Небезопасный контент (18+)
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
История неуголовного тату в России. Часть 1.
Добрый день.
Сегодня мне хотелось бы рассказать об истории неуголовной татуировки в Российской Империи и СССР.
А начнем с истоков.
Нанесение себе узоров из тонких продолговатых шрамов с вкраплением в свежую рану различных измельчённых инородных химических элементов (красителей) и без, по всей вероятности, является первобытной формой искусства, сопровождающих человеческую цивилизацию с доисторических времён, что подтверждается раскопками и результатами углеродного анализа останков древних людей.
На территории нынешней России татуировки также были сопряжены с теми или иными верованиями людей. мумия мужчины из пазырыкского могильника Верх-Кальджин-2 в Горном Алтае. Мужчина был захоронен вместе с конем, также в погребальной камере находились кинжал и лук со стрелами. На плече мужчины видна татуировка с изображением мифологического оленя-грифона с копытами и птичьим клювом.
Единственное сообщение о нательных рисунках у русов-язычников встречается у арабского путешественника и писателя Ибн Фадлана в сочинении «Записках о путешествии на Волгу», написанном в 920—921 годах: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное»
В дальнейшем сообщений историков о наличии рисунков на теле славян нет. Предположительно это связано с тем, что решительно изменилась религия. Ведь «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш» (Левит 19:28)
Однако, в эпоху формирования Российской империи и ее бурной экспансии модификация татуировок проявилась в виде гербовых татуировок знати (дворян) и в способе наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников).
Как исключение стоит отметить: Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали (маркер "свой-чужой"). Накалывали и личный номер. Варварская идея, зато распознавание погибших солдат в петровской армии было стопроцентным. По некоторым данным и сам Петр I сделал себе тату в виде боевого топора.
Долгие годы после этого добровольно сделанные тату оставались прерогативой дворян. Например, граф Фёдор Иванович Толстой во время стоянки у острова Нукагива (кругосветное путешествие 1803-1806 годов) Толстой обратился к местному мастеру, который покрыл его с ног до головы полинезийскими татуировками.Толстой был очень доволен, и впоследствии с удовольствием демонстрировал свои «наколки» друзьям и знакомым.
Во второй половине XIX века добровольные татуировки начинают появляться у каторжан. Полагаю, что это явление имело под собой два основания:
1. Клеймение. О нем я уже упомянуто выше. Дело в том, что клеймо должно было быть наглядным показателем судьбы человека.
2. Взаимодействие с китайцами и японцами, которых в регионах, где располагались каторги, всегда хватало. В Китае же искусство нанесения татуировок имеет долгую историю. В некоторых районах на юге, татуировки являются частью обычаев народностей, заселяющих эти земли. В Японии же (хоть татуировка и была заимствована ими из Китая, вероятнее всего) с татуированием связан целый пласт культуры.
Таким образом, стремление обособиться, а также традиции и подвигали каторжан на татуировки (корректнее назвать их "наколками" в данном случае). Вскоре они охватили и иных представителей организованной (и не очень) преступности.
Важно понимать, что каторжные татуировки еще не являются уголовными. Уголовные тату носят прежде всего практический характер (прежде всего сообщают информацию о владельце: положение в тюремной иерархии, преступления, особенности срока, особенности личности, место заключения и т.д.). Каторжные же татуировки являются оберегами и своеобразными памятками о жизненных событиях (место отбытия срока, любовь и т.д.)
К счастью, да нас дошли некоторые изображения (частью реплики детей каторжан). Автором перерисовок является небезызвестный Данциг Балдаев.
Обратите внимание на обилие цветов и ветвей на некоторых образцах - это прямое заимствование из азиатской традиции тату.
А здесь уже более брутальные татуировки. Присутствует религиозная тематика, несмотря на неодобрение церкви. Ну и обратите внимание на специфическую стрижку каторжанина: по ней полагалось искать в случае побега.
Кроме всего прочего, татуировки должны были выполнять функцию оберега (здесь мы можем увидеть подковы "на удачу).
Примерно в это же время мода на татуировки среди знати приобретает стихийный характер.
Здесь уместно вспомнить татуировку Николая II, которую он не просто не скрывал, но и специально выставлял на показ. Тату Николай сделал в 1891 году в Японии, когда будучи принцем путешествовал по этой стране. На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к японцам с просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искусстве которых он прочитал в туристическом гиде. Уже на следующий день тату-мастер из Нагасаки нанес тату на правое предплечье русского цесаревича. Операция длилась семь часов. Интересно, что за 10 лет до этого татуировку дракона в своей поездке в Японии сделал двоюродный брат Николая II - король Георг V (тогда герцог Йоркский), который как две был весьма похож на последнего русского монарха. Пару снимков (один является колоризацией) Николая с тату:
Примерно в это же время получают распространение и флотские татуировки. Моряки делали их во время плаваний, чаще всего на территории Китая, Японии и Полинезии. К сожалению, фотопримеров мне найти не удалось, поэтому пусть будет вот такое фото лихих моряков.
Таким образом, в дореволюционные годы татуировка была каторжной (почти уголовной), дворянской и морской.
В годы же Гражданской войны искусство татуировки охватило еще более широкие массы.
Характер войны толкал людей на выражение своих идей самым радикальным образом, в том числе и татуировками. Среди бойцов Красной армии была популярна татуировка на левой руке в виде пятиконечной звезды – символа молодой советской республики. Ее популярность объясняется не только идеологической подоплекой и следованием духу времени, но и простотой, ведь нарисовать ее не составляло особого труда даже новичку. Гораздо сложнее была наколка, изображающая лихого всадника в буденовке. В одной руке он держит саблю, а в другой – большое красное знамя с гербом РСФСР. Порой военнослужащие делали рисунки на теле во время перерывов между боями, что позволяло скоротать время и хоть как-то отвлечься от гнетущих мыслей. При этом считалось, что некоторые символы могут приносить удачу в бою. Прежде всего - это изображение подков и икон.
Традиция политической татуировки берет свое начало со времен Французской революции. Хорошо известная история шведского короля Карла XIV Юхана (настоящее имя Жан-Батист Жюль Бернадот). Считается, что после его смерти, при подготовке к бальзамированию на его руке обнаружили татуировку на французском языке: «Смерть королям!» Однако существует мнение, что это художественный вымысел; вытатуировано же было «Vive la République», «Да здравствует республика». В любом случае, так или иначе, татуировка была именно политического содержания и относилась она ко временам Французской революции.
Менее распространена среди красноармейцев была так называемая Адамова голова – символическое изображение человеческого черепа с двумя перекрещенными костями.
Однако многие противники большевиков как раз предпочитали именно ее. Например, известный белый генерал Борис Анненков сделал татуировки, будучи, судя по всему в Китае. Здесь есть дракон (классическое азиатское изображение), а сам Анненков специально настоял, чтобы был череп с костями - символ его подразделения.
В это время приобретает моду и женская татуировка (прежде всего среди представительниц древнейшей профессии). Какие им нужны были татуировки? Эрегированные мужские члены. Эти члены они наносили ниже коленки. В 1920-е годы юбки были чуть ниже колена, в 26-м году — практически по колено.
Вторая популярная татуировка — бабочка. Понятно, что это «ночная» бабочка.
Социально-экономические процессы конца 20-ых, начала 30-ых годов породили новый всплеск политических татуировок. Среди активистов колхозного строительства были популярны вот такие татуировки.
В это время доминирующими татуировщиками до сих пор оставались китайцы. На кадре из хроники китаец делает красноармейцу тату. Конец 20-ых.
Партийные продолжили украшать свое тело. Теперь уже искусно выполненными звездами.
Продолжают развиваться морские и военные тату. Самыми распространенными сюжетами на тот момент являются проколотые сердца, инициалы, имена, орлы, якоря, изображения в стиле ню, даты, а также художественно исполненные рисунки.
Татуировка красноармейца-пехотинца.
Краснофлотцы в ателье, 30-е годы. У одного из них видна часть татуировки.
Тяжелый фотоснимок. Павел Добрынин - участник петергофского десанта, на флоте служил еще с довоенных лет. А потому есть татуировки орла и проколотого сердца. На груди также фашистское клеймо: «Эти звезды, — писал Павел Добрынин, — мне выжгли фашистские варвары, но добиться от меня они не могли ничего... Эти звезды — моя родина, СССР».
Одна из моих любимых фотографий. Герой Советского Союза Назимов Константин Савельевич. Татуировки были сделаны в 30-е годы во время срочной службы в ВМФ. Обратите внимание: присутствуют сюжеты в стиле ню.
Примерно в это время окончательно оформляется жанр уголовного тату в привычном для нас виде. О нем я писать не буду, однако вспомним одно легендарное типичное изображение...
Сталин на груди.
