17

Тебе надо - ты и делай !

Вторая половина 70-х . В школе всем дали задание на лето - где либо отработать минимум месяц и осенью принести подтверждающую справку с печатью . Большинство моих одноклассников оформили такие справки в городском парке . Несколько дней подметали листву и готово - месячная справка в кармане ( без зарплаты ) . И школьник доволен , и работодатель не в накладе... Мне такое было не интересно , поэтому через знакомых устроился учеником слесаря на завод . Не просто завод , а Опытно-экспериментальный механический завод в системе МРХ . Создали его специально для отработки тех.процесса , создания спец.оборудования и технической документации по изготовлению запчастей для импортного оборудования на рыбопромысловом флоте СССР ( Ничего не напоминает ? Типа - импортозамещение ... ) . Завод был замкнутого цикла - от сырья до готового изделия . Первый цех - Ж/Д ангар , куда въезжали вагоны с металлопрокатом и чушками для литья . Второй - литейный . Третий - кузнечный . И так далее : фрезерный , токарный , электромонтажный , гальванический , сборочный . Весь завод навроде замкнутого кольца . А в центре - отдельное двухэтажное здание ( так сказать сердце предприятия ) - второй этаж - КБ , первый этаж - опытно-экспериментальный механический цех . В котором работали спецы высшей квалификации - вот туда я и попал . Поскольку вся их деятельность объяснялась словом "впервые" то и график рабочего дня они определяли сами . С одной оговоркой - 8 часовой трудодень обязаны были "отбыть" на производстве . Выглядело это так : приходил главный инженер , приносил папки с чертежами очередного агрегата ( с разной степенью детализации ) и спрашивал - когда будет готово ? Мужики папки полистали и тут же поделили между собой объекты . Кому что приглянулось . Потом почесали затылки и озвучили дату . Следующие дни они честно пахали первые полдня , а после обеда занимались собственными хобби ( один ножи охотничьи делал , другой - блёсны рыболовные и т.п. ) . Оно конечно перед начальством этим не бравировали , но и секретом это небыло . Надо уточнить - завод только первое время детали копировал . Когда опыта поднабрались , ситуация резко изменилась - пошли заказы от стран производителей на новое оборудование ! Приходили новейшие чертежи , уходило готовое оборудование ( сам учавствовал в таких проектах для Финляндии и ГДР . По мелочи , конечно - фаску снять , резьбу нарезать ) . В те времена занимался шоссейными велогонками . Попалась на глаза статья в журнале "Техника молодежи" про эллипсную звёздочку на велосипеде , с фотографией . Интернета тогда небыло , поэтому снял размеры прямо с картинки . Благо рядом с велосипедом стоял человек , ну и по пропорциям примерно всё расчитал . День убил на изготовление чертежа на клетчатой бумаге . И вот с гордостью за своё творчество приношу это в цех , показываю мужикам . Они начали спорить - будет такая цепная передача работать или нет , дескать дергаться будет . Пришлось объяснить что на спортивном велосипеде есть натяжитель цепи - должен выбирать провис снизу , а сверху цепь всегда внатяг . Ну я как-бы намекаю - а сделайте мне эту штуковину , вам ведь раз плюнуть . Опять же - интересно ... А они мне - вот и делай , руки чай не из ж@пы растут . А советом поможем конечно . Такого поворота я не ожидал ибо раньше ничего подобного не делал . Но отказываться было не комильфо . Первым делом забраковали мой чертёж ( обидно было , я ж старался ...) . Повели меня на второй этаж в КБ . Там дверь бронированная , охранник . Внутрь не пустили , но вышла девушка , выслушала сопровождающего . Затем уточнила у меня где конкретно будет использоваться деталь . Забрала мой "оплёванный" чертёж и только спросила - через два часа нормально ? В означенное время я пришёл уже один . Девушка вышла и спросила - у нас получилось на один зуб больше на звёздочке - это критично ? Конечно нет ! И я получаю лист ватмана с красивейшим чертежом из режимного конструкторского бюро . Несу этот шедевр в цех . Мужики глянули и удивили - а теперь надо сделать рабочий чертёж . Я слегка обомлел - а у меня что ? Выдали мне лист красной меди и говорят - с бумаги всё на медь накернивай . Когда сделал , одобрительно сказали - вот это уже рабочий чертёж ! Дальше пошли в цех металлопроката . Мой сопровождающий поздоровался с нач.цеха и обрисовал задачу . Слегка подискутировали насчёт марки стали и толщины металла . Тельфером ( лебёдкой с эл.магнитом ) подняли из вагона лист железа ( в размер вагона ) . Подвели к гильотине ( мощный резак металла ) и сначала отрубили лист поперёк примерно в размер заготовки , а потом и всё лишнее . Я слегка ошалел от кучи обрезков на полу ( там ещё с десяток таких звёздочек уместилось бы ) . Ну , за стеной был литейный цех , так что добро не пропадёт ... Дальше накернивал чертёж с красномедного листа на стальной . Потом сверлил , пилил и т.д. Когда убрал всё лишнее , не мог поверить что это сделал я . Опять меня " остудили" , сказали - ещё "сырое" изделие и отправили шлифовать . Когда это заблестело , стало реально выглядеть как фабричная деталь . И снова - не готово ! Пошли в гальванический цех . Там чаны с кислотой и мужик в прикиде Франкенштейна ( сапоги , резиновый фартук и т.д. ) . Взял у меня деталь и спрашивает - хромировать будем или никелировать ? Я тогда знал только про никелированные спинки у кроватей . Чего знал , то и сказал . А он уточняет - где использовать собираешься ? Объяснил . Тогда , говорит , лучше хромировать . Заметил , что я засомневался , спросил - что не так ? Я говорю - так ведь матовая будет ... Он успокоил - будет блестеть . И правда , заблестела так , что глаз не отвести ! Когда уходил домой мужики потребовали чтобы приехал на велосипеде - убедиться что работает . Надо было видеть , как взрослые дядьки крутили педали и удивлялись что всё прекрасно работает . В спортивной секции все были в шоке . Были ребята значительно старше меня , мастера спорта - а у них такой диковины нет ! Не буду расписывать преимущества такой звёздочки , они объективно есть ( можно погуглить ) . Вот только по жизни она больше подходит андроидам , поскольку кратно увеличивает нагрузку на ноги и для шоссейных велогонок ( многочасовых ) - это черезчур . Использовали ещё на треке , но это другая история . Но просто по городу я её использовал . И вот как-то раз проезжаю мимо пионеров , а один другому и говорит - смотри как звездочку погнул ... А в лихие 90-е прекратила существование организация , собственник завода . Менялись владельцы , утратили компетенции . Сейчас и название завода отстутствует . Может и нет его ...

За рабочее дело

1.2K постов1.8K подписчика

Правила сообщества

Хорошо рабочим – хорошо всем!

Сообщество объединяет рабочих разных политических убеждений, и всех, кто встал на защиту интересов рабочего класса.

Объективные интересы рабочих – улучшение условий труда, сокращение рабочего дня, увеличение заработной платы (хотя бы до цены воспроизводства рабочей силы) – прогрессивны, и совпадают с коренными интересами всех трудящихся.


Хамы и провокаторы будут удалены из сообщества.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества