Художника обидеть может каждый
Видик старшекурсники приносили после вечерней поверки и отбоя, в одиннадцать, в начале двенадцатого. Сносили все стулья в «Методический класс» или, - совсем кощунственно, - в «Ленинскую комнату» и первые два сеанса по рублю показывали нам, первокурсникам, всяких Шварценеггеров, Сталонов и Джеки Чанов с Брюсами Ли. А дальше для самых усидчивых и страждущих - «порнуха». Но уже по три рубля. Хотя тем, кто отсидел два предыдущих сеанса, как оптовикам, давалась скидка - рубль. Иногда удавалось просочиться нахаляву: видеобизнесмены пересчитывали количество стриженых голов и финансовый сбор, выявляли кассовый разрыв и пытались воззвать к киноманам, с угрозами отменить сеанс, если халявщик не сдастся добровольно. Народ недовольно гудел, раздавались крики, - «Кинщик, синему давай!», - быковать старшекурсникам было нельзя, ибо, в случае, если их бизнес был бы придан огласке, дело пахло отчислением, и кино транслировали.
А потом открылся в училище и официальный видеосалон. Практически прямо на КПП, в холле с колоннами, - левее, как войдёшь, - в небольшой прямоугольной комнатушке расставили штук под сорок стульев в несколько рядов с проходом посередине. Плата за просмотр так и осталась один рубль.
Первый курс заканчивался, было начало лета 1989 года. Я за год учёбы сильно поднаторел в навыках каллиграфии. Многочисленные курсовики и расчётно-графические работы выработали у меня хороший чертёжный почерк. Потом, поняв, что у меня хорошо получается, я совсем осмелел и сам придумывал различные шрифты и оформлял в разных стилях титульные листы многим своим товарищам из роты. Я достиг в этом деле такого мастерства, что одну мою обложку очередной курсовой работы, преподаватель перепутал с типографским производством.
Этот мой практический навык и стал причиной того, что наши пути, - мои и видеосалона, - в один прекрасный момент пересеклись. Не помню уже, как так произошло, но когда уехал то ли в отпуск, то ли на полёты штатный художник-афишолог видеосалона, мне предложили подменить его на время отсутствия. Как помнится, едва ли и не он сам предложил мне это место, где-то впечатлившись моим оформительским талантом.
Работа была несложная. В двенадцать часов дня надо было прийти к управляющему видеосалона, получить у него расписание сеансов на следующий день, написать афиши и расклеить их в училище в нескольких местах. Мест было шесть: на КПП училища, на стенде самого видеосалона, на дверях столовой, двух курсантских, и двух «семейных» общежитий.
Для нужд ручной мини типографии мне выдали пачку желтоватой бумаги формата А4, набор нормальных для тех времен чехословацких фломастеров и рулон лейкопластыря. Сеансов в день, как помню, было пять. Днём, часа вроде в три, крутили мультики, которые смотрели в основном дети сотрудников училища, ибо другим попасть в режимное учебное учреждение было проблематично. Потом шли три каких-нибудь мейнстримовых фильма, а на самом вечернем сеансе могли показать и что-то типа эротики из разряда «Греческой Эммануэли» или тому подобной «Смоковницы».
Оформление афиши было простецким: название фильма крупными красивыми печатными буквами, дата начала сеанса и кратенькое, - в две строчки, - описание фильма: жанр, актёры, если есть известные, и основная интрига. Всё это делалось разноцветными фломастерами и разными шрифтами. Рисовать ничего не требовалось.
Вы, конечно, спросите, что я имел с того, что алчные акулы видеобизнеса пользовали в хвост и гриву мои оформительские способности! Да, я, таки, имел маленький гешефт с неизбалованного советского зрителя, жаждавшего приобщиться к киноподелкам западной индустрии развлечений. Во-первых, я мог невозбранно посещать все киносеансы, как просто ради тяги к искусству, так и в целях ознакомления с картиной для написания краткой аннотации. Правда, сидеть, - если не было свободных мест, - приходилось на столе, специально поставленном за крайним рядом стульев для таких же, как и я бесплатников. Этот вариант моего творческого стимулирования был мне не сильно интересен, так как уже тогда я не имел особой тяги к кинематографу. Но, во-вторых, мне полагалась и денежная компенсация моего времени, затраченного на продвижение киноискусства в массы. В размере целых двадцати рублей. Полагаю, что мой предшественник получал поболее, но меня устраивали и двадцать. Хорошистская стипендия составляла двадцать пять рублей, а тут ещё и такая добавка за ненапряжную, в принципе, работу.
Отработал я таким макаром целый месяц, получил свою заветную двадцаточку и решил остаться в должности ещё на месяцок. А там уже - каникулы и домой.
Но через неделю случился какой-то катаклизм в видеосалонном бизнесе. Не помню уже точно почему, но, вроде, куда-то смылся гонец с полной сумкой обменного фонда кассет и репертуар видеосалона стал сильно ограничен. Вопросом пополнения видеотеки новыми шедеврами мирового кинопроизводства владельцы, естественно, озадачились, но на это требовалось время. И примерно в течение недели пришлось выкручиваться тем небольшим числом кассет, которые экстренно удалось наскрести по сусекам. Конечно, «Звёздные войны» там, или «Чужой», «Оно», «Кошмар на улице Вязов» и прочую нетленную классику можно было крутить по нескольку раз, и они постоянно собирали какую-никакую кассу. Но привередливый зритель требовал и чего-то новенького. А новенького, как раз в силу форс-мажорных обстоятельств, и не было.
