Сокрушительный удар по цифровой фотографии

Заметил, что в головах у людей немало мифов касаемо плёночной фотографии. Думаю, будет полезно развеять их в этом посте. Про стоимость я уже рассказывал в предыдущем, вкратце повторюсь: самая старая и дешевая аналогичная по размеру кадра цифровая камера стоит в десятки раз дороже плёночной, и эти деньги за цифру надо выложить сразу, тогда как траты на плёнку постепенные и в зависимости от того как вы снимаете могут никогда и не приблизиться к тратам на покупку цифровой тушки. Не говоря уже о том, что плёнка все равно будет качественней.


Вы, возможно, подумаете, что этим постом я призываю всех немедленно прекратить снимать на цифру и начать снимать на плёнку. А почему бы и нет? Очнитесь. Маркетологи вас одурманили этим жалким суррогатом.

МИФ: Один пикабушник считает: "я на цифре могу ISO поменять быстренько, вот вышел из помещения на улицу, поменял, а с плёнкой возиться надо, сматывать, другую вставлять..."

РЕАЛЬНОСТЬ: На самом же деле даже недорогая плёнка с ISO 200 позволяет без потери качества снимать как будто это ISO 100 — ISO 800 и даже не менять ничего потом в процессе проявки. Это как минимум, если не заморачиваться, а если заморочиться, то возможностей будет ещё больше.

Сокрушительный удар по цифровой фотографии

Выше цифре даже пришлось немного польстить. Здесь ещё один миф развеем: RAW не позволяет выходить "за рамки", RAW лишь даёт больше переходов-ступенек и не страдает от артефактов сжатия. Пересветил-недосветил цифровой снимок: он идёт в корзину.
И еще: вытащить отснятую, а потом вставить новую плёнку это дело считаных секунд. А также были и есть плёночные камеры, где кассеты с плёнкой можно отстегивать и пристегивать одним движением. Это для скорострелов и тех, кто хочет перескакивать с ч/б на цвет и обратно. Но учитывая неприлично низкую стоимость пленочных тушек логичней будет брать с собой ещё одну.

Короче говоря, как раз на цифре надо внимательно следить за ISO или полагаться на auto-ISO (который не всегда ведет себя адекватным образом) иначе кадр будет безвозвратно испорчен, а вот на плёнке испортить кадр надо ещё постараться. При этом в комментариях правильно отметили: чтобы догнать плёнку по широте надо делать брекетинг (а это не всегда возможно если снимаете что-то живое). 1:0 в пользу плёнки.

МИФ: "Сейчас у цифры качество уже превосходит плёнку".

РЕАЛЬНОСТЬ: Недорогая мелкозернистая современная плёнка (200 ISO, кстати) выдает (по паспорту) 110л/мм, что несложно пересчитать в 40Мп, другими словами, цифровой камере потребуется 40Мп, чтобы посоревноваться с этой плёнкой. Много вы знаете таких цифровых камер? Доступны ли они по цене так же как и плёнка? Подсказка: таких цифровых камер очень мало и они неприлично дороги. Учитывая упомянутую широту плёнка сейчас имеет избыточное качество, значительно превосходящее даже самые дорогие цифровые матрицы и цифровое будущее фотографии пока что не наступило, а когда наступит, то явно не для всех карманов. Это уже не говоря о более мелкозернистых плёнках где разрешения ещё больше. 2:0 в пользу плёнки.

МИФ: "Кроп в сравнении с плёнкой не так уж плох" или "можно купить недорого цифру и будет не хуже плёнки".

РЕАЛЬНОСТЬ: Действительно кроп не так уж плох... если со смартфоном сравнить. Вот только своих денег он не стоит, плёнка-то при меньшей стоимости в разы в лучше: 1) разрешением, 2) размером "матрицы" (что влияет на подбор объективов, что в свою очередь влияет на качество) , 3) широтой (что уберегает от брака и дает неповторимую гибкость редактирования).
35-мм плёнка это "full frame", который в цифровом исполнении стоит заметно дороже кропа. Но full frame хотя бы даёт огромный выбор "нормальных" (в плане фокусного расстояния) объективов, а вот с кропом приходится довольствоваться широкоугольными стёклами либо низкого качества либо высокой стоимости, вся экономия на нет (дело в том, что технологически сложно сделать широкоугольный объектив с хорошим качеством картинки). 3:0 в пользу плёнки.

МИФ: Один пикабушник привел в пример мероприятие, где было отснято около 3 тысяч кадров, из которых получились 860. По его мнению, плёнка в том случае ну никак не подошла бы. Другой пикабушник (или тот же) в отпуске фотографирует жену и тёщу на фоне достопримечательностей по 4 тысячи раз, для него это аргумент против плёнки. Ещё один уверяет, что для репортажа плёнка вообще никак не катит.

РЕАЛЬНОСТЬ: Немало кадров на цифровую зеркалку оказываются бракованными из-за пересветов, некоторые из-за недосвета, кое-какие смазаны, а также просто потому что стреляешь наугад, считая, что съёмка на цифру бесплатна вот и получаешь кучу мусора. Плёнка же обязывает к другому подходу и даёт меньше брака. На мой взгляд, на том мероприятии с головой хватило бы 500 кадров (15 роликов плёнки), что обошлось бы в 100 евро (вместе с проявкой). Да, возможно пришлось бы немного поработать головой, а не только кнопочку понажимать. Если же 100 евро это вся оплата, то такая работа не стоит внимания, ведь стоило бы учитывать помимо своего времени стоимость камеры, а также износ и камеры и объектива.

