99

Фронт, или один рабочий день авиационного синоптика

Всё-таки есть определенный плюс работы в небольшом городе, как минимум, нас довозит до аэродрома развозка. И не надо трястись в общественном транспорте или тратить бензин, только вовремя на остановку приди и спокойно доедешь до работы.
Можно даже доспать не доспанное, обычно я так и делаю, но сегодня у меня были другие планы. Пока ехали глянул, что нам интернет на день пророчит. Полезно знать к какой ситуации готовится, вот и в этот раз это помогло. Интернет обещал кары египетские на конец дня, значит в мою смену, уйти и передать следующему не успею, ладно.
Просмотр более подробной информации дал предположение о прохождении атмосферного фронта, холодного. Неприятно, но не критично.
Когда представляешь себе ситуацию, работать всегда легче.
Пока проходил один пункт досмотра, потом второй, мысли витали вокруг совершенно нерабочих вопросов, ведь всего пара смен и отпуск! По этой причине совершенно не хотелось "воевать" с погодой, но она нас не сильно спрашивает.
Вот и родное "метео", бодрое начальство, уставшая ночная смена, все как обычно, время без двадцати восемь утра или 02:40 UTC (время по Гринвичу). Перед утренним кофе принимаю смену. Циклон, теплый сектор, сгущение изобар, градиент давления небольшой, но суточный ход температуры добавит нам скорости ветра, внутримассовых осадков не ожидается, на высотах прошла ось ложбины, струйных течений нет. Пока слушаю, просматриваю последние карты и читаю прогнозы. Ошибок нет, желания скорректировать прогноз нет. Синоптик ночной смены предупреждает о прохождении холодного фронта, киваю ему, соглашаясь, однако, что фронт пройдет после 15 UTC не верю. В общем, ситуация понятная. Отпускаю ночную смену и сразу вызываю диспетчера круга:
- Круг на метео ответим.
- Метео круг.
- Доброе утро, по возможности, запросите ветер, пожалуйста.
- *что-то неразборчивое, но явно ответ положительный*.
Да, отвечать в микрофон ггс у них не всегда выходит, да и сама ггс старше меня в два раза.
Ухожу выполнять утренний ритуал - кружка кофе и печеньки, без этого день точно не заладится. Покончил с формальностями, просмотром свежей документации, провздыхал на график смен и сел за анализ.
Дааа, видимо кары египетские действительно будут. Изогипсы на высотах имеют тенденцию к сгущению, контраст температур в зоне фронта довольно высокий, 12-15 градусов, а ещё только утро, а тенденция давления-то какая. Провожу обработку первых свежих карт, прикидываю скорости и действительно, фронт будет раньше. Часов так на 5, через четыре часа после зенита, а значит и контраст в зоне фронта будет выше чем сейчас. Смотрю ближайший зонд (своих наш, один из крупнейших в ХМАО, аэродром не выпускает), беру данные и загоняю их в расчетные методы. Ну, что и требовалось доказать - грозы будут, а при таких контрастах и прогреве поверхности, можно ожидать и шквала и града.
Пришла кольцовка, обрабатываю и рассчитываю скорости. Что-то ГИС выдает странные значения, скорости должны быть больше. Анализирую ситуацию в зоне фронта, там блестает уже с утра, ну хоть отслеживать его будет проще. Пришли снимки со спутников, там ситуация та же. Фронт хорошо виден, да и вообще ведёт себя классически. Сделаем пару поправок и можно приниматься к кодированию прогноза.
А вот и круг с ветром, данные передала АТРка (ATR-72), не лучший вариант, но ближайший боинг только через час.
Зазвонил телефон, мне не до него, потому трубку взял вылетник. Но, поскольку нам не хватает людей, что бы на вылетах были тоже синоптики, там сидит техник, а ей видимо задали вопрос по прогнозам, потому что телефонная трубка оказалась у меня:
- Синоптик, слушаю.
- Командир Такойто, звоню с площадки Оттудово, номер борта 00001, рейс ХЗ0001, мне бы узнать что с погодой на сегодня?
Мда, а день только начался, ещё 11 нет.
- В первую половину дня летная, более 5-и на 450, после обеда фронт и грозы, писать буду раньше, в площадях будут грозы, град, шквал, пока закрою только северо-западные площади.
- А, ну так нам туда не надо. А какой фронт?
- Холодный, с северо-запада идёт.
- Понял, спасибо.
Распрощавшись с пилотом и передав все данные о нем вылетнику, продолжил анализ. То что надо закрыть часть площадей уже сейчас, я понял пока с пилотом говорил, а то фронт идёт быстро, контрасты те же...
Обращаюсь к модели GRIB, мда, вот откуда предположение о 15 UTC. Все же модели ещё не настолько совершенны, а значит на мой век работы ещё хватит. Пищит консоль митры - пришла штормовая с СШК (станции штормового кольца). Ага, гроза в отдалении, смотрю где сама станция и точно на северо-западе от границы наших площадей. Просматриваю фактическую погоду по аэродромам в том районе, грозы есть, поворот ветра есть, понижение температуры есть. А время уже без 20-ти 5 UTC, надо бы и прогноз отправить. Формирую прогнозы по площадям, своему аэродрому и приписному аэродрому, решил, что писать грозы с градом и шквалом буду уже с 6 UTC от греха подальше. Прогоняю их через проверку, проверяю сам, ещё раз, ну можно и отправлять. Вспоминаю, что надо бы и предупреждения составить. Пока прогнозы уходят в печать, формирую предупреждения как по своему, так и по приписному. Так, про сдвиг ветра не забыть, формирую и их. Проверяю, ещё раз, смотрю, что бы значения с прогнозами не расходились, вот и отправить можно.
А теперь надо это дело до всех диспетчеров довести, а их 6 штук и каждому по два предупреждения зачитать, а они ведь тоже работают, не сразу ответить могут. В общем, доведение предупреждений выходит дольше, чем их написать. Диспетчер КДЦА (Контрольно-диспетчерский центр аэродрома), услышав мою фамилию понял, что буду давать камни с неба, да, вот такая у меня репутация синоптика штормовой погоды.
Все распечатано, подписано и подшито, можно и на перекур. Вернувшись, составляю прогнозы общего пользования по своим аэродромам, завершаю расчет параметров, заполняю журналы, короче порядок действий уже давно отработан.
Следующий прогноз по аэродромам, с 9 UTC, менять не стал, свежие карты, данные с СШК и других АМСГ (авиационная метеостанция гражданская) картину только подтверждают. Однако, решил скорректировать прогноз по площадям, и указал фронт и грозы на нем повсеместно в площадях с 9 UTC.
Следующий этап дня - консультации заступающих смен диспетчеров. Дело привычное, но знатно времени и внимания требует, благо погода ведёт себя хорошо, т.е. по прогнозу.
Пока готовился, пока прочитал, стало видно фронт. Поле облачности классическое, кучевки высокие, облака темные, картина наступающей массы холодного воздуха.
Время 09:56 UTC, ближайшая к нам станция прислала штормовку о грозе и сильном ветре. Через пару минут АМСГ на севере площадей сообщила о грозе и граде. Хм, не зря я его спрогнозировал. Вызывает диспетчер "вышки", сообщает, что вернулся вертолет с запада, передает, что фронт близко уже. На аэродроме поднимается ветер, с каждой минутой он только усиливается. 10 порыв 16, 11 порыв 17 и резко скачек до 16 порыв 20 - шквал. Сверяюсь с прогнозами, все проходит. 10:21 UTC - гроза на станции.
Гроза явление красивое, но мне больше нравится облачность. При самой грозе ее не всегда разглядишь, а вот перед ней очень даже.

Фронт, или один рабочий день авиационного синоптика Авиация, Синоптики, Аэропорт, Погода, Прогноз погоды, Гражданская авиация, Длиннопост, Обычный день, Гроза, Холодный фронт

Прогноз оправдался, но расслабляться рано, атмосфера очень капризная штука, может выкинуть что-нибудь эдакое, что потом задолбаешься объяснять. Гроза продолжалась, ветер как поднялся до 20 м/с в порывах так и не превышал этого значения, в прогнозе же был указан ветер и шквал до 21 м/с. Через 10-12 минут пошел дождь, ухудшение видимости было слабым до 4900 м, температура упала с +30 до +19 градусов Цельсия и продолжала падать, но уже не так стремительно.
В такие моменты ждёшь от погоды подвоха, сидишь на иголках и гипнотизируешь экран метеомонитора с показателями параметров фактической погоды. Прибегает вылетник и сообщает, что на запасной аэродром ушел один борт, ну могло быть и хуже, да и к тому же у меня все оправдывается.
Слежу за временем, гроза и сопутствующие явления указаны во временной группе, а они не могут там длиться беспрерывно более часа, решаю писать корректив. И в момент написания приходит какой-то небольшой начальник чего-то в аэропорту. Она сбивает меня с мысли и я отправляю корректив к прогнозу с ошибкой. Благо ей хватило такта дождаться пока я корректив по диспетчерам передам. А пришла она узнать будет ли завтра дождь! Дал ей ответ максимально техническим языком, ибо ее хотелось убить, а не отвечать на несвоевременные вопросы во время штормовой погоды на аэродроме.
Раздраженный сижу и исправляю ошибку. Пришлось даже в инструктивные материалы лезть, больно нестандартная она вышла.
11:46 UTC, гроза окончилась.

Фронт, или один рабочий день авиационного синоптика Авиация, Синоптики, Аэропорт, Погода, Прогноз погоды, Гражданская авиация, Длиннопост, Обычный день, Гроза, Холодный фронт

Дальнейшая часть смены уже была более расслабленной. Новые карты, их обработка, отправка прогнозов, дозаполнение журналов и оправдывание расчетных методов.
Пришедшая ночная смена увидела родное "метео" и уставшую дневную смену, все как обычно. До отпуска осталось всего пару смен.