История Второй Мировой Войны в фотографиях #112
Советские военкоры у захваченного на аэродроме под Армавиром, самолёта Люфтваффе Ла-5Ф, 1943 г.
Обычно трофейная техника отправлялась в тыл для изучения. В строевых частях трофейные самолеты с обеих сторон могли использоваться для ознакомления с матчастью противника, для разведки, иногда свободной охоты. Но все это до выработки ресурса, т.к. запчасти для трофейных самолетов были проблемой. Немцы продавали трофейные самолеты своим союзникам.
Встречал упоминания, что в 1943-м на Кубани некий тевтонский орёл на Як-1 специализировался на добивании возвращавшихся с заданий бомбардировщиков. Сбил 6, на седьмом орлу выпал туз пик...
Британский солдат демонстрирует ширину гусеницы танка Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E. с бортовым №3 из состава 508-го тяжёлого танкового батальона (s.Pz.Abt. 508) вермахта. Италия, 1944 год
Первый немецкий бомбардировщик сбитый над Великобританией. 28 октября 1939 года.
Сбитым бомбардировщиком является Хейнкель He.111H №5449 из штабного звена 26-й бомбардировочной эскадры. «Хейнкель» был сбит 28.10.1939 г. истребителями «Спитфайр» и совершил вынужденную посадку в районе городка Ламермур Хиллс, неподалеку от Эдинбурга.
Солдаты и офицеры РККА осматривают гильотину в берлинской тюрьме Плётцензее (Plötzensee). май 1945.
«В тюрьму Плетцензее мы поехали с Посельским после того, как узнали, что там якобы казнили Тельмана. Вошли туда свободно, потому что Берлин уже сдался, и попали в комнату пыток и казней. Там стояла эта гильотина, а рядом корзина для голов. На стенах, как сейчас помню, какие-то крючья. Я потом узнал, что на них за подбородок вешали участников покушения на Гитлера».
Тюрьма в Плётцензее — одна из самых старых в Берлине. Построили ее в 1879 году на окраине города. Создавали с размахом, отвели 25 гектаров земли под основные корпуса, в камерах которых могли содержаться 1200 человек, также появились административное здание, жилой дом для сотрудников, тюремная больница и церковь. По замыслу отцов города тюрьма Плётцензее должна была стать не столько местом для наказания, сколько должна была служить целям исправления человека, воспитания в нем полноценного члена общества. Но эти цели поменялись в 1933 году, после прихода к власти правительства Гитлера.
Все камеры были переполнены. Заключенных не успевали привозить. Выход из тюрьмы был заказан. Даже трупов родственникам не выдавали. Зато с немецкой скрупулезностью и фашистским изуверством обложили ближайших родственников данью — они должны были оплачивать пребывание заключенного и его казнь, в день полторы марки.
С 1890 — по 1932 годы в тюрьме казнили 36 опасных преступников. Казни проводились во дворе, там и стояла гильотина. За период нацистского режима — 12 лет — число казненных в тюрьме, в основном, политических, достигло 2 891.
н мемориал.
Пилот Том Коул (Tom Cole, на переднем плане) из подразделения «Летающие тигры» в палатке на аэродроме Мингаладон в Бирме. 30.03.1942
Коул погиб некоторое время спустя — был расстрелян японским истребителем после того, как покинул свой подбитый самолет на парашюте.
Лондонский спасатель наливает чай своему товарищу после ночного дежурства. 1940
Надпись на повязке: «Гражданская оборона».
Британские заключенные немецкого лагеря военнопленных Шталаг VIII-B (Stalag VIII-B) играют в крикет.
Трое французских пленных с угощением для рождественского стола в немецком лагере военнопленных «Шталаг Люфт III» 25.12.1942
Лагерь располагался неподалеку от немецкого города Заган (Sagan, ныне Жагань (Żagań) в Любуском воеводстве Польши). На транспаранте на заднем плане видна надпись на французском языке: «Счастливого Рождества, 1942 г.»
Койка военнопленного уорент-офицера Уильяма Лоуренса (William Lawrence) в немецком лагере военнопленных Шталаг VIII-B (Stalag VIII-B).
