Секрет счастья индейцев пираха.
В сельве Амазонки на северо-западе Бразилии обитает небольшое (около 400 человек) племя пираха. Бывший миссионер Дэниел Эверетт, проживший среди индейцев около 30 лет, считает их самыми счастливыми людьми на Земле. Сами пираха разделяют убеждение Эверетта. Для них мир делится только на соплеменников и всех остальных, которых называют словом, в переводе означающим «мозги набекрень» или «недочеловеки».
А ты видел Бога?
Первыми с пираха познакомились христианские миссионеры, которые вели в этих краях меновую торговлю с местными индейцами. Однажды в фактории появился миниатюрный смуглый человечек (вес мужчин пираха в среднем составляет 40 килограммов, а рост — 140 сантиметров). Посмотрев на то, как происходит обмен, он удалился в сельву и через некоторое время вернулся, неся в руках пару перьев попугая. В фактории на тот момент находилась делегация индейцев тупи, ожесточенно торговавшихся с миссионерами. Взяв одного из тупи в качестве переводчика, человечек кое-как объяснил, что в обмен на перья он хочет забрать все товары со склада. Индейца, конечно, подняли на смех. В другой раз дикарь принёс золотой самородок и предложил обменять его на… глоток «огненной воды», которая, как он видел, очень нравится тупи.
Но вообще пираха — редкие гости в факториях. Они предпочитают замкнутый образ жизни и стараются свести к минимуму даже общение с другими индейцами. Они не агрессивны, не испытывают к другим людям ненависти. Пираха просто неинтересно общаться с теми, у кого «мозги набекрень». Они абсолютно самодостаточны.
Именно благодаря тому, что у пираха совершенно непостижимая система ценностей и представлений о жизни, белому человеку трудно найти с ними точки соприкосновения. Как можно общаться с индейцем, который не знает счёта, письменности, отрицает само понятие истории, не ведает чувства стыда? Например, все тот же Дэниел Эверетт через несколько лет жизни в деревне, кое-как освоив язык пираха, пытался говорить с ними о Христе. Индейцы задумчиво кивали, а потом задавали вопрос:
— А ты видел этого человека, которого прибили гвоздями?
Услышав отрицательный ответ, пираха спрашивали:
— Может, ты знаешь кого-то, кто видел, как мучили этого человека?
Эверетт вынужден был признаться, что это было слишком давно. Пираха лишь посмеялись над ним:
— Как человек может рассуждать о том, чего не видел?
Вся история племени — это воспоминания самого старого человека в деревне. Всё, что было до него, по понятиям индейцев, не существовало.
При этом Эверетт вспоминает, как однажды вся деревня сбежалась на берег реки и оживлённо с кем-то общалась. Когда миссионер подошёл, он увидел, что индейцы обступили небольшой участок песчаного пляжа и разговаривают с пустотой.
— Что вы делаете? — удивился Дэниел.
— Общаемся с духом леса, который заглянул к нам в гости, — ответила одна из женщин.
— Но я никого не вижу! Вы говорите с пустотой! — воскликнул миссионер.
Индейцы переглянулись.
— Что взять с «мозги набекрень», — вздохнул какой-то старик и терпеливо, как младенцу, пояснил: — Это дух леса, который пришёл именно к пираха. Ты не дитя леса и поэтому его не видишь. Если духам что-то понадобится, они явятся и тебе.
Без времени и стыда
Пираха живут сегодняшним днём. Они не знают, что такое заготовление пищи впрок. Лишь женщины сажают на крошечных участках возле хижин немного зелени. А так — проголодался, взял лук и пошёл в сельву. Подстрелил кого-то — вот и пища. А не повезло — ничего страшного. Даже если охота прошла удачно, пираха запросто может отдать дичь соседу, а сам устроить себе разгрузочный день.На границе Перу и Бразилии в тропических лесах Амазонки в полной изоляции от современной цивилизации живут около пятидесяти различных племён, сохранивших самобытный жизненный уклад предков.Индейцы искренне считают, что много есть — это плохо. Эверетт вспоминает, что когда пираха видели, что миссионер принимает пищу три раза вдень, они пытались остановить его:
— Что ты делаешь? Ты же умрёшь!
