Предатель
Рассказывал старший коллега, который начинал карьеру ещё при СССР. Назовём его Валентин Андреевич. За относительно короткий период он прошёл от разрядного рабочего на региональном заводе до начальника цеха. Но у Валентина Андреевича не было высшего образования, поэтому чтобы закрепить его на руководящей должности, директорат назначил ему курс заочного обучения в Москве. А тот попросил, чтобы на такой же курс в довесок направили его помощника, с которым они вместе начинали: работали в паре, как паровоз и второй вагон, один тащит, второй прикрывает тылы и добавляет мощи. Помощник был несколько глуповат, зато работоспособный и исполнительный. К тому же, они дружили семьями. Начальство согласилось и поочерёдно отпускало их сдавать сессии.
Шло у "паровоза" и его "вагона" всё отлично, с получением диплома впереди маячили должности повыше. Но на третьем году обучения в том московском вузе началась проверка – о коррупции между студентами и преподавателями. Глава комиссии был человеком обстоятельным, поочерёдно проводил подробные беседы с каждым подозреваемым и их окружением, отследил графики сдачи, и разговор с ним походил на миниэкзамен. На второй беседе глава комиссии, убедившись в уровне знаний Валентина Андреевича, признался, что проверка проводится из-за него, и показал заявление, в котором некий аноним писал, что Валентин Андреевич сессии игнорирует и приезжает только на один день, чтобы за деньги заполнить зачётку как надо.
– Почерк узнаёшь? – спросил глава комиссии, показывая заявление.
Валентин Андреевич, конечно, узнал почерк своего помощника, который ежедневно подавал ему документы на подпись. Но комиссии Валентин Андреевич этого не сказал. И на заводе никому не сказал. Даже с помощником разбираться не стал.
– Сначала, я, конечно, разозлился, – объяснил мне Валентин Андреевич. – Подумал, такого человека рядом держать нельзя: он хоть и работоспособный, но подонок. А потом решил: пусть он и подонок, зато работоспособный и исполнительный. Таких помощников не сыщешь больше.
А много лет спустя, когда Валентина Андреевича, уже директора завода, провожали на пенсию, его помощник потирал руки перед освободившимся креслом. Но Валентин Андреевич перед уходом на своё место назначил другого человека – молодого и перспективного начальника цеха, в котором сам начинал карьеру. А помощник Валентина Андреевича спустя каких-то полгода так и ушёл на пенсию в должности замдиректора – для нового паровоза он уже был староват.