Хозяевами богадельни крайне быстро был найден простой и суровый выход из этой ситуации. Они предложили мне менять названия некоторых малоизвестных и не сильно популярных фильмов каждый раз на новые. Затея мне показалась несколько сомнительной, но капиталисты показали мне свой злобный оскал и попрекнули лёгкими двадцатью рублями. Я наступил на горло своей гражданской позиции и смирил гордыню.
Этот фильм, из-за которого и приключилась сия история, я даже не смог внимательно досмотреть до конца – хрень была какая-то редкостная. Совсем он меня не впечатлил. Я даже и сейчас не помню его настоящего названия. Помню только, что там было что-то типа клуба злых людей, которые развлекались тем, что устраивали охоту на человеков. Вроде, отпускали жертву в лес и гонялись за ней, пытаясь застрелить. Помню фрагмент, как несчастная жертва (или жертвы) сидит под деревом и о чём-то рассуждает. Сейчас мне почему-то кажется, что там были чёрно-белые вставки. Но это не точно.
По какому капризу судьбы, - я не знаю,- именно этот фильм мои работодатели решили усиленно толкать в массы. Первый раз я анонсировал его под оригинальным названием, потом, помню, был почему-то «Магический пятиугольник», потом, вроде, «Охота на человека», потом что-то типа «Кровавой жертвы», потом … Следующие три названия я не помню, но что-то в этом же стиле. Я никогда не страдал недостатком фантазии, поэтому и краткие аннотации в афишах у меня тоже выходили непохожими друг на друга. Причём, как я помню, и придуманные названия и высосанные из пальца описания вполне себе, хотя бы частично, передавали смысл фильма.
А дальше в дело вмешался случай. Любимый случай из арсенала графоманов самого дешёвого розлива. Если бы я прочитал такое на страницах графоманской нетленки, то сплюнув бы, закрыл такое примитивное чтиво. Но это жизнь, а из жизни, - как говаривали древние философы,- слов не выкинешь: я случайно подслушал разговор.
Я стоял в небольшой очереди в «офицерской» (та, в которой «за деньги») столовой. Передо мной стояли с подносами два курсанта с третьего курса и громко разговаривали между собой. Не надо даже было обладать лётным слухом, чтобы расслышать, что говорил на повышенных тонах один из них (мат я отпускаю):
- Что за уроды! Я вчера четвёртый раз смотрел этот ублюдский фильм! Он каждый раз идёт под другим названием. А этот мудак, не хочет отдавать назад рубль, типа, он ни при чём. Мол, афиши пишет другой человек, а он только ставит кассеты, – озлобленно говорил высокий худой, с тревожным боксёрским носом, своему товарищу.
- Да знаю, - ржал ему в ответ собеседник, пониже и поплотнее, - Антоха со второго взвода три раза это кино посмотрел.
- Ага, и Стас тоже три. А деньги они не возвращают, типа, уже сеанс начался и никого больше не посадить, - возмущался законами дикого капитализма первый, - а рубль-то жалко просто так отдавать, вот и приходится его пересматривать. Мля, такая дикая чушь! Я это дерьмо уже наизусть выучил, сегодня даже снился мне этот грёбанный фильмец.
- Да надо просто собраться, да пойти разобраться с ними, - предложил решение вопроса второй, - что за мудаки! Пусть деньги возвращают. – И, повернувшись к поварихе на раздаче, - мне макароны с поджаркой.
- Да, салонщик-то брешет, что совсем не при чём, - негодовал тот, с боксёрским носом, - типа, не он афиши пишет. А кто пишет, не говорит, мол, не надо разборок – сам решу! Ну, ничего, мы сегодня со Стасом решили вечерком покурить на лавочке у входа в общагу, поймать, кто их расклеивает и всё разузнать. Найдём, чья это шутка, а там уже и получим назад свои деньги … - и, спохватившись, поварихе, - а мне пюре с котлетой.
- Если поймаете этого художника, - тот, который был пониже и поплотнее, поставил на поднос половинку сметаны и стакан томатного сока, - про Антоху не забудьте.
- Поймаем мы. Чувствую, сегодня поймаем мы этого художничка, - плотоядно ухмыльнулся всем своим боксёрским обликом охотник на человека и снял с раздачи два компота, - помню я про Антона, помню.
«Хрен вы угадали, ловцы недоделанные!» - подумал я и взял поджарку с рисом, стакан сметаны и яблочный сок.
Стоит ли говорить, что в этот вечер новые афиши не были расклеены. Мне отнюдь не улыбалась перспектива, стать героем вынесенной в заголовок крылатой фразы. Тем более, для меня явно была уготована роль не "каждого"", а именно "художника".
В салон я даже и заходить не стал, отзвонился по телефону, наплёл, что у меня сестра срочно замуж выходит, и я прямо сейчас улетаю домой. Половину месячного гонорара мне милостиво простили, под предлогом того, что контракт был месячный, и я своим внезапным отъездом нарушаю условия договора. Три-четыре дня я протихарился в общаге, закончил необходимые дела и уехал домой.
Чем всё закончилось - не знаю, но больше я на видеосалоны никогда в жизни не работал.
Р.S. Но суть поста, по большому счёту, не в самой этой незамысловатой истории, а в том, что вспомнив на днях этот случай из своей далёкой молодости, я полез в интернет искать фильм. Захотелось, как модно сейчас выражаться, «закрыть гештальт». Но закрыть этот самый «гештальт» не удалось - кино найти я не смог!
Истории из жизни
41.1K постов76.8K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.
6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.