60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку.

60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка

17 декабря 2018 г. исполняется 60 лет со дня передачи в опытную эксплуатацию ВМФ первой отечественной атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Уникальная разработка советских ученых, конструкторов и судостроителей. Она первой в отечественной истории прошла Северный полюс.

Еще до испытания первой советской ядерной бомбы в 1946 г. руководитель атомного проекта Игорь Курчатов докладывал о возможности использования энергии атома для подводных лодок. В августе 1952 г. И.В. Курчатов, А.П. Александров и Н.А. Доллежаль (главный конструктор) обосновывают руководству страны необходимость строительства такой АПЛ. Уже 9 сентября И.В. Сталин подписывает Постановление Совета Министров СССР, в котором Анатолий Петрович Александров (впоследствии его по праву будут называть отцом советского атомного флота) назначается научным руководителем проекта АПЛ.

60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка
60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка
60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка

Работа шла ускоренными темпами. В сентябре 1955 г. на судостроительном заводе № 402 в Северодвинске (так тогда называлось "Северное машиностроительное предприятие") состоялась закладка первой отечественной атомной подводной лодки. До дня ее передачи в опытную эксплуатацию ВМФ прошло менее трех с половиной лет!

В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 НИИ, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт.

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.

Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.

60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка
60 лет назад в ВМФ СССР получил первую атомную подводную лодку. Флот, СССР, История, Северодвинск, Длиннопост, Атомная подводная лодка

Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;
Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м.;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.

topwar.ru