Лагерь находился в районе деревни Ламсдорф в Верхней Силезии (Lamsdorf, ныне Ламбиновице (Łambinowice) в Опольском воеводстве Польши). Эта койка была приспособлена Лоуренсом под фотолабораторию (для этого она ночью завешивалась одеялами).
На фото запечатлён британец Х. Галливор (H. Gullivor), который настраивает самодельный детекторный радиоприёмник, пытаясь поймать новостную радиостанцию.
Зачастую разницу в обращении между советскими военнопленными и военнопленными стран Западной коалиции объясняют тем, что СССР не подписал Конвенцию об обращении с военнопленными 1929 года. Историк А. И. Шнеер писал, что «Отказ … СССР от подписания конвенции позволил нацистам использовать этот факт и оставить советских пленных без всякой защиты и контроля со стороны Международного Красного Креста и других организаций, помогавших пленным западных стран».
Русскоязычный перевод текста статьи 82 Конвенции гласит:
Положения настоящей конвенции должны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах. Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших.
Исходя из текста данной статьи и того, что соблюдение Конвенции не основано на принципе взаимности, господствующей среди исследователей является точка зрения, что Германия должна была соблюдать положения данной Конвенции невзирая на факт подписания или неподписания её Советским Союзом.
Вместо присоединения к Конвенции 19 марта 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о военнопленных», в целом повторявшее Конвенцию, но обладающее и рядом различий. Советское правительство не считало нужным подписывать Конвенцию потому что присоединилось к Гаагской конференции, содержащей все важнейшие положения, что и Женевская.
Советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин (1894 — 1977, в пиджаке) беседует с Героем Советского Союза летчиком-испытателем Владимиром Константиновичем Коккинаки (1904—1985) возле штурмовика Ил-2. 18.09.1942
Владимир Константинович Коккинаки 27-28 июня 1938 года совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой). За выполнение этого полета 17 июля 1938 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 28—29 апреля 1939 года совершил беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров. 14 января 1965 года Коккинаки В. К. по решению Международной авиатранспортной ассоциации награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
Владимиру Константиновичу принадлежат 22 мировых рекорда. В 1941-1945 годах был руководителем испытаний новых самолетов. В 1957 году стал дважды героем Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), генерал-майор авиации.
Лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун (1893 — 1976, сидит рядом с водителем) и посол США в Китае Патрик Херли (Patrick Jay Hurley, 1883 — 1963; сидит в центре на заднем сиденье) в американском армейском внедорожнике на аэродроме Яньань. 27.08.1945
Вооруженные силы китайских коммунистов оказывали более успешное сопротивление японским оккупантам, чем войска Гоминьдана, и в конце войны администрация США предпринимала попытки сблизиться с руководством Китайской коммунистической партии и выступить посредником на переговорах с Гоминьданом. Слева от посла США сидит переводчик Хуан Хуа, с другой стороны — генерал гоминьдановской армии Чжан Чжичжун.
Патрик Херли служил в качестве министра Новой Зеландии в 1942 году, а затем вылетел в Советский Союз, став первым иностранцем получившим разрешения на посещение Восточного фронта. Хёрли прибыл в Китай в августе 1944 года, в качестве личного посланника президента Рузвельта к Чан Кайши. Хёрли был ярым антикоммунистом. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции было достигнуто соглашение результате которого, среди прочего после победы, Советский Союз забирал территории, которые царская Россия потеряла в Русско-японской войны в начале XX века. Хёрли посчитал, что это начало конца, не-коммунистического Китая.
Генерал Чжан Чжичжун возглавил делегацию гоминьдана в начале 1949 года на переговорах с компартией Китая. В результате переговоров было разработано Соглашение об установлении мира в стране. Но нанкинское правительство отвергло предложенный и война возобновилась. Узнав об этом, Чжан Чжичжун не стал возвращаться в Нанкин, а отправился в Бэйпин (Пекин) . В июне 1949 года он официально вышел из партии Гоминьдан. После образования КНР 1 октября 1949 года Чжан Чжичжун стал заместителем председателя политсовета Северо-Западной армии, в 1954 году стал заместителем председателя Постоянного комитета ВСНП. Когда в годы Культурной революции он стал подвергаться репрессиям, Мао Цзэдун составил список «ценных кадров, подлежащих защите», в который попал и Чжан Чжичжун.
Переводчик Хуан Хуа после прихода к власти КПК и провозглашения КНР занял пост в системе Министерства иностранных дел. Отлично владел английским языком, считался эффективным дипломатом. Состоял в китайской на делегации на переговорах о прекращении Корейской войны. В 1960-е годы был послом КНР в ПНР, Гане, Египте. В период Культурной революции, при самоизоляции Китая, Хуан Хуа являлся наиболее заметным зарубежным представителем КНР. В 1970 Хуан Хуа был отозван и направлен на «трудовое перевоспитание» в деревне. Вскоре освобождён и направлен послом в Канаду. С 1971 года, после восстановления членства КНР в ООН, являлся первым постоянным представителем КНР в ООН и в Совете Безопасности. В 1973 Хуан Хуа был введён в состав ЦК КПК. В 1976 году стал министром иностранных дел, с 1978 Хуан Хуа — член Госсовета КНР, с 1980 — вице-премьер Госсовета.
Арестованный американскими солдатами немецкий промышленник Альфрид Крупп фон Болен унд Гальбах (Alfried Felix Alwyn Krupp von Bohlen und Halbach, 1907—1967) сидит в армейском внедорожнике армии США. 11.04.1945
Фотография сделана у входа в виллу «Хюгель», которая принадлежала семейству Круппов.
В 1936 году на летней Олимпиаде 28-летний Альфрид Крупп выиграл бронзовую медаль в парусном спорте в составе сборной Германии в классе 8-метровых лодок.
В 1938 году вступил в НСДАП. До марта 1943 года возглавлял Имперский совет вооружений. В 1941 году — один из руководителей Имперского объединения угля и стали. С 1942 года — советник по вооружениям при рейхсминистре вооружений Альберте Шпеере, заместитель председателя Имперского объединения угля и стали. С 1942 года — президент «Фонда Адольфа Гитлера». В апреле 1943 сменил отца на посту руководителя концерна «Фридрих Крупп» — ведущего производителя вооружений Германии, и стал единоличным владельцем концерна. В годы Второй мировой войны координировал деятельность военно-промышленных предприятий в Германии и оккупированных странах.
31 июля 1948 года американским военным трибуналом в Нюрнберге («Дело Круппа», один из последующих Нюрнбергских процессов) был признан виновным в разграблении промышленных предприятий других государств и использовании рабского труда. Был приговорён к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
4 февраля 1951 года по приказу американского верховного комиссара в Германии Джона Макклоя был досрочно выпущен на свободу. Впоследствии была аннулирована часть приговора, касающаяся конфискации имущества концерна и ему было возвращено личное состояние. Вступив в руководство концерном, добился отмены постановления о разукрупнении концерна «Фридрих Крупп». Возродил корпорацию Круппов и возглавлял её до 1967 года.
Советские партизаны готовят к подрыву участок железной дороги.
У нижнего среза фотографии — тело убитого солдата немецкой армии.
Нарушение коммуникаций противника.
Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:
Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %.
Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.
Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.
Бывший офицер оперативного штаба группы армий «Центр» Гакенгольц в книге «Решающие сражения второй мировой войны» так определил значение партизанской борьбы на коммуникациях: «Начало разгрома группы армий «Центр» было положено действиями 240 тыс. партизан Белоруссии, которые за одну ночь (с 19 на 20 июня 1944 г.) взорвали все железные дороги в 10 тысячах мест и парализовали транспортную систему».
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Стариновым написаны пособия, в том числе совершенно секретные, по вопросам ведения партизанской войны, которые использовались при обучении партизан.
на пикабу писали об этом человеке:
Полковник Старинов - дедушка советского спецназа, личный враг Гитлера и диверсант столетия
Трофейный немецкий бомбардировщик Ju-88, сбитый советскими силами ПВО, на показе в Москве. июль 1941 года
еще фото с показа.
Погрузка британского танка «Крусейдер» (Crusader) на транспортер для доставки к месту боевых действий. 10.12.1941
crusader — «крестоносец».
Британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Производство танка было закончено в 1943 году. В ходе серийного производства в 1941—1943 годах было выпущено более 5300 экземпляров «Крусейдера», ставшего одним из самых многочисленных британских танков Второй мировой. С появлением к 1943 году более совершенных танков, таких как M4 «Шерман» и Mk VIII «Кромвель», «Крусейдеры» переводились на второстепенные роли или переделывались в самоходные установки.
Британские штурмовики «Бофайтер» (Bristol Beaufighter) атакуют немецкое судно «Зауэрланд» (Sauerland) у французского побережья в районе порта Ла Рошель. 12.08.1944
В ходе атак судно было потоплено.
Американские бомбардировщики А-26 «Инвейдер» (Douglas A-26 Invader) из 416-й бомбардировочной группы (416th Bombardment Group) начинают сброс бомб на немецкие позиции. Конец 1944 — начало 1945 г.
Судя по высоте полета и наличию облачности, это так называемая ВТО операция (Bombing Trough Overcast), то есть — бомбометание по крупным целям сквозь облачность, по команде ведущего.
Летчик бомбардировщика B-24H Liberator "TePee Time Gal" майор Дэвид Бельмере в защитном обмундировании. Италия, 1944-45.
На пилоте одето все что позволит выжить на высоте 25 000 футов.
Шлем M4 с защитными очками Polaroid B-8, утепленная куртка, летный костюм F-2 с электрообгревом, куртка пилота B-3, кислородная маска A-14, перчатки и сапоги летчика.
Свастики обозначают количество сбитых самолетов противника, бомбы - количество боевых вылетов. Нарисованную индейскую девушку изначально звали Wattacrok. Новый экипаж посчитал это имя ужасным и переименовал самолет в «Tepee Time Gal». Каждый член экипажа нанес свое имя на самолет.
Американские солдаты с немецким 88-мм ручным противотанковым гранатометом «Панцершрек» («Panzerschreck» R.Pz.B.54/1 ). август 1944
Panzerschreck — «гроза танков». Стрелял реактивными гранатами кумулятивного действия калибра 88 мм на дальность 100-200 м, с бронебойностью 210 мм.
Реактивные противотанковые гранатомёты были исключительно мощным противотанковым средством. Но, как отмечал Эйк Миддельдорф, офицер германского генерального штаба на Восточном фронте, результаты борьбы с танками резко снизились с января 1945 года, когда «русские начали применять новый способ защиты от истребителей танков, заключающийся в охране своих машин в ходе боя отдельными стрелками, находящимися на расстоянии 100—200 м от танка. В случае, если по характеру местности истребитель танков не имел условий для укрытия, ближний бой с танками становился невозможным».
Отдыхающие американские пилоты с трофеем. 1944 год.
В качестве трофея выступает череп японского солдата. Американцы часто брали "трофеи" из трупов японских солдат во время боевых действия на Тихом океане. Историки объясняют это компанией по дегуманизации японцев в американских СМИ, различными расовыми проблемами, скрытыми в американском обществе, ответом на бесчеловечную жестокость японских войск, жаждой мести. Главнокомандующему Тихоокеанским флотом в 1942 году пришлось издать приказ, в котором говорилось что «никакая часть тела врага не должна использоваться в качестве сувенира», и любые американские военнослужащие, нарушающие этот принцип столкнутся с «суровыми дисциплинарными действиями».
В США было широко распространено мнение, что японцы были нечеловеческими. В американских СМИ называли японцев "желтыми паразитами". В официальном фильме ВМС США японские войска были описаны как «живые, рычащие крысы».
По словам историка Найля Фергюсона: « Для историка, специализировавшегося в истории Германии, это один из самых тревожных аспектов Второй мировой войны: тот факт, что союзные войска часто рассматривали японцев так же, как немцы рассматривали русских, - как Untermenschen ". Поскольку японцы считались животными, неудивительно, что японские останки обрабатывались так же, как и животные. Другой историк Саймон Харрисон приходит к выводу: « Черепные трофеи Тихоокеанской войны: трансгрессивные объекты памяти », американские солдаты собирали такие "трофеи", потому что они происходили из общества, которое уделяло большое внимание охоте как символу мужественности, в сочетании с дегуманизацией врага.
Встреча с Гитлером представителей люфтваффе после церемонии их награждения Рыцарскими крестами с дубовыми листьями. 04.04.1944
Большинство дожило до 1990-х/2000-х годов.
