0

Обещанное про идентичности и роли

Все цитаты из википедии, там нормальные определения.

"Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой".

В переводе на человеческий, личность – это ты сам, какой ты есть, целиком, со всем твоим опытом.

Мы можем рассматривать личность как минимум с трех точек зрения: структура (из чего она состоит), какие ее свойства (темперамент, характер, мотивация, способности и т.д.) и как личность проявляет себя в деятельности и в социальном взаимодействии.

Структуру личности по Юнгу составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы): самость, тень, анима и анимус, эго, персона.

Из всего этого набора "эго" – это то, что мы осознаем как "Я".

"Э́го - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического, духовного и социального окружения."

Итак, мы обнаружили личность и знаем, что у личности есть осознанное Я.

Как это Я может проявлять себя?

Через роли и идентичности.

"Иденти́чность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств".

Идентичность – это отождествление себя с кем-то (или даже чем-то). Осознание себя кем-то или чем-то, которое не требует от меня никаких особенных действий, я просто чувствую себя вот этим кем-то или чем-то в любой момент времени.

Допустим, у меня есть дети и есть идентичность матери. Я осознаю себя матерью. А отцом не осознаю, этой идентичности у меня нет. Я русскоязычная, я женщина, я белой расы, я женщина среднего возраста, но не мужчина и так далее. А вот, допустим, любимый вопрос публики ко мне: не еврейка ли я? Нет, даже если на нее похожа, и даже если в роду найдутся евреи: я не отождествляю себя с евреями, я выросла русской и отождествляю себя с русскими.

Чем больше идентичностей, тем лучше и удобнее. Допустим, я поругалась со своими подростками и переживаю, что я – плохая мать. Но у меня есть еще идентичности – психолога, подруги, сестры и так далее, я могу найти в них опору на себя, и с помощью этого восстановить ресурс, а потом уже помириться с детьми. Ну, или дойти до специалиста и проработать, что это я в "плохую мать" на фоне ссоры завалилась.

Тут заодно видно, что идентичность у нас не просто сферическое понятие, а обладающее какими-то характеристиками, еще и переменными: матерью я могу быть плохой или хорошей, равнодушной или «helicopter parent», и так далее.

ОК, а что такое роли в социальном взаимодействии?

"Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»."

Что я должна делать, чтобы другие люди воспринимали меня через призму роли? Проще всего представить во взаимодействии с детьми. Представьте, что вас попросили занять группу детей игрой в больницу или школу, хотя вы не являетесь ни врачом, ни учителем. Что вы будете делать? Вспоминать, как выглядят и как ведут себя врач и учитель, и воспроизводить их действия, слова, интонацию, мимику, жесты. Вот это и есть – "играть роль", не отождествляя себя ни с врачом, ни с учителем. В отличие от идентичности.

Во взрослой жизни мы тоже можем играть роли, если нам это удобно. Ну, допустим, во взаимодействии с людьми из сферы услуг и образования (продавцы, парикмахеры, официанты и так далее) я играю роль открытого дружелюбного экстраверта, готового завести и поддержать малый разговор. Из соображений "мне не сложно, а им приятно". Когда мне надо посраться с управляйкой насчет чистоты в подъезде, я выключаю эмоции и включаю роль "юриста" – общаюсь сухим канцеляритом с помощью заявлений. Так результат получается быстрее. Со своими детьми я взаимодействую из идентичности матери, а вот чужого ребенка выдергивала с проезжей части, где он играл в "переедет ли меня машина или я успею вскочить и убежать" из роли разгневанного родителя со всеми "нельзя" в ассортименте. Я ему не была матерью, но вела себя как мать.

Аналогично, чем больше разнообразных ролей мы умеем играть, тем лучше и удобнее.

А что лучше: идентичность или роль? На мой взгляд, идентичность всегда ценнее, потому что дает лучшую опору на себя. И это экономнее: тебе не надо тратить силы и другие ресурсы, чтобы правильно играть роль матери, если ты уже осознаешь себя матерью.

Ну и вопрос, который мне задавали: а в чем разница между идентичностью и эго-состояниями при травматическом расщеплении личности?

В том, что в первом случае личность, Эго, Я – одна штука, и эта одна целостная штука отождествляет себя с кем-то или чем-то, но осознание себя не прерывается во времени. Вот этот критерий психического здоровья соблюдается: "осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»".

А при диссоциативном расстройстве таких личностей больше одной – две, три и так далее. Причем, они могут как взаимодействовать между собой, так и быть автономными и сменять друг друга.

"Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (ДРИ; также используется диагноз расстройство множественной личности; иногда в широкой культуре упоминается как раздвоение личности) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров). Идентичность может быть разделена на две и более части".

И все эти эго-состояния могут тоже и играть роли, и иметь разные идентичности, и тоже больше, чем одну.

Разница при общении очень чувствуется. Когда обычный человек взаимодействует с тобой из другой роли или идентичности, то ты воспринимаешь его тем же человеком, который просто иначе себя ведет (при этом идентичность обычно выглядит и воспринимается более цельной и достоверной, чем роль). При встрече с диссоциативным расстройством, если человек перестал с тобой общаться из мальчика Васи и начал общаться из девочки Кати, сразу понятно, что мальчика Васи тут больше нет.

Эго-состояния, кстати, неоднозначный термин. Он используется не только для описания разных личностей при множественном расстройстве идентичности.

Эго-состояния еще широко используются в транзактном анализе. И означают совершенно иное.

"Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

• Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

• Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

• Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний."

Вы еще не запутались? Есть еще такое понятие, как субличности.

"Субли́чность (англ. Subpersonality) — нечто воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. убличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «диалог с голосами (фр.)рус.» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями. Субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д."

Если вы представите себе антропоморфный образ своей Тени из юнгианского психоанализа, то есть то, что мы в себе вытесняем, подавляем, видеть не хотим, и попробуете с ним пообщаться – вы как раз получите представление о взаимодействии со своей субличностью. Ну или Внутреннего Ребенка можно представить – себя же маленького.

То есть, субличность - это такой менее яркий и цельный внутренний образ себя, чем "Я", к которому мы можем обратиться, если играем какую-то роль или хотим себя осознать с какого-то нового угла зрения.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества