Спустя сто лет в Благовещенск вернулась открытка с автографом знаменитого летчика
22 ноября эпатажный благовещенский краевед Евгений Литус опубликовал в Instagram открытку на французском языке с просьбой перевести ее. Уже на следующий день аудитория гудела: в коллекции амурчанина пряталась сенсация! Послание подписано Евгением Чепуриным — летчиком, жившим в Амурской области более века назад. Однако шум поднялся не только из-за обретения автографа известной персоны. Чепурин собственной рукой пишет, что испытывал гидроплан — сей факт ранее был неизвестен и, более того, перекраивает всю историю авиации. Запутанная дискуссия стала началом расследования о том, мог ли Благовещенск стать родиной самолета-амфибии. И поводом вспомнить судьбы необыкновенных представителей богатейшей семьи XX века.
Карточка из ниоткуда
«Правда жизни заключается в том, что я не знаю, откуда у меня эта открытка», — разводит руками Евгений Литус. Коллекционер, более 30 лет собирающий почтовые карточки о Благовещенске, не помнит, где он купил сенсацию и сколько она стоила. Одну из двух тысяч открыток краевед выбрал спонтанно, чтобы развлечь подписчиков. О послании ему было известно лишь то, что отправлялось оно в 1910 году из амурской столицы, о чем свидетельствуют три почтовых штемпеля. Местом доставки значилась Бельгия.
— Когда мне прислали перевод с именем Чепурина, я был ошеломлен! — признается краевед.
Летчик Евгений Чепурин жил в Благовещенске в первой четверти XX века, был сыном состоятельного мещанина Ивана Чепурина, который вместе с купцом Алексеем Афанасьевым возглавлял крупнейший в амурской столице механический завод, сохранившийся до наших дней, ныне — «Амурский металлист». Брат Евгения, Константин, был высокообразованным инженером и изобретателем.
— По официальной информации, самый первый гидросамолет взлетел во Франции в 1910 году. В России же — в 1912-м. Текст данной открытки говорит о том, что гидросамолет был в наших краях гораздо раньше, и дает надежду, что он мог взлететь в Благовещенске. И тогда это был первый полет гидросамолета в России! — рассуждает Евгений Литус.
Однако в кругу краеведов сенсацию приняли скептически.
— В годы, когда была написана эта открытка, слово «гидроплан» на французском языке означало совсем другое. Самолеты-амфибии тогда называли «гидроаэропланы», потому что сами самолеты назывались аэропланами. А словом «гидроплан» обозначали глиссирующую скоростную лодку! Еще один нюанс: в начале 20-го века в авиации винты делались из дерева, а автор открытки пишет, что уронил в воду алюминиевый винт. Много вопросов. Почему нигде не прозвучал этот самолет? Тогда в мире каждый такой случай был бомбой, — приводит доводы краевед Алексей Горлач.
С ним соглашается руководитель ресурсного центра французского языка при БГПУ Ольга Кухаренко, которая и перевела сенсационную открытку. «В первом переводе я указала слово «гидроплан». Но после дискуссии пересмотрела текст. Действительно, если переводить слово hydroplane как глагол, то оно означает «скользить по поверхности воды». Передавать смысл лингвистически — это одно, а знать исторический контекст — совсем другое дело», — отмечает переводчик.
Как бы то ни было, старинная карточка подарила краеведам новые данные о личности Евгения Чепурина. До сих пор о нем известно чрезвычайно мало.
— Благодаря этой открытке я делаю вывод, что Евгений, как и брат Константин, учился в Бельгии. Был очень образованным человеком. Вы видели, какой у него почерк! Он упоминает жену, ранее о его семье мы ничего не знали, — анализирует карточку Валентина Кобзарь.
Развернувшаяся дискуссия вытащила на поверхность и другие важные факты. Так, долгое время считалось, что Евгений Чепурин умер в 1913 году. Однако энтузиаст Алексей Горлач нашел этому опровержение, перелопатив газетные архивы.
— Меня заинтересовал портрет Евгения Ивановича Чепурина, где он стоит с орденом рядом с отцом. И когда я прочел о том, что он погиб в 13-м году, понял, что это глупость. Не мог он тогда погибнуть, потому что воевал в Первую мировую войну. Я нашел сведения о его службе и наградах. Евгений призывался офицером в 37-й Сибирский стрелковый полк в октябре 1914 года, когда была объявлена мобилизация. У него два боевых ордена. Судя по документам на второе награждение, он с ранением находился в перевязочном отряде, — делится сведениями Алексей Горлач.
О дате и обстоятельствах смерти летчика Чепурина увлеченный краевед узнал из некролога, написанного известным писателем Александром Куприным! Он был напечатан в амурской газете «Народное дело» в 1917 году.
«9 августа Чепурин собирался ехать на фронт, а 8-го, в понедельник, в 6 часов вечера начал на Гатчинском аэродроме свой блестящий, прощальный полет, в присутствии почти всех офицеров школы. Между прочим, он еще днем сказал своему механику, что в этот вечер он попробует сделать то, на что не отваживался до него ни один человек в мире! Героическая смерть ожидала его тогда, когда ему было только 25 лет, в расцвете молодости, здоровья, красоты, отваги и удачи. В нем очень много потеряла русская военная авиация. Достаточно указать на то, что более 30 летчиков, учившихся под его руководством, в настоящее время летают на истребителях в сфере неприятельского огня и многие из них уже сбили по нескольку немецких аэропланов».
В одной из старинных газет Горлач наткнулся на выдержки из последнего письма Евгения Чепурина домой. В нем летчик описывает гибель товарищей, не зная, что вскоре сам проживет похожий сценарий.
«На «мертвой петле» аппарат, крылья которого сложились, не выдержал нагрузки, и Робинэ с 1 700 метров полетел вниз. Благодаря мотору в 100 сил и высоте удар получился такой, что мотор вскочил весь в землю, а летчики попали во фруктовый сад. Из Робинэ, сидевшего впереди, стала отбивная котлета, даже сердце выскочило из внутренностей, а убитый механик за минуты падения стал совершенно седой», — писал Евгений.
И это еще не конец! В книге «Деловой мир Приамурья», изданной «Амурской ярмаркой», лаконично утверждается: инженер Константин Чепурин сконструировал и построил первый на Дальнем Востоке автомобиль. В глобальной сети есть снимок якобы того самого авто… Возможно, быть продолжению повести об этой необыкновенной семье, начавшейся лишь с открытки, которая спустя сто лет таинственным образом вернулась в Благовещенск.
Полная версия статьи тут: https://www.ampravda.ru/2020/12/17/0100758.html




