Заказывали романтик с вампиром Наполеоном? Любовь к отоме-играм
На днях прочитала статью на stopgame про игры в жанре отоме (поджанр визуальных новелл, где главная героиня - девушка, а сюжет включает в себя развитие романтических отношений) и словно вернулась в 2017 год, когда я, будучи уже взрослой тётей, впервые запустила на телефоне игру по рекомендации Гугл Плея и несколько дней практически прожила в виртуале, просыпаясь по будильнику по ночам, чтобы не пропустить чат с виртуальными парнями.
После были еще игры над которыми я просто рыдала из-за смерти романтического интереса, а также те, где нужно было "строить отношения" с голубями (ужасно звучит) и это все в почти 30 лет. На несколько лет я забыла об играх других жанров, на компьютере, на телефоне, на специально купленной Вите, везде у меня были только виртуальная романтика, но, конечно, игры цепляли не только любовными интересами, но и тайнами, которые раскрывались по мере прохождений различных рутов (сюжетных линий, на которые нужно было выйти, выбрав определенный романтический интерес), а иногда и очень крутыми сюжетами. Поэтому захотелось поделиться теми отоме-играми, которые в особенности зацепили.
С жанром визуальных новелл я и до начала чтения отоме была знакома, думаю, многие даже в России читали "Когда плачут цикады" (а сейчас знакомство некоторых начинается с игр "Бесконечное Лето", "Doki Doki Literature Club!"). Еще раньше я читала новеллы по "Евангелиону" и "Ace Attorney". Но, хоть сюжеты и персонажи были интересными, именно целенаправленно я никогда не искала визуальные новеллы и только после знакомства с жанром отоме я познакомилась и с просто потрясающей серией "Врата Штайна" (там главный герой - мужчина, есть любовные интересы, но основной плюс для меня - остросюжетность) и с драматичной и немного готической новеллой "The House in Fata Morgana" (если что-то написать о героях этой игры, то можно заспойлерить сюжет), а также с сериями Danganronpa и Zero Escape.
Главные героини могут быть яркими личностями, но также бывают и игры, в которых личность героини словно стёрта
Но все эти игры не отоме, так как главной отличительной чертой игры данного жанра является то, что это сюжетная романтическая игра, ориентированная на женщин, в которой главной героиней является только женщина. Само название отоме-игра (乙女ゲーム) состоит иероглифов, который вместе означают слово "дева" и является синонимом 少女 (сёдзё, так называется жанр манги/аниме, рассчитанный на особую целевую аудиторию — девушек в возрасте от 12 до 18 лет). Термин отоме при описании романтических игр для женщин стали использовать японские СМИ примерно в 2001-2002, до этого игры называли просто "симуляторами свиданий/воспитания" (да, выходила игра «Otome of Albarea» (1997), но на тот момент это слово просто было частью названия).
Слева - Кейко и Ёичи Эрикава, справа - героини игры "Анжелика", Анжелика и Розалия
Принято считать, что первой в жанре отоме была первая игра из серии "Неоромантика" под названием "Анжелика" (1994), созданная под кураторством Кейко Эрикавы, одной из соучредителей японской компании-разработчика Koei (именно её "дочкой" является студия Ruby Party, выпускающая до сих пор игры по "Анжелике"). Именно интерес Эрикавы к историческим событиям повлиял на то, что компания занялась созданием исторических тактических экшенов, например Dynasty Warriors (японское название Shin Sangokumusou, игра про эпоху Троецарствия), породившую целый поджанр "мусоу".
Однако Шунсуке Мукаэ в своих статьях также вспомнил ряд игр, которые включали в себя те или иные черты, присущие отоме, в основном направленность на женскую аудиторию, например - «Девичий сад» (1985, где главная героиня за определённое время должна собрать цветы, чтобы состоялись отношения с её романтическим интересом), "Барби" (1985, где главная героиня в определенное время должна подготовиться к свиданию с возлюбленным, которое состоится в финале игры), "Hikari Genji Roller Panic" (1989, где девушки-айдолы должны найти, кто украл их ролики, в этой игре есть взаимодействие с мужчинами-айдолами, но нет романтики). Как пишет Шунсуке Мукаэ "В 1980-х годах игровой процесс, как правило, был важнее сюжета, и можно сказать, что романтические романтические игры не были мейнстримом даже для женщин".
Иногда надо выстоять немалую очередь, чтобы получить мерч
Поэтому именно "Анжелика" считается "мамой" жанра. Игра начинается с испытания по выбору новой королевы для спасения вселенной. Будучи кандидатом в королевы, главная героиня только что прибыла в летающий город, где будет проходить экзамен, во время которого у героини может завязаться роман с конкретным святым-покровителем. Основных целей игры две: одна — добиться хороших результатов в тренировочной симуляции, а другая — развить любовные отношения с мужским персонажем. В зависимости от развития событий можно было получить несколько концовок, например, королевой могла стать другая участница экзамена, вариативность концовок в принципе присуща визуальным новеллам (хотя когда строишь романтические отношения, особенно неприятно выйти на "плохую концовку"). Чтобы продать игру нового жанра Кейко Эрикава решила воспользоваться медиамиксом - "планом комплексного использования различных средств распространения рекламы для проведения рекламной кампании" и вместе с игрой был выпущен и диск с аудиодрамой, а также уже были задуманы аниме-сериалы и другие мероприятия. Сейчас, как и у любых других жанров, у отоме-игр есть и аниме-адаптации, и аудиодрамы, спектакли, коллаборации с кафе и нереальное количество мерча, и, зачастую, именно это позволяет зарабатывать колоссальные деньги.
Угадайте, кто из них запрёт героиню в клетке, а кто заставит решать задачу по математике?
Стоит отметить, что любовные интересы, с которыми можно развивать романтические отношения, различаются от игры к игре. Однако в целом внешность главных мужских персонажей, с которыми можно развивать романтические отношения, красива и привлекательна, даже если игра про исторических личностей (например, Ikemen Sengoku, где можно "замутить" с Нобунагой Одой, или Ikemen Vampire, где романтик можно устроить с Бонапартом, или Конан Дойлем). Сейчас уже не вспомню названия сериала, но помню как в одной из серий аниме толпа поклонниц бежала к книжному магазину, где было изображение исторического деятеля и его имя, а сотрудник магазина не понимал, почему у страшного дядьки столько фанаток. Также в отоме есть несколько типичных архетипов персонажей:
Орэсама (нарциссичный и самоуверенный, с небольшой долей комплекса превосходства)
Куудэрэ (кажется холодным и отстраненным поначалу, но это всего лишь механизм самозащиты)
Сёта (молодые мужские персонажи, моложе главной героини, склонны быть чрезвычайно невинными и наивными)
Зрелый мужчина (обычно намного старше героини и гораздо более опытны в жизни)
Дандерэ (тихие и сдержанные из-за застенчивости, часто описываются как мрачные и могут иметь низкую самооценку)
Цундэрэ (холодны и враждебны по отношению к героине поначалу, но постепенно теплеют к ней, становясь гораздо более ласковыми со временем, известны тем, что мгновенно меняют своё поведение, особенно когда смущаются)
Яндерэ (собственник, известны тем, что запирают своих героинь в клетках и в крайних случаях могут быть морально или физически жестоки)
Генки-парень (под своей оптимистичной личностью эти персонажи склонны скрывать глубокие травмы и тёмное прошлое)
Парень-кокетка (обычные "павлины" с очень небольшим романтическим опытом, не смотря на заявления об обратном)
Плейбой (всегда окружены поклонницами, но обычно никого не любят, иногда даже себя)
Также некоторые ещё выделяют такие архетипы, как "Друг детства" (основное отличие - часто длительное время имеет безответные чувства к героини, но среди данных персонажей могу встречаться и представители других архетипов, так что для меня это не архетип, а часть развития сюжетной линии персонажа), а также "Меганэ" (привлекательный парень обязательно в очках)
Скажу честно, в "Анжелику" я не играла, но захотелось рассказать о некоторых особо значимых для меня играх, правда будет это уже в другом посте, а то что-то я хотела только немного написать в предисловии, а получилось очень много текста и фото, а ведь ещё и на каждую из игр нужно выделить место и для текста, и для фото.