«Мечта» - самый удачный и серьёзный фильм Фаины Раневской оставшийся незамеченным
22 июня 1941 трагическая дата в мировой истории, и в особенности для СССР.
Именно в этот день утром, после ночной смены кинорежиссёр Михаил Ромм закончил работу над кинофильмом «Мечта» по сценарию Евгения Габриловича, сделал несколько копий для премьеры.
Премьера состоялась в сентябре, под вой сирен в небольшом клубе. На экраны же фильм вышел лишь в 1943. Он был хорошо принят в Америке как в киносреде, так и на самом высоком уровне.
А вот в Советском Союзе этот фильм видели не многие. В своих воспоминаниях Фаина Раневская называет его самым удачным своим фильмом.
Итак, моё дальнейшее повествование для тех, кто не смотрел этот фильм, или для тех, кто готов со мной вспомнить этот замечательный шедевр советского кинематографа.
В этом фильме режиссёр Михаил Ромм собрал плеяду замечательных актёров:
Елена Кузьмина (Анна)
Владимир Соловьев (Василь)
Владимир Щеглов (Томаш Крутицкий)
Ада Войцик (Ванда)
Михаил Астангов (пан Коморовский)
Михаил Болдуман (пан Домбек)
Николай Орлов (старый ткач Стефан)
Аркадий Кисляков (Лазарь Скороход)
а также Фаина Раневская (Роза Скороход) и Ростислав Плятт (извозчик Янек)
Не хотела пропустить ни одного имени этих прекрасных актёров, поскольку все они достойны, чтобы о них помнили.
А дело происходит на Западной Украине, в 1933 г., а затем, через 5 лет в конце 30-х годов 20 века. В начале 30-х годов 20 века, территория Западной Украины входила в состав Польши.
Девушка Анна (Ганка), происхождением из бедной крестьянской семьи оставляет родительский дом и направляется в город к брату Василю. Какой город - не указывается. Что мы узнаем об этом городе?
Что в нем было 5 костёлов, 2 тюрьмы, 4 фабрики, 39 публичных домов, 240 торговых лавок.
Работает Анна в ресторане Wilbra за еду и зарплату не получает. Об этом мы можем судить по сюжету, поскольку чаевые, которые она получает, отдает хозяину заведения.
«Может быть ты хочешь чтобы мы тебе платили?»,- добавляет хозяйка.
Одним из частых посетителей этого ресторана является пан Коморовский (который подыскивает себе невесту) Очень интересный персонаж, которого сыграл Михаил Астангов. Он как всегда заказывает черный кофе и воду. Запомним это. Не будем забегать вперёд, к нему нам ещё предстоит вернуться.
А пока в ресторане сыщик выследил организатора рабочей забастовки, Томаша Крутицкого. Он же друг брата Анки Василя. Не зная об этом Анна помогает его задержать и его арестовывает полицейский.
Она не знала, что полиция схватила человека, отстаивающего права рабочих.
Живет Анна у квартирной хозяйки Розы Скороход - алчной, грубой властной женщины, на которую работает весь день, а консьержкой в ресторане подрабатывает ночами.
За два года заработала 70 злотых (один злотый тогда это примерно 164 современных российских рубля)
В качестве исполнительницы главной роли - Розы Скороход Михаил Ромм с самого начала имел ввиду Фаину Раневскую.
Мадам Скороход - типичная еврейская мама, владелица небольшого доходного дома с мебелированными комнатами и фруктовой лавочкой.
Доходный дом является местом проживания нескольких человек:
Извозчик Янек (Ростислав Плятт)
Художник - гравер пан Домбек – (Михаил Болдуман)
Старая дева Ванда, которая мечтает выйти замуж (Ада Войцик)
Прислуга Анна (Елена Кузьмина)
Старый ткач Стефан (Николай Орлов)
Сама пани Скороход (Фаина Раневская)
и ее сын - Лазарь Скороход (Аркадий Кисляков)
Лазарь - инженер, который [много лет] пытается реализовать свои инженерные проекты по строительству завода. Это не быстрый процесс, в котором нужно учесть много тонкостей. Инженер и архитектор над таким проектом, как и художник над картиной могут работать годами, а иногда в ожидании реализации своих проектов архитекторы проводят не одно десятилетие.
Проекты Лазаря хороши. И его по праву признают одним из лучших, [если не лучшим] инженеров. Проекты дорогие. И найти людей, готовых вложить в них свои деньги, нелегкая задача. Такие вложения не принесут быстрой сиюминутной прибыли. Их окупаемость может растянуться не на одно десятилетие. Он никак не может найти инвесторов для воплощения их в реальность и уже 15 лет сидит "на шее" матери, которая его содержит.
По вечерам обитатели «Мечты» играли в лото. И в процессе игры режиссер раскрывает нам персонажи. Пан Домбек не пускает Лазаря присоединиться к игре, обвиняя его в том, что он неплатёжеспособен и живет на иждивении матери. Это очень оскорбляет сына хозяйки. Ведь он старается изо всех сил.
И вот.. Он в очередной раз несет свои чертежи, но их не принимают. Говорят что замечательный проект, но не принимают.
Ему снова нужно возвращаться в дом к матери, где его опять будут упрекать в том, что он не успешен.
Лазарь решает не признаваться в своем провале.
Он говорит всем, что его проект приняли. А это означает, что теперь он вполне состоятельный человек. И все вокруг вдруг закрутилось. Все стали уважительно к нему относиться. Он стал "пан инженер".
Пан инженер обещает взять к себе в дом прислугой Анну, которая работала у его матери. И которая уже давно хочет сбежать от ее сурового нрава и вот, для нее появляется шанс.
И она верит Лазарю. Она просит у него хотя бы небольшой аванс, и он дает ей 15 злотых. Откуда же у него деньги, спросите вы? Да из сломанного им сейфа матери, которую он ограбил минуту назад.
Далее, он, наконец, приглашает их постоялицу Пани Ванду, ту самую старую деву, которая ему нравится, в ресторан. И она идет, с ним, променяв проявленное внимание своего ухажера, пана Коморовского – жениха из брачной газеты, который ей абсолютно не нравился, она принимала ухаживания лишь потому, что он богат.
В ресторане, пан инженер блефует, заказывая дорогое вино и полный стол различных деликатесов. И, конечно, ему не хватает денег, чтобы расплатиться. Весь этот позор видит бывший ухажер его спутницы пан Коморовский, ему доставляет истинное наслаждение видеть унижение поддельного пана. Хозяин ресторана забирает его пиджак и оставляет в ресторане пани Ванду, до тех пор, пока он не расплатится за заказ.
И Лазарю ничего не остаётся, как бежать и кланяться в ноги своей матери и просить денег.
Впрочем, пани Ванду возвращает в дом пан Коморовский с почтенными панами. Он же рассказывает Розе Скороход о том, что ее сын задолжал хозяину ресторана и попал в позорную ситуацию, что должен был оставить там спутницу, а также отдать пиджак и шляпу.
Поразмыслив над ситуацией, и поняв, что она променяла ухаживания Коморовского на поддельного пана, Ванда бежит искать Коморовского, чтобы пасть к нему в ноги и просить прощение, ведь у нее заканчиваются деньги и ей срочно нужно финансово успешно устроить свою жизнь. И где ж она его находит? На чердаке, в комнатке, которую он вынужден снимать. Комаровский живет в нищете, бережно стирая и развешивая единственный имеющийся комплект приличных вещей, надевая который, он может пускать пыль в глаза, выставляя себя за пана. Хотя на самом деле он такой же мнимый пан. Именно поэтому в ресторане он заказывает лишь черный кофе и воду. Тут мне вспоминаются блогеры, которые снимают апартаменты, яхты, авто, покупают в брендовых бутиках одежду, используют ее для встреч, видеозаписей или фотосессий (не отрывая ярлычки), чтобы создать среди своих подписчиков лакшери образ, а потом сдают ее в магазин, пользуясь законом о защите прав потребителей, предусматривающий 14 дней на возврат товара.
Отчаявшись и разочаровавшись в людях Ванда прощается с жизнью.
Итак, возвратимся снова к мадам Скороход.
Сама Раневская сравнивала свою героиню с Вассой Железновой.
Для неё главным делом жизни был ее сын.
Поступок сына для неё был ударом. Сын ограбил родную мать, для которой он был смыслом жизни, и которая вкладывала всю себя в единственного и любимого отпрыска.
До такого отчаяния и до такой низости доводит его существовавший социально-экономический уклад в его стране. В стране, где он не востребован. В стране, где инженер - образованный человек вынужден продавать яблоки, чтобы хоть как-то выжить. (Капитализм! Счастье! За…..)
А в это время совсем не далеко, буквально по ту сторону границы, в СССР, бурное строительство. Строят заводы, фабрики, жилые дома, дороги. Требуются и ценятся инженеры. Рабочие по праву обретают уважение. Такого еще не было в истории. Это уникальное время.
Анна и Лазарь решают идти в СССР.
Идут пешком. Идут долго и мучительно. Но по дороге их останавливают и возвращают. Анну на год сажают в тюрьму, а Лазарю помогает выбраться его любящая мать, искренне желающая своему сыну счастья.
Встречаются Лазарь и Анна только через 5 лет, там же, на Западной Украине, которая теперь является советской территорией. Друга Лазаря, которого полюбила Анна, и ради которого приехала, чтобы его разыскать расстреляли еще 5 лет назад. Он был участником рабочей забастовки.
КИНОГИД
31 пост146 подписчиков