1058

Небезопасный контент (18+)

История неуголовного тату в России. Часть 1.

Добрый день.

Сегодня мне хотелось бы рассказать об истории неуголовной татуировки в Российской Империи и СССР.

А начнем с истоков.

Нанесение себе узоров из тонких продолговатых шрамов с вкраплением в свежую рану различных измельчённых инородных химических элементов (красителей) и без, по всей вероятности, является первобытной формой искусства, сопровождающих человеческую цивилизацию с доисторических времён, что подтверждается раскопками и результатами углеродного анализа останков древних людей.  
На территории нынешней России татуировки также были сопряжены с теми или иными верованиями людей.  мумия мужчины из пазырыкского могильника Верх-Кальджин-2 в Горном Алтае. Мужчина был захоронен вместе с конем, также в погребальной камере находились кинжал и лук со стрелами. На плече мужчины видна татуировка с изображением мифологического оленя-грифона с копытами и птичьим клювом.

Единственное сообщение о нательных рисунках у русов-язычников встречается у арабского путешественника и писателя Ибн Фадлана в сочинении «Записках о путешествии на Волгу», написанном в 920—921 годах: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное»

В дальнейшем сообщений историков о наличии рисунков на теле славян нет. Предположительно  это связано с тем, что решительно изменилась религия. Ведь «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш» (Левит 19:28)

Однако, в эпоху формирования Российской империи и ее бурной экспансии модификация татуировок проявилась в виде гербовых татуировок знати (дворян) и в способе наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников).

Как исключение стоит отметить: Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали (маркер "свой-чужой"). Накалывали и личный номер. Варварская идея, зато распознавание погибших солдат в петровской армии было стопроцентным. По некоторым данным и сам Петр I сделал себе тату в виде боевого топора.  
Долгие годы после этого добровольно сделанные тату оставались прерогативой дворян. Например, граф Фёдор Иванович Толстой во время стоянки у острова Нукагива (кругосветное путешествие 1803-1806 годов) Толстой обратился к местному мастеру, который покрыл его с ног до головы полинезийскими татуировками.Толстой был очень доволен, и впоследствии с удовольствием демонстрировал свои «наколки» друзьям и знакомым.

Во второй половине XIX века  добровольные татуировки начинают появляться у каторжан. Полагаю, что это явление имело под собой два основания:

1. Клеймение. О нем я уже упомянуто выше. Дело в том, что клеймо должно было быть наглядным показателем судьбы человека.

2. Взаимодействие с китайцами и японцами, которых в регионах, где располагались каторги, всегда хватало. В Китае же искусство нанесения татуировок имеет долгую историю. В некоторых районах на юге, татуировки являются частью обычаев народностей, заселяющих эти земли. В Японии же (хоть татуировка и была заимствована ими из Китая, вероятнее всего) с татуированием связан целый пласт культуры.

Таким образом, стремление обособиться, а также традиции и подвигали каторжан на татуировки (корректнее назвать их "наколками" в данном случае). Вскоре они охватили и иных представителей организованной (и не очень) преступности.
Важно понимать, что каторжные татуировки еще не являются уголовными.  Уголовные тату носят прежде всего практический характер (прежде всего сообщают информацию о владельце: положение в тюремной иерархии, преступления, особенности срока, особенности личности,  место заключения и т.д.). Каторжные же татуировки являются оберегами и своеобразными памятками о жизненных событиях (место отбытия срока, любовь и т.д.)

К счастью, да нас дошли некоторые изображения (частью реплики детей каторжан). Автором перерисовок является небезызвестный Данциг Балдаев.
Обратите внимание на обилие цветов и ветвей на некоторых образцах - это прямое заимствование из азиатской традиции тату.

А здесь уже более брутальные татуировки. Присутствует религиозная тематика, несмотря на неодобрение церкви. Ну и обратите внимание на специфическую стрижку каторжанина: по ней полагалось искать в случае побега.

Кроме всего прочего, татуировки должны были выполнять функцию оберега (здесь мы можем увидеть подковы "на удачу).

Примерно в это же время мода на татуировки среди знати приобретает стихийный характер.
Здесь уместно вспомнить татуировку Николая II, которую он не просто не скрывал, но и специально выставлял на показ. Тату Николай сделал в 1891 году в Японии, когда будучи принцем путешествовал по этой стране. На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к японцам с просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искусстве которых он прочитал в туристическом гиде. Уже на следующий день тату-мастер из Нагасаки нанес тату на правое предплечье русского цесаревича. Операция длилась семь часов. Интересно, что за 10 лет до этого татуировку дракона в своей поездке в Японии сделал двоюродный брат Николая II - король Георг V (тогда герцог Йоркский), который как две был весьма похож на последнего русского монарха. Пару снимков (один является колоризацией) Николая с тату:

Примерно в это же время получают распространение и флотские татуировки. Моряки делали их во время плаваний, чаще всего на территории Китая, Японии и Полинезии. К сожалению, фотопримеров мне найти не удалось, поэтому пусть будет вот такое фото лихих моряков.

Таким образом, в дореволюционные годы татуировка была каторжной (почти уголовной), дворянской и морской.

В годы же Гражданской войны искусство татуировки охватило еще более широкие массы.

Характер войны толкал людей на выражение своих идей самым радикальным образом, в том числе и татуировками. Среди бойцов Красной армии была популярна татуировка на левой руке в виде пятиконечной звезды – символа молодой советской республики. Ее популярность объясняется не только идеологической подоплекой и следованием духу времени, но и простотой, ведь нарисовать ее не составляло особого труда даже новичку. Гораздо сложнее была наколка, изображающая лихого всадника в буденовке. В одной руке он держит саблю, а в другой – большое красное знамя с гербом РСФСР. Порой военнослужащие делали рисунки на теле во время перерывов между боями, что позволяло скоротать время и хоть как-то отвлечься от гнетущих мыслей. При этом считалось, что некоторые символы могут приносить удачу в бою. Прежде всего - это изображение подков и икон.

Традиция политической татуировки берет свое начало со времен Французской революции. Хорошо известная история шведского короля Карла XIV Юхана (настоящее имя Жан-Батист Жюль Бернадот). Считается, что после его смерти, при подготовке к бальзамированию на его руке обнаружили татуировку на французском языке: «Смерть королям!» Однако существует мнение, что это художественный вымысел; вытатуировано же было «Vive la République», «Да здравствует республика». В любом случае, так или иначе, татуировка была именно политического содержания и относилась она ко временам Французской революции.

Менее распространена среди красноармейцев была так называемая Адамова голова – символическое изображение человеческого черепа с двумя перекрещенными костями.

Однако многие противники большевиков как раз предпочитали именно ее. Например, известный белый генерал Борис Анненков сделал татуировки, будучи, судя по всему в Китае. Здесь есть дракон (классическое азиатское изображение), а сам Анненков специально настоял, чтобы был череп с костями - символ его подразделения.

В это время приобретает моду и женская татуировка (прежде всего среди представительниц древнейшей профессии). Какие им нужны были татуировки? Эрегированные мужские члены. Эти члены они наносили ниже коленки. В 1920-е годы юбки были чуть ниже колена, в 26-м году — практически по колено.

Вторая популярная татуировка — бабочка. Понятно, что это «ночная» бабочка.
Социально-экономические процессы конца 20-ых, начала 30-ых годов породили новый всплеск политических татуировок. Среди активистов колхозного строительства были популярны вот такие татуировки.

В это время доминирующими татуировщиками до сих пор оставались китайцы. На кадре из хроники китаец делает красноармейцу тату. Конец 20-ых.

Партийные продолжили украшать свое тело. Теперь уже искусно выполненными звездами.

Продолжают развиваться морские и военные тату. Самыми распространенными сюжетами на тот момент являются проколотые сердца, инициалы, имена, орлы, якоря, изображения в стиле ню, даты, а также художественно исполненные рисунки.  
Татуировка красноармейца-пехотинца.

Краснофлотцы в ателье, 30-е годы. У одного из них видна часть татуировки.

Тяжелый фотоснимок. Павел Добрынин - участник петергофского десанта, на флоте служил еще с довоенных лет. А потому есть татуировки орла и проколотого сердца. На груди также фашистское клеймо: «Эти звезды, — писал Павел Добрынин, — мне выжгли фашистские варвары, но добиться от меня они не могли ничего... Эти звезды — моя родина, СССР».

Одна из моих любимых фотографий. Герой Советского Союза Назимов Константин Савельевич. Татуировки были сделаны в 30-е годы во время срочной службы в ВМФ. Обратите внимание: присутствуют сюжеты в стиле ню.

Примерно в это время окончательно оформляется жанр уголовного тату в привычном для нас виде. О нем я писать не буду, однако вспомним одно легендарное типичное изображение...  
Сталин на груди.

Хоть это татуировка и принадлежала старшему надзирателю СИЗО, но аналогичные и  более простые изображения были популярны в уголовной среде. По рассказам сидельцев, если зэк колол себе Сталина на груди – это означало, что он готов «пойти к зеленому прокурору», проще говоря, уйти в побег. И когда его настигала поисковая команда, он рвал рубаху на груди – типа, стреляйте. В профиль вождя и учителя, разумеется, никто бы стрелять не стал, зэка били смертным боем, но оставляли в живых. «Многопобежники» кололи себе на груди целый иконостас – Маркса, Энгельса, Ленина, но в центра обязательно должен был быть Сталин.

Простые же люди кололи Сталина, чтобы выразить свое уважение и почтение. Вот, например, фотоснимок ветерана войны-артиллериста. На груди Сталин - отец, рядом - стволы орудий и надпись "Артиллерия бог войны", а также звезды. Левая рука тоже покрыта тату, но их различить не удалось.

Особенно часто татуировки делали себе сотрудники и бойцы НКВД. Предположительно, это связано с тем, что их был был во многом тесно связан с бытом заключенных. Пример: татуировка рядовых и сержантов УСВИТЛ НКВД в 40—50-х.

Именно в 30-е годы появилось так называемое "дворовое тату". Для тех, кто хотел татуировку, но не принадлежал ни к военным, ни к преступникам, оставалось несколько вариантов — попробовать научиться набивать самому или найти кого-нибудь, кто это делает неподалеку. Дворовую татуировка еще долго будут делать романтичные персонажи и бунтующие подростки или даже дети. Режиссер Георгий Данелия вспоминает: «Летом сорок первого года я в Тбилиси бегал плавать на купальню. Тогда, как и сейчас, в моде были татуировки. И я сам себе выколол на руке маленький якорь. Потом такой же якорь выколол своему другу, Шурику Муратову. Потом другому мальчику из 6 „Б“ — сердце, пронзенное стрелой. И стал модным татуистом — выкалывал якоря, сердца, кинжалы... А Гамлету (сыну милиционера) я выколол на груди орла, несущего голову женщины. Орел смахивал на курицу, но всем нравилось.

А потом ко мне пришёл Жора. Жора учился в ФЗУ и был признанным хулиганом. Он велел мне выколоть ему на плече могильный холмик с крестом и надпись: „Нет в жизни счастья“. Полдня я старался, двумя иголками накалывал Жоре на плечо тушью картинку и надпись и за это получил две папиросы „Север“ (тогда я уже курил). А вечером, когда мы играли в футбол, явился разъярённый Жора: оказывается, в слове „счастья“ я пропустил вторую „С“, и над „могилой“ красовалась надпись „Нет в жизни счатья“. Жора хотел меня отлупить, но я предложил вариант: он меня не лупит, а я вместо надписи на его плече сделаю аккуратную широкую черту, а сверху напишу тот же текст без ошибок. Будет очень красиво. И еще в виде компенсации за моральный ущерб на другом плече вытатуирую кинжал, обвитый змеей с чешуей. (Чешуя особенно ценилась, колоть её было долго и муторно.) Жора на черту и на кинжал согласился, но писать что-либо на его теле категорически запретил»

В Тбилиси я ездил часто. Летом, в конце пятидесятых, я

стоял там на площади Ленина на трамвайной остановке. Подошёл третий номер, а мне нужен был пятый. И вдруг из окошка высунулся вожатый трамвая и радостно закричал:

Привет, художник!

Пригляделся — Жора! Подошёл, поздоровался.

Залезай! По блату без билета довезу!

Я сказал, что мне нужен пятый номер. Жора закричал, что трамвай сломался и пусть пассажиры немедленно вылезают! Пассажиры вышли, и Жора без остановок довез меня в пустом трамвае до улицы Николадзе. Прощаясь, я написал свой телефон и адрес и дал Жоре: „Будешь в Москве, заходи“.

Жора взглянул и вернул мне листок:

С другой стороны нарисуй кинжал со змеей.

Зачем?

Традиция, — и Жора показал пальцем.» 

Во время войны и первые послевоенные годы татуировки становятся крайне популярны. Сюжеты остаются в основном те же, разве что именно в эти годы становится обычным носить Сталина на груди.

В эти годы сделал татуировку и мой двоюродный прадед Баландин Степан Федорович (1926-2017). Он проходил службу на Камчатке, а потому на его правой руке, на тыльной стороне ладони, красовался восход с чарующей надписью "Север".

К сожалению, на этом лимит возможных изображений заканчивается, а потому приходится разбить статью на две части. Во второй части будут рассмотрены фотопримеры татуировок фронтовиков, разобраны последующие неуголовные татуировки до начала 60-ых, а также будут сделаны выводы. Если у кого-то есть материал по теме -прошу делиться в комментариях.

Спасибо за внимание. С уважением.

Лига историков

19.6K постов55.3K подписчик

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества