Зимний Байкал на мотоцикле с коляской. От идеи к путешествию
Идея проехать по зимнему Байкалу на мотоцикле пришла не внезапно. Скорее, она долго зрела, обрастала сомнениями, вопросами и списками «а что если». В какой-то момент стало ясно: либо я начинаю что-то делать, либо эта идея так и останется красивой мыслью.
Начал с главного — техники.
Почему мотоцикл с коляской
По льду, снегу, перемётам, колеям и трещинам на одиночке ехать — удовольствие сомнительное. Одно неловкое движение, и мотоцикл уже лежит. А когда он загружен и весит больше 200 кг — поднимать его на морозе становится отдельным видом спорта.
Коляска даёт устойчивость, возможность взять больше снаряжения и банально больше шансов доехать туда, куда задумал.
Выбор коляски: теория и суровая практика
Мой мотоцикл изначально без коляски, значит — её нужно подобрать. Делать кастом с нуля долго, дорого и ещё и потенциально незаконно. Поэтому логичный вариант — заводская коляска.
На просторах СНГ чаще всего встречаются ИЖ, Урал/Днепр и Ява. Выбор пал на явовскую люльку: она из стеклопластика, легче остальных и, что важно, при весе до 85 кг не требует регистрации в ГАИ. (Точного подверждения этому нет)
На словах всё просто. На деле — открываю Авито и понимаю, что живых вариантов почти нет. Или нет совсем.
Люлька за 2 тысячи и суровая реальность
Первая коляска нашлась… за 2 тысячи рублей. В деревне, в 50 км от города. Решил брать сразу — в каком бы состоянии она ни была.
Состояние оказалось соответствующим цене: металл съела коррозия, стеклопластик повело, половины деталей нет. Сиденье? Стекло? Мелочёвка? Забудь.
Но именно эта люлька стала отправной точкой: на ней я начал примеряться, делать кронштейны, переделывать маятник под колесо BMW. Иногда даже убитый железный хлам нужен просто для того, чтобы начать.


Люлька за 2 тыс рублей
Апгрейд: колёса, тормоза и взаимозаменяемость
Одна из ключевых идей — максимальная унификация. Все колёса должны быть одинаковыми. Одна запаска на всё — меньше веса, меньше головной боли.
Родное явовское колесо и барабанный тормоз — мимо. Было решено:
поставить колесо от BMW,
установить дисковый тормоз и суппорт BMW,
сохранить возможность работы ABS (в идеале).
Токарь помог реализовать идею: маятник переделали под ось BMW. Для понимания: у Явы ось 15 мм, у BMW — 20 мм. Надёжность ощущается даже на глаз.
Бонусом оказалось, что литой диск BMW с дисковым тормозом легче, чем стальной явовский с барабаном. Прогресс, однако.


Сравнение колеса явы и бмв
Вторая попытка. Та самая люлька
Когда стало понятно, что первую коляску проще использовать как учебное пособие, я снова полез на Авито. И — чудо.
Velorex от Явы. Идеальное состояние. Полный комплект. Цена — 10 тысяч рублей.
Город — Вязники. Самовывоз. Транспортных компаний поблизости нет. Продавец никуда не едет. Боль, слёзы, отрицание.
Решение пришло через друзей. Паша из Рязани сказал коротко: «Разберёмся».
И разобрались.
Люлька проехала маршрут Вязники → Рязань → Новосибирск. В микроавтобусах, попутных грузах и с помощью хороших людей. В итоге — полностью комплектная коляска, с целым стеклом, сиденьем и даже ключиком от багажника.
Интересный факт: коляска уже проехала полстраны. До Байкала ещё не доехала, но начало хорошее.


Долгожданная доставка люльки
Самая больная тема — шины
Я был уверен, что с шинами всё будет просто. Спойлер: нет.
Готовых шипованных мотошин для таких условий не существует.
Мотокроссовые «ёжики»? Ресурс 200 км. Саморезы? Камеры умрут первыми, а по асфальту ехать невозможно.
Решение подсмотрел у Патриса, мой друг из Франции, который в этом году на мотоцикле с коляской проехал от Франции до Японии, — он использует автомобильную зимнюю шину на заднем колесе. Размер 175/65R17.
Автошина рассчитана на больший вес, значит ресурс выше.
В России нашлись только «липучки». Шипов нет. И, кажется, не бывает.
Ошиповка: 266 шипов для уверенности
Пришлось идти к специалистам по ошиповке автошин. Многие отказывались сразу — «мото?» — «не, извините».
В итоге нашёл мастера Сергея. Решение — новая шина с протектором не меньше 11 мм и ошиповка новыми, не ремонтными шипами.
Результат: 266 шипов в одном колесе. Да, я тоже пересчитал.
Попросил сделать не просто эффективно, но и красиво — узором. Получилось так, будто шина вышла с завода.
Переднее колесо тоже ушло на ошиповку. Перед этим я вынес его на мороз при −26, пожамкал, проверил, как ведёт себя резина. Задубела, но не критично. Дальше — эксперименты, буду еще играться с давлением, смотреть какой будет зацеп.


Свеженькое новенькое ошипованное колесо
Когда ехать на Байкал
Самый частый вопрос: «Ну когда уже?»
Байкал обычно полностью встаёт в конце января, максимальную прочность лёд набирает к концу февраля и держится до апреля.
План — конец февраля или начало марта. Самый красивый и относительно предсказуемый период.
Хотя природа любит сюрпризы. В прошлом году, например, Байкал так и не закрылся полностью.
Маршрут буду выбирать ближе к поездке — есть сервисы с актуальными фото льда, трещин, торосов и снежных полей.
Что дальше
Проект ещё в процессе. Вопросов меньше не становится, но отдельные детали постепенно превращается в рабочую конструкцию.
Это уже не просто разговоры — это металл, трубы, болты, шипы и часы в поиске решений.







Если интересно следить за подготовкой, техническими нюансами и тем, как идея превращается в реальное путешествие — я подробно рассказываю обо всём в своём Telegram-канале.
Ссылка — в комментариях / профиле.
Продолжение будет. Байкал — тоже.



