Как научиться писать диалоги?

ВСТУПЛЕНИЕ

Многие люди, садясь за книгу, комикс или сценарий фильма, сталкиваются с проблемой написания диалогов. У кого-то они слишком короткие, у кого-то слишком большие и водянистые, а в третьих случаях человек вообще не понимает, с чего начать и как к диалогу подступиться.

У меня самого была такая проблема, из-за неё я меньше всего хотел быть сценаристом, думая, что не справлюсь. По иронии судьбы именно сценаристом я и стал, а потому пришлось выработать лайфхак, которым я сейчас и поделюсь. Рассмотрю я его с позиции сценария к сериалу, но, думаю, он вполне универсален.


САМ ЛАЙФХАК

Первым делом нужно составить поэпизодник серии. Это подробное описание всех событий, происходящих в серии, или простыми словами – сценарий без диалогов.

Имея поэпизодник, мы теперь знаем, какую информацию в какой сцене нам нужно донести до зрителя. Поэтому проблема «я вообще не понимаю, о чём герои могли бы говорить» автоматически уходит.

Берём конкретную сцену. Допустим, у нас романтическая история. Парень по имени Дима зовёт девушку Катю на концерт. Здесь мы садимся и сходу пишем первую и самую-самую шаблонную муть, которая только придёт нам в голову.

Дима: Привет, я Дима.

Катя: Привет, а я Катя.

Дима: Пойдёшь со мной на концерт?

Катя: Да.

Самое главное и сложное мы сделали – заполнили белый лист текстом, написав диалог, пускай и плохой. Теперь надо будет его всего лишь отредактировать, а для этого вспомним три момента.

Первый. В идеале сцена не должна быть длиннее двух страниц. Если мы это помним, на нас вешается ограничение, которое сильно выручает. Мы знаем, сколько надо написать, чтобы не получилось перетянуто и скучно.

Второй. Диалог — это мини-история, которая развивается по стандартным правилам драматургии: нужны экспозиция, появление проблемы, решение проблемы, кульминация и финал. Вот пример: Дима представляется и зовёт на концерт (экспозиция), Катя отказывается (появление проблемы), Дима её уговаривает (решение проблемы), Катя соглашается (кульминация), герои назначают время встречи и расходятся (финал).

Драматургия позволяет сделать диалог интереснее, динамичнее и эмоциональнее, а также расширить количество реплик.

Третий. Наши Катя и Дима – это не работы, а живые люди. У них есть история, характеры, типичные фразы, повадки, привычки, речевые особенности и т.д. Воспользуемся этим, чтобы раскрасить наши банальные 1-2 страницы текста.


ИТОГ

И на этом конец. Для хорошего диалога вот таких простых махинаций более, чем достаточно. Конечно же это не позволит достичь уровня Тарантино, тут нужны большие талант и профессионализм. А вот для какой-нибудь простой истории, не нуждающейся в изысках, начинающий автор сможет показать достойный уровень.


Если вас заинтересовал этот пост, можете обратить и на другие, написанные мной:

Об индустрии кино изнутри. Часть 1

Об индустрии кино изнутри. Часть 2

Об индустрии кино изнутри. Часть 3

Об индустрии кино изнутри. Часть 4

О бюджетах в российском кино

Как появляются проблемы в сценариях фильмов и сериалов? Часть 1

Как появляются проблемы в сценариях фильмов и сериалов? Часть 2

Как появляются проблемы в сценариях фильмов и сериалов? Часть 3

Экранизацию "Метро 2033" заморозили. На что это влияет?

Как сценаристы обманывают продюсеров, растягивая сценарий?

Козловский идёт в суд. Суды в российском кино

Как выбрать киношколу?

Всё о кино

24.3K поста60.8K подписчиков

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.