Что же касается "тысяч фотографий" с отпуска, если вам хочется брать ещё один отпуск для того, чтобы разгрести потом этот завал, а потом тратить целые выходные ради того, чтобы посмотреть хотя бы часть из отснятого, то цифра это и правда ваше. И это ведь именно цифра подталкивает людей к подобным извращениям. На самом деле ничего с вами плохого не случится, никто вас не укусит, если вы вместо кучи серий, 99% снимков из которых уйдут в корзину сделаете 2-3 кадра.

Ещё про время проявки. Если это делать дома, то это делается за час с перекурами. Если надо снять чуть-чуть и сразу получить результат, то есть ролики по 12 кадров. Можно сделать разрез и проявить только то, что в приёмной катушке, если есть большая срочность. Во многих 36-кадровых роликах на самом деле около 40 кадров и есть трюки, позволяющие снять на одну плёнку все 45 (без полей, с минимальной подрезкой). Самое главное: это будет весело, это будет интересно, это вам не SD-карту с унылым лицом нести к компьютеру. Надо жить ярко.

Ещё про репортаж. И про смазывания. Чтобы уберечься от дрожания рук с плёнкой можно подобрать достаточно короткую выдержку (например, 0.5/ф.р.). И не думать о том а будет ли у меня недосвет, пересвет. Потом всё можно вытянуть. Вытягивали даже до возможности отсканировать и подправить в ФШ, а сейчас это совсем просто. Поставить f/8 и всё. И ВСЁ. Правило даже такое есть для репортажников (f/8 and be there) (не вздумайте только применять это к цифре). С f/8 и с резкостью не ошибешься сильно даже если автофокуса нет. Плёнка как раз позволяет не париться, а снимать, ловить момент, зная, что ты перестраховался. На цифре ты вынужден делать пробные кадры, смотреть гистограмму, отвлекаться на настройки. 4:0 в пользу плёнки.

P.S. Пока писал это, тот человек ответил:

Это слишком дорого если за это получишь только 5000₽-10000₽, к примеру, и фотографии вот нужны завтра-послезавтра. И цифовые! А еще и таскать все это надо...

а сейчас дай зубодробительную резкость, вот чтобы все и всё попало и без мыла.

Что я и думал. Если такие огромные требования за такие копейки, то это уже проблема того, кто соглашается на такую работу. Естественно, существует масса людей, которые вообще не разбираются в фотографии и требуют дичь и творят дичь и есть "профи", которым всё равно, потому что им платят неплохие деньги, вот здесь можно и хорошую полнокадровую цифровую тушку приобрести раз уж платят. Но энтузиасты, которые разбираются в деле будут понимать, что цифра это пока что "кака" за свои деньги, что возможностей у плёнки на порядки больше и для себя будут пощёлкивать на плёнку.

Бумага нужна еденицам, сваде

Плёнка это не всегда = печать. Можно и файлом ограничиться. В любом случае сейчас плёнку лучше прогонять через компьютер, печатать напрямую с плёнки это всё равно, что ничего не менять в RAW-ке. В фотобумагу всё не вместить, надо сжимать диапазон. В докомпьютерную эпоху делали вручную и Unsharp Mask (изначально аналоговый процесс) и участки отдельные по разному экспонировали, сейчас же благодаря компьютерам это так просто и доступно, что этим грех не воспользоваться.


Я призываю всех немедленно прекратить снимать на цифру и перейти на плёнку.

Лига фотографов

68K постов33.8K подписчика

Правила сообщества

Правила и рекомендации:

1. Фотографии

Каждая фотография должна содержать тег [моё] и быть хорошего качества.

Не принимаются:

- Размытые фотографии, на которых отсутствует фокус или присутствует смаз, за исключением случаев, когда это является авторской задумкой.

- Фотографии с большим количеством шумов.

- Фотографии с явными провалами в тенях или пересветами.

Все такие фотографии будут перенесены в общую ленту.

2. Описание процесса съемки

Приветствуется описание процесса съемки, условий, места и минимальной информации о технике, на которую была сделана фотография.

3. Критика и советы

Если вы хотите получить критику или советы по своей фотографии, добавьте тег "хочу критики".

Если на фотографии нет тега "хочу критики", но вам хочется сделать несколько замечаний по опубликованной работе, то лучшим решением будет спросить у автора, не хотел бы он получить конструктивную критику. И только получив утвердительный ответ, размещайте ваши замечания и советы в комментариях.

4. Обсуждение моделей

В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей, включая такие комментарии, как "толстая", "страшная", "худая" и т.д.

Все комментарии подобного рода будут скрываться, а пользователь будет заблокирован.

5. Оскорбления

Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, а также язвительный тон и использование ненормативной лексики. Комментарии подобного рода будут также скрываться, а пользователь будет заблокирован.

6. Исключения

Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-2.