Искусство быть родителем (часть двенадцатая)
«Учимся играя» - вот слоган, возглавляющий сегодня почти все коммерческое и даже государственное образование. «Веселые тетради по математике», «забавные персонажи научат вашего ребенка», «в ненавязчивой форме» - весь этот абсурд, привлекающий сотни тысяч мам и бабушек, регулярно пополняет полки детских отделов магазинов. А почему собственно «учимся играя?». Не «учимся впахивая», а именно «играя»? И зачем вообще все, что связано с ребенком, пытаться перевести в игру? Об это сегодняшний пост.
Про уникальные системы яжматерей в стиле «ребенку все можно» уже было сказано достаточно. А вот тема про «кушай котлету, а то ворона прилетит и заберет» особо не поднималась. Хотя вреда ребенку приносит не меньше. Ведь воспитание это есть не что иное, как приучение дитя к своим правам и обязанностям, привитие необходимых для дальнейшей жизни навыков. И чем больше родители на естественные вопросы ребенка «зачем» и «почему» бредят про ворон, милиционера и злого дядю, тем бесполезнее их воспитание.
В общем-то, объяснить, зачем кушать котлету, не так-то сложно. «Нормальное питание необходимо для твоего роста и развития» - вполне корректный ответ. Но люди легких путей не ищут, и, стремясь впихнуть в ребенка лишнюю ложку, готовы плясать вокруг него с прибаутками про «за маму-за папу», «ротик-самолетик». В результате чего мать становится твердо уверена, что декрет – тяжелый каторжный труд и она мать-героиня, а ребенок твердо уверен, что он центр вселенной.
Балаган продолжается на улице. Вместо того, чтобы объяснить ребенку опасность травм, перегрева и переохлаждений или неприемлемости плача на улице, в ход идут бабайки, тетяукрадет и «я уйду, ты тут один останешься». В итоге, собственно, ребенок вообще не понимает, что от него хотят и почему. Ну а, повзрослев, и вовсе не воспринимает предупреждения и угрозы матери как что-либо реальное.
Также довольно вредны попытки рассмешить ребенка при его капризах. Стоит ребенку захныкать при неудобной майке или отказе в сладком, нередко начинается «а кто у нас тут плачет?» или чудеса поэзии про «хнык-хнык-хнык, как он в комнату проник». Неудивительно, что в дальнейшем дети используют истерику как средство манипуляции.
Но самое отвратное начинается в процессе образования. В учебниках арифметики теперь все меньше «назовите все нечетные числа» и все больше «помоги Незнайки сосчитать», а шахматные учебники поменяли «укажите возможные ходы ладьи» на «помоги ладье съесть все яблоки».
К концу начальной школы, наконец, начинают проявляться плоды столь замечательного обращения с ребенком. Стоит в учебниках появиться чуть более трудным темам, для освоения которых надо прорешать несколько листов, заводится родительская шарманка «детей перегружают». Сам ребенок, вступающий в подростковый возраст, активно пропагандирует философию «я умный, просто мне лень», «диплом ничего не значит», «троечники приходят к успеху». Увы. В жизни они приходят к тотальной несамостоятельности, истеричности, неспособности перебороть себя и желанию обвинить всех вокруг в собственных неудачах».