Слева направо:
1. командир 1-й эскадры ночных истребителей майор Вернер Штрайб (Werner Streib) Ему официально приписывали 68 побед, из них 67 ночью. После войны занимался продовольственным бизнесом, в 1956 году поступил на службу в бундесвер. Занимался подготовкой летчиков ФРГ. Умер в 1986 году.
2. командир 2-й группы 52-й истребительной эскадры гауптман Гархардт Баркхорн (Gerhard Barkhorn) - совершил более 1 104 боевых вылета и сбил 301 самолёт противника. Второй по результативности лётчик-ас Люфтваффе. Попал в плен к западным союзникам в мае 1945-го, и через год был освобождён. После войны Баркхорн поступил на службу во ВВС Западной Германии и вышел в отставку в 1976 году. погиб в автомобильной аварии 8 января 1983 года.
3.командир 4-го парашютного полка полковник Эрих Вальтер (Erich Walther) - в конце войны был генерал-майором, был взят в плен Красной Армией 8 мая 1945 года. Умер 26.12.47 в специальном лагере № 2 НКВД для интернированных (Бухенвальд).
4.командир 2-й группы 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен» майор Курт Бюлиген (Kurt Bühligen) - к 1944 году одержал 100-ю победу. Всего побед - 112 (40 - Северная Африка, 72 - Западный Фронт, в том числе 24 4-х моторных бомбардировщика). 700 боевых вылетов. В конце войны был взят в плен советской армией. Находился в плену до 1950 года. Умер в 1985 году.
5. командир 4-й группы 1-й эскадры ночных истребителей гауптман Ганс-Йоахим Йабс (Hans-Joachim Jabs) - 710 боевых вылетов. На его счету было 50 побед, из них 31 он одержал, летая в качестве ночного истребителя.
После войны женился, и у него родилось двое сыновей. Сначала был бизнесменом, а чуть позже стал советником муниципалитета в г. Рейнфельде (Reinfeld) в Шлезвиг-Гольштейне.
6. командир 100-й бомбардировочной эскадры майор Бернхард Йопе (Bernhard Jope). Более 300 боевых вылетов. Занимался морской разведкой и бомбардировкой. В конце войны попал в плен, в 1946 году освобожден. После войны работал инженером в строительстве. С 1955 года был пилотом в Люфганзе. Жил в Америке, летал из Нью-Йорка в Бразилию и Чили. В 1971 году вернулся в ФРГ. Умер в 1995 году.
7.командир 1-й группы 54-й истребительной эскадры майор Рейнхард Зайлер (Reinhard Seiler) - 500 боевых вылетов. 100 побед. Во время войны в Испании одержал 9 побед. Всего 109 побед . Летом 1943 был сбит между Орлом и Курском. Получил тяжелое ранение. На момент награждения уже был признан не пригодным для дальнейших боевых действий. умер в 1989 году.
В июне 1942 года в районе Волхова летчики 54-й эскадры развернули настоящую охоту за Ли-2 (ПС-84), По-2 и почтово-пассажирские версии Р-5, выполнявшие транспортные рейсы в блокадный Ленинград. майор Райнхард Зайлер был среди "отличившихся".
8. командир 1-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер» майор Гансгеорг Бетхер (Hansgeorg Bätcher). 658 боевых вылетов. Летал на реактивном бомбардировщике Arado Ar 234. В мае 1945 года попал в плен к американцам. Умер в 2003 году.
9. командир 1-й группы 54-й истребительной эскадры гауптман Хорст Адамайт (Horst Ademeit) - 600 боевых вылетов. 166 побед. В августе 1944 года погиб (пропал без вести) возле Даугавпилса.
10. командир 1-й группы 52-й истребительной эскадры майор Йоханнес Визе (Johannes Wiese) - 480 боевых вылетов. 113 побед. В конце войны он сдался в плен к американцам, но вскоре был освобожден. В сентябре 1945 г. его арестовали в советской зоне оккупации Германии и отправили в СССР в лагерь для военнопленных. Его освободили только в 1950 г., после чего он поселился в ФРГ. С 1956 г. Визе служил в Бундеслюфтваффе ФРГ и затем летал на реактивных истребителях F-84, F-86 в составе JG71 «Рихтхофен» под командованием Эриха Хартманна. Позднее он сам командовал авиагруппой и 30.11.1970 г. вышел в отставку в звании оберст-лейтенанта. Умер в 1991 году.
Тут стоит сказать, что около половины из заявленных побед Визе составили штурмовики Ил-2. Он настойчиво лез через пулеметы воздушых стрелков к злоcчастному маслорадиатору. Специалистов по илам в люфтваффе было немного, да и жили они недолго. Отто Китель и компания подтвердят. Далеко не все немецкие эксперты желали связываться с ударными самолетами и лезть на Березины... Конечно я был бы рад если бы еще в июне 41-го он встретился в воздухе с советским 85-мм зенитным снарядом, но, к сожалению, судьба Йоханнеса хранила. За успехи в боях на Кубани осенью 1943 года, получил прозвище — «Кубанский Лев». 25 декабря 1944 Йоханес Визе был сбит в районе Эссена, ранен и до конца войны находился в госпитале.
11. командир орудия 6-й батареи 4-го зенитного полка вахмистр Фриц Петерсен (Fritz Petersen). в конце войны участвовал в боях в Эльзасе, Гессене и Тюрингии и 8 мая 1945 сдался французским войскам. После окончания войны предан военному трибуналу и осужден за военные преступления, совершенные им на территории Франции. 18.1.1950 освобожден. умер в 1963 году в возрасте 73 лет.
12. командир 2-й группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельман» майор доктор Максимилиан Отте (Maximilian Otte). Доктор юридических наук. 1179 боевых вылетов. Летал на Ju 87. Его самолет был сбит в мае 1944 года во время атаки на железнодорожную станцию Кошница. Весь экипаж погиб.
13. командир 7-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры обер-лейтенант Вальтер Крупински (Walter Krupinski). один из самых результативных пилотов люфтваффе, на его счету 197 воздушных победы, одержанных в 1100 боевых вылетах. Крупински одним из первых начал летать на реактивном истребителе Me.262 в составе эскадры JV 44. сдался американским войскам 5 мая 1945 года. Освободившись из лагеря военнопленных в сентябре 1952 года, в ноябре поступил на службу во вновь созданное Министерство обороны Германии. Получив в 1957 году звание майора, поехал в Англию, чтобы принять командование первым послевоенным крылом немецких реактивных истребителей. В 1971 году он был назначен начальником штаба 2-й группы тактических ВВС НАТО. Затем в октябре 1974 года Крупински стал командующим Германского тактического Командования ВВС. 8 ноября 1976 года был уволен из рядов Вооруженных Сил в звании генерал-лейтенанта. Умер в 2000 году.
Кадры хроники: первые дни войны, вермахт в Заполярье и Прибалтике
Куски не подвергшейся редакции немецкой хроники, сохранившейся в архиве британского отделения компании «Патэ», показывают первые дни войны на советско-германском фронте: Заполярье, где немцы, пропущенные финнами через свою территорию, ведут бои на каменистых сопках, подёрнутых снежком, а пулемётный расчёт чешского «станкача» ZB-53 деловито расстреливает ленту за лентой.
Следующие кадры — Литва, район Каунаса. Гаубицы посылают снаряд за снарядом куда-то вперёд — туда, куда мимо сваленных в кювет советских танков пылят «двойки» и «трёшки» с открытыми люками. Хутор за хутором, мыза за мызой. Короткая заминка, остановка, несколько снарядов — и снова вперёд. Пленные хмурые советские танкисты. Велосипедисты на пыльных дорогах и понтонеры, переправляющие лошадей через Неман. Захваченный Каунас, пароходы «Профинтернас» и «Лиетува», первые хиви с чемоданами, радостное местное население.
Потом Латвия — Двинск, он же Даугавпилс, он же Дюнабург. Снова бои и снова деловитое продвижение вперёд после подавления сопротивления. Пленные, допрос пленных, много пленных. Видно, что обескуражены не только красноармейцы, попавшие в руки врага, но и немцы, которые, похоже, ещё не верят в свой успех.




















