Газпром, твои акции будут валяться на улице через полгода) с апреля 2015-го. Автоматический манипулятор, который будет вставлять в Теслу кабель для зарядки, делают с 2016-го. Сеть Supercharger, которая должна была позволять бесплатно пересечь США от берега до берега, должна была быть запущена в 2017 году. Рулон подобных перемог огромен, а по факту всё просто.
У кого реальное производство - у того и НИОКР - тот и рулит добавленной стоимостью. Если в вашем смартфоне критичная фитюлька за десять центов - и вы её никак сами произвести не можете - вопрос времени, когда она начнёт стоить столько, чтобы вам чуток с выручки осталось, и финансового интереса начинать тему самостоятельного производства не было. И да, все байки про "да оно со временем удешевляется-улучшается как бы само" вам просто не покажут - фитюлька будет стоить ровно сколько надо, про её себестоимость можно будет лишь гадать.
Подписалась Тесла под завод в Китае - китайцы его построили (этот прикол, что "супертехнологичный" завод Теслы строила не Тесла, отдельный) - и вся комплектуха, внезапно, оказалась под рукой. Никакие тёрки США и КНР по технологическому экспорту - сверхактивные, от которых лихорадило всю хайтех-экономику - почему-то на тему не повлияли. Вероятно потому что цепочки барж с комплектухой из США не было изначально - всё собирается из местных комплектующих. И на таких условиях, что за годик все китайские производители, кто в этой теме, показали прямо-таки впечатляющий рывок по выручке и прочему - а вот Тесла как-то прискорбно умалчивает о профитах с китайского завода.
Чем больше хипстеров оплатит в рассрочку такую машинку - не чтобы ездить, а чтобы рисануться перед парнем и перед парнем своего парня - тем больше производств и технологий будет в КНР, тем больше будет вложений в НИОКР и профильное образование.
Ну а Илон обеспечивает PR-фронт всей этой темы и грамотную постановку удочки с морковкой.
Неплохое распределение труда в международном бизнесе, правда?
И правда.