Польские самоходки 1930-х
Привет!
Идея этого поста пришла ко мне внезапно, когда я вдруг увидел редкое фото одной из описанных ниже машин.
Как известно, к началу Второй Мировой поляки строили и эксплуатировали только лёгкие танки и танкетки. Следовательно, все САУ были на их базе.
TKD (czolg TK uzbrojony w Dzialko)
Когда в 1931 году в Польше началось производство танкеток TK-3, возник вопрос о возможности усиления их огневой мощи. Наиболее лакомым вариантом была самоходка с 37-мм пушкой. В боевом отделении не было возможности размещать пушку из-за тесноты, поэтому, САУ должна была стать открытой. Но на начальных этапах главной проблемой была не реализация, а отсутствие орудий лучше 37-мм SA18 (как на FT-17).
В начале 1932 года конструктор Й. Лапушевский разработал проект заветной самоходки, которую военные требовали для поддержки кавалерии. На базе TK-3 устанавливалась 47-мм пушка wz.25 «Pocisk» (Пуля), защищаемая бронещитком. На эту САУ можно было бы воткнуть и 37-мм орудие.
Весной стали появляться прототипы САУ, которые собирали прямо из готовых танкеток, с боевого отделения которых снимали крышу и переделывали переднюю часть. Всего были построены 4 штуки. Военных они устроили, но от серийного производства отказались по причине дороговизны.
Существующие машины военные употребляли на учениях, маневрах, ставили их на сохранение, снимали с вооружения, возвращали в строй. Накануне войны их активно гоняли по стране, а когда начались боевые действия, машины теряются. Достоверно известно о судьбе лишь одной TKD, захваченной немцами при захвате Варшавы.
TKS-D
Создание этой САУ прямо связано с принятием на вооружение и началом производства 37-мм пушки Bofors в 1936 году. Учитывая опыт создания TKD, возможность вооружить новой пушкой танкетки TKS (модификация TK-3) выглядела вполне реальной. В феврале 1936 года началась разработка конструкции.
За основу был взят тягач C2P, производившийся на шасси TKS, но уже открытый и не требующий разборки целой конструкции, как было с TKD. Было создано боевое отделение, защищённое бронированными стенками и спереди размещалась пушку с защитой. И толщина брони достигала 6 мм. Экипаж доходил до 4 человек.
Через год, в апреле 1937 года были собраны два прототипа танкетки, у которых слегка отличалась форма корпуса. С 1937 по 1938 гг TKS-D проходила испытания и прошла их успешно, но военным не понравилась слабая защита машины. Но из-за слабого шасси, которое побоялись перегружать, утолщать броню не представлялось возможным.
Занятно, что в июне 1937 года TKS-D демонстрировали румынскому королю, исподволь предлагая их на продажу (а то и производство с поставкой). Румынам САУ понравились, но от покупки они отказались. Так оба прототипа служили в польской же армии. В 1938 году их прикатили на заварушку в Чехословакии. А в 1939 году обе машины были потеряны в боях 5 и 10 сентября, соответственно.
PZInż.160
Работу по созданию противотанковой САУ PZInż.160 организовал конструктор Э. Габич в конце 1937 года. Причиной послужил провал лёгкого танка PZLInż.140 (4TP), который оказался отвергнут военными. Чтобы шасси не пропало даром, Габич решил создать на его базе самоходку.
Машина лишалась башни в пользу более просторного боевого отделения в форме гробика коробочки, в лобовой части которого, соответственно, размещалось 47-мм (или 37-мм) орудие. Кроме курсового пулемёта, PZInż.160 должна была иметь и зенитный. Толщина брони корпуса достигала 15мм, что превосходило все САУ на базе танкеток. Невзирая на простор боевого отделения, экипаж удалось ограничить тремя бойцами.
Судить об эффективности машины остаётся только в перспективе, т.к. польские военные не проявили к PZInż.160 интереса и отказали в постройке прототипа (собран лишь макет). На мой взгляд, такая САУ была в состоянии бороться с лёгкими танками своего времени. Но по большому счёту, имевшиеся на вооружении танки 7ТР были универсальнее.
Вот и весь сказ. Польша испытывала некоторые затруднения с постройкой и разработкой новых, современных танков во второй половине 30-х годов. Поэтому, говорить об изобилии самоходок на базе даже устаревшей техники, нечего.
Вполне возможно, что про польскую БТТ я напишу ещё не раз. Ибо у меня свой архив фоток польских машин в металле (и не только), а там есть куча тем для постов.
Лига историков
13.5K постов50.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения