kravhukkrav4uk

Пикабушник
Дата рождения: 01 января 2001
поставил 0 плюсов и 0 минусов
100 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Школьное гражданское образование в Австралии

В условиях интенсификации мировой экономики и соответствующего этому росту требований к молодым специалистам из поля зрения общества не должны уходить и другие цели образования, как государственной системы. Одной из таких целей является воспитания не только работника, конкурентоспособного на рынке труда, но и гражданина своей страны, деятельного члена общества, обладающего оформленным и разносторонним мировоззрением. Для нашей страны эта проблема особенно актуальна как ввиду событий конца XX века, сломавших исходную социалистическую парадигму в сознании людей, но не сумевших в полной мере предложить альтернативу, так и ввиду сложного исторического периода, переживаемого нашим государством в данный момент. Процессы, происходящие сейчас, определяют общественную значимость развития у молодёжи гражданской позиции, основанной на демократических и патриотических ценностях нашей страны. Для более эффективного осуществления данной потребности мы предлагаем обратиться к опыту гражданского воспитания в Австралийском союзе, близкого нам особенностями федеративного устройства и многонациональным составом своего населения, придающим образовательному процессу особенную специфику.

Несмотря на то, что история австралийской системы образования объективно короче, по сравнению с отечественной, это не должно умалять значимость проделанного ею пути. Во-первых, немаловажно вспомнить о наследовании Австралией английской системы образования, во-вторых, о размере социальных преобразований в обществе, первоначально в немалой степени сформированного из каторжников и ссыльнопоселенцев, что, без должной работы в сфере образования и воспитания, оставило бы неизгладимый след на нынешнем состоянии австралийского социума. Эти и многие другие факторы заставляют серьёзно отнестись к опыту наработанному иностранными коллегами.

Свой современный вид австралийское образование приобрело в ходе реформ 1960-1995-ых годов, закрепивших 12-ти летнее образование. Деление данного срока довольно привычно отечественному исследователю: десять классов обязательного образования, подразделяющихся на начальную школу (Primary education), неполную среднюю школу (Junior high school) и последние два года - полную среднюю школу (Senior high school). Границы данных уровней: шесть, четыре и два года соответственно, могут отличаться в отдельно взятом штате ввиду независимости проводимой им образовательной политики и проистекающих из этого отличий от федеральной программы. Даже возраст начала обучения может быть отличный – в основном составляя пять лет, в Западной Австралии он составляет шесть лет [7].

Также в ходе этих реформ происходила серьёзная переоценка гражданского образования, был проведён критический анализ эффективности существующего обучения.  Осуществлённое расследование членов Постоянного комитета сената по вопросам образования и профессиональной подготовки продемонстрировало неутешительный уровень знаний и уровня вовлеченности среди австралийских граждан в жизнь общества. Указывался рост количества молодежи безграмотной не только в отношении политических процессов, действующих на уровне федерации и штатов, на уровне местных органов власти, но и в отношении того, что значит жить в демократическом обществе. Исследование показало, что отношение молодежи к политической системе часто характеризуется апатией, а также чувством отчуждения и исключения из процессов принятия решений на всех уровнях государственного управления. Федеральное правительство ответило на доклад, указав, что конкретные инициативы в области образования государства являются обязанностью штатов, но тем не менее признавали свою обязанность стимулировать и поддержать реформу в области гражданского образования [4].

Было принято решение по реформированию всей структуры гражданского воспитания. Так был начат процесс, привлёкший общественное внимание к проблеме гражданского воспитания. До недавнего времени шла дискуссия касательно путей её решения. В период с 1997-2004-ых годов правительство, состоявшее из членов Либерально–Национальной коалиции, выделило более 30 миллионов австралийских долларов на реализацию новой программы "Открывая демократию", она была разработана не только для школ, но и для высшего образования. Следующая смена правительства, в 2007 году, и приход к власти лейбористской партии  привели к созданию Австралийского управления по оценке учебных программ и отчетности (ACARA) для создания проекта единой Австралийской учебной программы, но в то же время новый министр консервативной коалиции объявил о пересмотре всей учебной программы. Пересмотр, отягощённый политической борьбой, завершился, в основном, в 2014 году, с введением новой дисциплины: «Гуманитарные и Социальные науки» (Humanities and Social Sciences) [6]. Помимо этого в учебном курсе появилась дисциплина «Гражданское право и Граждановеденье» (Civics and Citizenship). «Гуманитарные и Социальные науки» стали преподаваться с первого по седьмой класс включительно. В данный момент идёт переходный этап от образовательной программы версии 8.4 к 9.0, в пользу уплотнения курса, его окончания в шестом классе, однако, ввиду его нереализованности, в данной статье рассматривается преимущественно 8.4. «Гражданское право и Граждановеденье» преподаётся с седьмого по десятый класс.

HASS включает знания и понимание по четырем разделам:  разделы истории и географии с первого по второй год обучения и вводит раздел "Гражданское право" на третий год, раздел "Экономика и бизнес" на пятый год обучения.

HASS направлена на то, чтобы учащиеся развивали:

- Чувство удивления, любопытства и уважения, к существовавшим ранее и существующих сейчас, странам, людям, культурам и политическим системам по всему миру, а также интерес и удовольствие от изучения этих явлений.

- Ключевые исторические, географические, гражданские и экономические знания о людях, странах, ценностях и системах, существовавших ранее и существующих сейчас, в региональном и глобальном масштабе.

- Понимание и оценка исторических событий, географических явлений, гражданских ценностей и экономических факторов, которые формируют общество, влияют на его устойчивость.

- Способность использовать методы исследования и навыки, включая анкетирование, исследование с использованием надежных источников, анализ, оценку и коммуникативных навыков.

- Склонности, необходимые для эффективного участия в повседневной жизни, сейчас и в будущем, включая критическое и творческое решение проблем, принятие обоснованных решений, ответственную и активную гражданскую позицию, предприимчивое финансовое поведение и этические размышления [8].

В программе 9.0 так же произошел пересмотр содержания курса для приведения его в соответствие с содержанием научных исследований в целях оказания поддержки преподавателям начальных школ с помощью интегрированных подразделений, а также для обеспечения более четкого согласования описаний содержания и стандартов достижения результатов во всех штатах [3].

«Гражданское право и Граждановедение», так же как и HASS, это способ понять, как в современной Австралии действуют политические и социальные механизмы, как граждане могут влиять на них. Однако, в отличие от HASS, где понимания своего места в обществе достигается  через ознакомления с историческим и общемировым контекстом, в «Гражданском праве и Граждановедение» акцент сделан уже на современной Австралии и её внутриполитических процессах.

«Гражданское право и гражданственность» предоставляют обучающимся возможность исследовать политические и правовые системы, а также природу гражданства. Акцент в преподавании делается на федеральной системе правления, унаследованной от Вестминстерской системы, и лежащих в ее основе либерально-демократических ценностях. Учебная программа исследует как формируется правительство; как система защищает демократию, наделяя людей гражданскими правами и обязанностями; как законы и правовая система защищают права людей; и как отдельные лица и группы могут влиять на гражданскую жизнь. Благодаря изучению этого предмета учащиеся могут развить навыки, которые позволяют им быть активными и информированными гражданами, а также исследуются способы, с помощью которых они смогут активно формировать свою жизнь, ценить свою принадлежность к разнообразному и динамичному австралийскому обществу и вносить свой вклад на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. [2]. Однако, педагогическое сообщество сделало ряд замечаний данной реформе:

1. Несмотря на то, что программы для школ обычно разрабатывались на местном уровне, в этот раз реформа произошла по инициативе федеральной власти;

2. Программа была разработана либеральным правительством, что негативно отразилось на восприятии учительской средой, основная масса представителей которой поддерживают партию лейбористов, состоя в организованных ею профсоюзах.

3. Акцент на развитии навыков активной гражданской позиции для участия в решении текущих гражданских проблем был уменьшен, чтобы больше внимания уделялось знаниям об историческом развитии австралийской демократии;

4. Основное внимание уделялось основам гражданского права вместо воспитания гражданственности;

5. По мнению ряда критиков, новая программа была слишком сложна на понимания [5].

Данные изменения благоприятно повлияли на гражданское воспитание австралийских граждан. Новая программа рассматривает глобальные, региональные и национальные факторы, которые обогащают учебную программу за счет разработки продуманного и целенаправленного содержания, которое естественным образом вписывается в области обучения. Она позволяет распространять информацию по учебным областям одновременно с развитием знаний, понимания и навыков, касающихся сотрудничества Австралии с Азией, истории и культуры коренного населения. Учет этих приоритетов будет способствовать диалогу между учащимися, преподавателями и широкой общественностью, отвечая тем самым приоритетам австралийского образования, закреплённым в Мельбурнской декларации [1].

Библиографический список

  • Australian Curriculum Assessment and Reporting Authority (ACARA) (2022a). Version 9.0 The Australian Curriculum, 2022. - URL: https://v9.australiancurriculum.edu.au/ (дата обращения: 20.10.2023)

  • Australian Curriculum Assessment and Reporting Authority (ACARA), Version 8.4 The Australian Curriculum , 2015. - URL:  https://www.australiancurriculum.edu.au/

  • Australian Curriculum Assessment and Reporting Authority (ACARA), What’s changed in the new Australian Curriculum? 2022. - URL: https://v9.australiancurriculum.edu.au/resources/stories/curriculum-changes  (дата обращения: 20.10.2023)

  • Education for active citizenship in Australian schools and youth organisations: a report / by the Senate Standing Committee on Employment, Education and Training, 1989

  • Heggart K., Arvanitakis J., Matthews I. Civics and citizenship education: what have we learned and what does it mean for the future of Australian democracy? // Citizenship and Social Justice, 2019. – №14(2). – pp. 101-117

  • Loxton J., Cunningham C., Knaus M. An investigation of Early Childhood Staff and Their Transition to the New Western Australian Humanities and Social Sciences Curriculum //  Australian Journal of Teacher Education,  2020. – № 45(7) – pp.45-59

  • Marginson  S. Educating Australia: Government, Economy and Citizen Since 1960. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1997. 342 p.

  • Turner  G.,  Brass K. Mapping the humanities, arts and social sciences in Australia. Canberra, Australia: Academy of the Humanities, 2013. 160 p.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!