Весьма необычны и семейные ценности пираха. Иногда пары сходятся и живут вместе. Но в любую секунду, если супругов что-то не устраивает, они расходятся. Более того, не видят ничего страшного пираха и в измене. Если мужчине или женщине захотелось предаться любовной страсти с другим членом племени — никаких проблем. У пираха отсутствует чувство ревности.
Всё происходящее воспринимается как должное. Один ребёнок сломал ногу другому — нехорошо, но раз так случилось, значит, так должно быть. Никто его ругать не будет. Не может женщина разрешиться от бремени и три дня оглашает окрестности ужасными воплями — значит, не хочет рожать. Умрёт — просто одним духом леса станет больше. Кстати, пираха очень боятся сельвы — именно из-за духов предков, которые, по их мнению, иногда могут быть агрессивными. Даже на охоту они собираются со словами: «Пойду немного побоюсь и добуду пищу». Но при том — удивительное дело! — считают страх отчасти приятным: это тоже естественная эмоция, а всё, что естественно, то не безобразно.
Чувство стыда индейцам неведомо. Они считают совершенно нормальным справить нужду на глазах у соплеменников. Одежду пираха не носят, хотя когда миссионеры подарили им шорты, некоторое время таскали их — понравилась расцветка. Но потом решили, что это неудобно, и выбросили их в реку.
Любой, даже самый примитивный народ умеет считать хотя бы до двух. Любой, кроме пираха. Эти индейцы вообще не знают счёта! Покажи им один палец и два — пираха не увидят разницы. Это постоянно ставило в тупик миссионеров, пытающихся рассказать индейцам о внешнем мире. Попробуй объясни, что на Земле живут миллиарды людей. Для пираха один член племени — это «мало». Все племя — «много». И семь миллиардов — тоже «много». Разницы они не видят. Кроме того, в отличие от большинства дикарей, пираха абсолютно чужды даже самого примитивного искусства — никаких узоров на теле или колец в носу и ушах. В своё время миссионеры пытались всучить им дешёвые стеклянные бусы — этот трюк хорошо работал с другими племенами. Но пираха так и не поняли «красоты» побрякушек.
Наверное, именно благодаря полному примитивизму мировоззрения пираха сумели сохранить свою самобытность. Другие племена, обитающие в этих местах (в том числе и ближайшие соседи — тупи), по большей части «цивилизовались», приняли ценности белых людей и окрестились.
Сон — это смерть
Про пираха никто никогда не скажет: «Враги застали спящую деревню врасплох». И не только потому, что племя ни с кем не враждует и находится под защитой правительства Бразилии. Дело в том, что у пираха нет привычного большинству людей ритма жизни: днём — работа, ночью — сон. Индейцы просто боятся долго спать! Они считают, что сон — это маленькая смерть, и каждый раз человек пробуждается немного другим. Некоторые исследователи считают, что пираха никогда не спят. Это не так: периодически они позволяют себе подремать — минут 15 или полчаса. Причём делают это там, где их застал приступ сонливости, — на берегу реки, прислонившись к стенке хижины. Немного отдохнув, пираха вновь принимаются за повседневные дела: могут сходить поохотиться, предаться любовной страсти, подразнить собак, поиграть с детьми — все это для них вещи одного порядка. Кстати, у детей пираха вообще нет игрушек. Когда Дэниел Эверетт мастерил им кукол или машинки, пираха отказывались брать подарки, не понимая, зачем нужны игрушки.
Даже небольшие перерывы на сон всё-таки постепенно убивают сущность человека, считают пираха. Поэтому каждые 6-8 лет необходимо «обновляться», то есть брать новое имя. Многие годы спустя такой чести удостоился и Эверетт, которого пираха постепенно перестали считать человеком с «мозгами набекрень». Вернувшись в лоно цивилизации, Ксооигаи (так звали Дэниела индейцы) написал в своей книге, рассказывая о странных обычаях племени: «Пираха — самый счастливый народ на Земле. Только многие годы спустя я понял, что не они должны учиться у нас, а мы — у них». К слову, Эверетт, отправлявшийся в Бразилию нести слово Божье, через несколько лет стал заядлым атеистом. Перевоспитался…




Баяны
311K пост15K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.