82

Спустя сто лет в Благовещенск вернулась открытка с автографом знаменитого летчика

22 ноября эпатажный благовещенский краевед Евгений Литус опубликовал в Instagram открытку на французском языке с просьбой перевести ее. Уже на следующий день аудитория гудела: в коллекции амурчанина пряталась сенсация! Послание подписано Евгением Чепуриным — летчиком, жившим в Амурской области более века назад. Однако шум поднялся не только из-за обретения автографа известной персоны. Чепурин собственной рукой пишет, что испытывал гидроплан — сей факт ранее был неизвестен и, более того, перекраивает всю историю авиации. Запутанная дискуссия стала началом расследования о том, мог ли Благовещенск стать родиной самолета-амфибии. И поводом вспомнить судьбы необыкновенных представителей богатейшей семьи XX века.

Карточка из ниоткуда


«Правда жизни заключается в том, что я не знаю, откуда у меня эта открытка», — разводит руками Евгений Литус. Коллекционер, более 30 лет собирающий почтовые карточки о Благовещенске, не помнит, где он купил сенсацию и сколько она стоила. Одну из двух тысяч открыток краевед выбрал спонтанно, чтобы развлечь подписчиков. О послании ему было известно лишь то, что отправлялось оно в 1910 году из амурской столицы, о чем свидетельствуют три почтовых штемпеля. Местом доставки значилась Бельгия.


— Когда мне прислали перевод с именем Чепурина, я был ошеломлен! — признается краевед.


Летчик Евгений Чепурин жил в Благовещенске в первой четверти XX века, был сыном состоятельного мещанина Ивана Чепурина, который вместе с купцом Алексеем Афанасьевым возглавлял крупнейший в амурской столице механический завод, сохранившийся до наших дней, ныне — «Амурский металлист». Брат Евгения, Константин, был высокообразованным инженером и изобретателем.


— По официальной информации, самый первый гидросамолет взлетел во Франции в 1910 году. В России же — в 1912-м. Текст данной открытки говорит о том, что гидросамолет был в наших краях гораздо раньше, и дает надежду, что он мог взлететь в Благовещенске. И тогда это был первый полет гидросамолета в России! — рассуждает Евгений Литус.


Однако в кругу краеведов сенсацию приняли скептически.


— В годы, когда была написана эта открытка, слово «гидроплан» на французском языке означало совсем другое. Самолеты-амфибии тогда называли «гидроаэропланы», потому что сами самолеты назывались аэропланами. А словом «гидроплан» обозначали глиссирующую скоростную лодку! Еще один нюанс: в начале 20-го века в авиации винты делались из дерева, а автор открытки пишет, что уронил в воду алюминиевый винт. Много вопросов. Почему нигде не прозвучал этот самолет? Тогда в мире каждый такой случай был бомбой, — приводит доводы краевед Алексей Горлач.


С ним соглашается руководитель ресурсного центра французского языка при БГПУ Ольга Кухаренко, которая и перевела сенсационную открытку. «В первом переводе я указала слово «гидроплан». Но после дискуссии пересмотрела текст. Действительно, если переводить слово hydroplane как глагол, то оно означает «скользить по поверхности воды». Передавать смысл лингвистически — это одно, а знать исторический контекст — совсем другое дело», — отмечает переводчик.

Как бы то ни было, старинная карточка подарила краеведам новые данные о личности Евгения Чепурина. До сих пор о нем известно чрезвычайно мало.


— Благодаря этой открытке я делаю вывод, что Евгений, как и брат Константин, учился в Бельгии. Был очень образованным человеком. Вы видели, какой у него почерк! Он упоминает жену, ранее о его семье мы ничего не знали, — анализирует карточку Валентина Кобзарь.


Развернувшаяся дискуссия вытащила на поверхность и другие важные факты. Так, долгое время считалось, что Евгений Чепурин умер в 1913 году. Однако энтузиаст Алексей Горлач нашел этому опровержение, перелопатив газетные архивы.

— Меня заинтересовал портрет Евгения Ивановича Чепурина, где он стоит с орденом рядом с отцом. И когда я прочел о том, что он погиб в 13-м году, понял, что это глупость. Не мог он тогда погибнуть, потому что воевал в Первую мировую войну. Я нашел сведения о его службе и наградах. Евгений призывался офицером в 37-й Сибирский стрелковый полк в октябре 1914 года, когда была объявлена мобилизация. У него два боевых ордена. Судя по документам на второе награждение, он с ранением находился в перевязочном отряде, — делится сведениями Алексей Горлач.


О дате и обстоятельствах смерти летчика Чепурина увлеченный краевед узнал из некролога, написанного известным писателем Александром Куприным! Он был напечатан в амурской газете «Народное дело» в 1917 году.


«9 августа Чепурин собирался ехать на фронт, а 8-го, в понедельник, в 6 часов вечера начал на Гатчинском аэродроме свой блестящий, прощальный полет, в присутствии почти всех офицеров школы. Между прочим, он еще днем сказал своему механику, что в этот вечер он попробует сделать то, на что не отваживался до него ни один человек в мире! Героическая смерть ожидала его тогда, когда ему было только 25 лет, в расцвете молодости, здоровья, красоты, отваги и удачи. В нем очень много потеряла русская военная авиация. Достаточно указать на то, что более 30 летчиков, учившихся под его руководством, в настоящее время летают на истребителях в сфере неприятельского огня и многие из них уже сбили по нескольку немецких аэропланов».


В одной из старинных газет Горлач наткнулся на выдержки из последнего письма Евгения Чепурина домой. В нем летчик описывает гибель товарищей, не зная, что вскоре сам проживет похожий сценарий.


«На «мертвой петле» аппарат, крылья которого сложились, не выдержал нагрузки, и Робинэ с 1 700 метров полетел вниз. Благодаря мотору в 100 сил и высоте удар получился такой, что мотор вскочил весь в землю, а летчики попали во фруктовый сад. Из Робинэ, сидевшего впереди, стала отбивная котлета, даже сердце выскочило из внутренностей, а убитый механик за минуты падения стал совершенно седой», — писал Евгений.

И это еще не конец! В книге «Деловой мир Приамурья», изданной «Амурской ярмаркой», лаконично утверждается: инженер Константин Чепурин сконструировал и построил первый на Дальнем Востоке автомобиль. В глобальной сети есть снимок якобы того самого авто… Возможно, быть продолжению повести об этой необыкновенной семье, начавшейся лишь с открытки, которая спустя сто лет таинственным образом вернулась в Благовещенск.


Полная версия статьи тут: https://www.ampravda.ru/2020/12/17/0100758.html

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества