Гончаров и кругосветка
Писатель Иван Гончаров стал классиком русской литературы ещё при жизни. За время своей писательской карьеры он написал всего три больших романа и травелог о путешествии на фрегате «Паллада» и разрозненные очерки.
Он всегда создавал текст очень медленно, не успевал за актуальными новостями и соответственно не давал ответа на них в своих книгах, любил хорошо поесть, выспаться на славу, стабильно служил на непыльной ставке переводчика в департаменте внешней торговли министерства финансов.
В питерской среде интеллигентов Гончаров даже получил кличку «принц Де Лень». Иван Александрович не обижался, но считал, что люди со стороны преувеличивают.
Однажды, в августовский вечер 1852 года на квартире у его лучших друзей Майковых давался званый ужин. На нём Гончаров поделился идеей отправиться литературным секретарём адмирала Путятина в кругосветном путешествии. После объявления амбициозного плана грянул взрыв смеха за столом.
Многие подумали, что это шутка. Нет, Иван Гончаров не был жутким рохлей и тюфяком, но сложно было себе вообразить, что не склонный к резким переменам и путешествиям писатель решится на такую авантюру.
Все помнили, как за пару лет до этого Гончаров решил навестить свою малую Родину – Симбирск. Путь от Москвы, через Казань и в Симбирск дались очень трудно. Пропитанный пылью, потом, с ноющими конечностями и едва соображающей головой он всё-таки добрался к родственникам, и к счастью быстро оклемался.
Сейчас же, по заверению самого Гончарова, ему требовалась встряска. Жизнь, как густая рутина, не прибавляла вдохновения. И после принятого решения писатель стал неимоверно расторопным. Бегал по всему Петербургу, решая бюрократические задачи ради перевода на новую должность.
Сомнения в надобности путешествия появились у Гончарова уже тогда. Он вдруг вспомнил, как накануне не смог заснуть, перекидывая себя с бока на бок. А ведь всё из-за одной мухи, мерзко жужжащей в темных уголках квартиры. Что же будет с его сном на настоящем фрегате в открытом океане? А как быть с морской болезнью?
Бумажные вопросы разрешились, и Иван Гончаров попал на фрегат «Паллада». За два года будут плаванье по Балтике в штормы, удивление Англией, Африкой, южноафриканским Капштадтом, Индонезией, Китаем, Японией, Филиппинами, восточными просторами России и многим другим. Но это уже совсем другая история.
Правда ещё на Балтике Гончаров подумывал сойти на берег и прервать кругосветку фактически в начале. Но от мысли, что со своими многочисленными чемоданами надо будет ехать через всю Европу, ужаснула его. В этом случае лень победила.
И кстати, к недоумению своих коллег, на борту корабля Гончарова не брала морская болезнь, а спал он так крепко, что порой не слышал выстрела из корабельной пушки. По итогам путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат «Паллада», ставшей в России одной из лучших в ряду морской документальной прозы.
Иногда стоит решаться на грандиозные мероприятия.