Поиск и спасение"Пайсис-3"(Канада)

Аппарат "Пайсис-3" затонул 29 августа 1973 г. на глубине 420 м в 150 милях юго-западнее ирландского порта Корк. Авария произошла во время всплытия после 9 ч работы у грунта. К этому времени автономность средств жизнеобеспечения составляла 72 ч.

Немедленно после аварии обеспечивающее судно "Виккерс Вояжер" передало указание экипажу аппарата ограничить переговоры друг с другом (для экономии кислорода), сообщило об аварии по радио и установило в районе затопления маркерные буи. Согласно разработанному плану спасательных работ два аналогичных аппарата "Пайсис-2" и "Пайсис-5", работавшие в это время, соответственно, у берегов Шотландии в Северном море и у побережья Новой Шотландии (Канада), были срочно транспортированы самолетом в Корк, приняты, на борт судна "Виккерс Вояжер" и доставлены к месту аварии. Почти одновременно канадское судно "Джон Кэбот" доставило из Корка к месту спасательных работ необитаемый управляемый по кабелю самоходный рабочий аппарат КУРВ-3. В Корк его переправили самолетом из Сан-Диего, Калифорния. Отметим, что транспортировка КУРВ-3 из Калифорнии до места работ заняла 38 ч.

В это время погода в зоне спасательных работ ухудшилась: высота волны достигла 3,6 м, скорость ветра 20 м/с. Прогноз погоды говорил о дальнейшем усилении ветра.

Утром 31 августа "Пайсис-2" произвел первое погружение. Забегая вперед, следует сказать, что ни "Пайсис-2", ни "Пайсис-5" не обладали тяговым усилием, необходимым для доставки к аварийному аппарату подъемного нейлонового троса диаметром 65 мм. Поэтому целью погружения "Пайсис-2" была доставка к аварийному объекту не подъемного троса, а троса- проводника диаметром 25,4 мм. Этому тросу-проводнику надлежало выполнить роль ориентира для КУРВ-3 - главного исполнителя по доставке подъемного троса к аварийному аппарату. Итак, "Пайсис-2" произвел первое погружение. Аварийный аппарат он обнаружил достаточно быстро. "Пайсис-3" лежал на грунте с дифферентом на корму. Однако закрепить на нем трос-проводник "Пайсису-2" не удалось - при выполнении этой работы он повредил свой манипулятор. Кроме того, аварийная сигнализация указывала на течь в кормовой части корпуса. "Пайсис-2" всплыл на поверхность для ремонта и участия в операции больше не принимал.

"Пайсис-5" обнаружил аварийный аппарат только после одиннадцати часов поиска. Работая манипулятором, операторы "Пайсис-5" с большим трудом в условиях плохой видимости завели трос-проводник в подъемный рым "Пайсиса-3" и закрепили его. По свидетельству одного из участников работы, эта операция напоминала продевание нитки в иголку в темноте.

Рано утром 1 сентября на погружение ушел КУРВ-3. Крепление подъемного троса к "Пайсис-3" предусматривалось посредством стержня с распоркой подобно тому, как это было сделано при подъеме аппарата "Элвин". При выходе на аварийный аппарат КУРВ-3 удерживал трос-проводник в зоне видимости своей телевизионной камеры и светильников. Но все же и здесь не обошлось без неприятностей. Вода залила разъем кабеля КУРВ-3, вызвав короткое замыкание. Пришлось поднять аппарат на поверхность. Поврежденный участок кабеля был отрезан, и кабель подсоединили непосредственно к пульту управления внутри транспортного контейнера, размещенного на палубе обеспечивающего судна "Джон Кэбот". Кроме того, вышел из строя гирокомпас аппарата. Его заменили водолазным компасом, который установили в зоне видимости правой телевизионной камеры КУРВ-3.

В 9 ч 42 мин КУРВ-3 начал второе погружение. В 10 ч 40 мин стержень на конце подъемного троса был заведен в люк выгородки электромасляного насоса уравнительной цистерны и надежно закреплен распоркой. После этого начался подъем аварийного аппарата. Когда "Пайсис-3" был поднят до 18 м, легководолазы завели дополнительный трос к кормовой части аппарата с тем, чтобы придать ему горизонтальное положение. В 13 ч "Пайсис-3" появился на поверхности. Пилот и его помощник вышли из аппарата и на резиновой шлюпке были доставлены на борт "Виккерс-Вояжера".

Необходимо отметить, что за 75 ч 50 мин аварийного пребывания на грунте экипаж очень экономно расходовал дыхательную смесь (напомним, что к моменту аварии запас автономности аппарата по кислороду составлял 72 ч). Наибольшую же неприятность, по свидетельству экипажа, причинял холод.

http://underwater.su/books/item/f00/s00/z0000051/st060.shtml