Хоть это татуировка и принадлежала старшему надзирателю СИЗО, но аналогичные и более простые изображения были популярны в уголовной среде. По рассказам сидельцев, если зэк колол себе Сталина на груди – это означало, что он готов «пойти к зеленому прокурору», проще говоря, уйти в побег. И когда его настигала поисковая команда, он рвал рубаху на груди – типа, стреляйте. В профиль вождя и учителя, разумеется, никто бы стрелять не стал, зэка били смертным боем, но оставляли в живых. «Многопобежники» кололи себе на груди целый иконостас – Маркса, Энгельса, Ленина, но в центра обязательно должен был быть Сталин.
Простые же люди кололи Сталина, чтобы выразить свое уважение и почтение. Вот, например, фотоснимок ветерана войны-артиллериста. На груди Сталин - отец, рядом - стволы орудий и надпись "Артиллерия бог войны", а также звезды. Левая рука тоже покрыта тату, но их различить не удалось.
Особенно часто татуировки делали себе сотрудники и бойцы НКВД. Предположительно, это связано с тем, что их был был во многом тесно связан с бытом заключенных. Пример: татуировка рядовых и сержантов УСВИТЛ НКВД в 40—50-х.
Именно в 30-е годы появилось так называемое "дворовое тату". Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов — попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовую татуировка еще долго будут делать романтичные персонажи и бунтующие подростки или даже дети. Режиссер Георгий Данелия вспоминает: «Летом сорок первого года я в Тбилиси бегал плавать на купальню. Тогда, как и сейчас, в моде были татуировки. И я сам себе выколол на руке маленький якорь. Потом такой же якорь выколол своему другу, Шурику Муратову. Потом другому мальчику из 6 „Б“ — сердце, пронзенное стрелой. И стал модным татуистом — выкалывал якоря, сердца, кинжалы... А Гамлету (сыну милиционера) я выколол на груди орла, несущего голову женщины. Орел смахивал на курицу, но всем нравилось.
А потом ко мне пришёл Жора. Жора учился в ФЗУ и был признанным хулиганом. Он велел мне выколоть ему на плече могильный холмик с крестом и надпись: „Нет в жизни счастья“. Полдня я старался, двумя иголками накалывал Жоре на плечо тушью картинку и надпись и за это получил две папиросы „Север“ (тогда я уже курил). А вечером, когда мы играли в футбол, явился разъярённый Жора: оказывается, в слове „счастья“ я пропустил вторую „С“, и над „могилой“ красовалась надпись „Нет в жизни счатья“. Жора хотел меня отлупить, но я предложил вариант: он меня не лупит, а я вместо надписи на его плече сделаю аккуратную широкую черту, а сверху напишу тот же текст без ошибок. Будет очень красиво. И еще в виде компенсации за моральный ущерб на другом плече вытатуирую кинжал, обвитый змеей с чешуей. (Чешуя особенно ценилась, колоть её было долго и муторно.) Жора на черту и на кинжал согласился, но писать что-либо на его теле категорически запретил»
В Тбилиси я ездил часто. Летом, в конце пятидесятых, я
стоял там на площади Ленина на трамвайной остановке. Подошёл третий номер, а мне нужен был пятый. И вдруг из окошка высунулся вожатый трамвая и радостно закричал:
Привет, художник!
Пригляделся — Жора! Подошёл, поздоровался.
Залезай! По блату без билета довезу!
Я сказал, что мне нужен пятый номер. Жора закричал, что трамвай сломался и пусть пассажиры немедленно вылезают! Пассажиры вышли, и Жора без остановок довез меня в пустом трамвае до улицы Николадзе. Прощаясь, я написал свой телефон и адрес и дал Жоре: „Будешь в Москве, заходи“.
Жора взглянул и вернул мне листок:
С другой стороны нарисуй кинжал со змеей.
Зачем?
Традиция, — и Жора показал пальцем.»
Во время войны и первые послевоенные годы татуировки становятся крайне популярны. Сюжеты остаются в основном те же, разве что именно в эти годы становится обычным носить Сталина на груди.
В эти годы сделал татуировку и мой двоюродный прадед Баландин Степан Федорович (1926-2017). Он проходил службу на Камчатке, а потому на его правой руке, на тыльной стороне ладони, красовался восход с чарующей надписью "Север".
К сожалению, на этом лимит возможных изображений заканчивается, а потому приходится разбить статью на две части. Во второй части будут рассмотрены фотопримеры татуировок фронтовиков, разобраны последующие неуголовные татуировки до начала 60-ых, а также будут сделаны выводы. Если у кого-то есть материал по теме -прошу делиться в комментариях.
Спасибо за внимание. С уважением.

























Лига историков
19.6K постов55.3K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения