НЕ мое. Одна из хлестких рецензий/отзывов.

Третьего дня набежал на пресс-показ народного фильма «28 панфиловцев». Для тех, кто не умеет прочесть более трех строчек за один присест, сообщаю телеграфным методом: народный фильм «28 панфиловцев» - лучшее, что было снято в России за последние 25 лет. Его даже сравнивать не с чем, отрыв от ЛЮБОГО российского фильма – колоссален по всем параметрам. «Иди и смотри», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину», и теперь - «28 панфиловцев». Эталон батального кинематографа, образец, который будут изучать и заучивать в киношколах. Далее – очень подробный обзор. Внимание: во время артобстрела эта сторона моей стены особенно опасна, просьба соблюдать осторожность.



Тут ведь как получилось. После развала Союза российский кинематограф облепила куча жирных мясных мух, которая раз за разом терзала безмолвствующий народ кошмарными гомункулами, в которых лишь маститый биолог мог бы опознать то, что до вивисекции называлось любимым этим самым народом жанром «фильмов про Войну». штрафбат, сволочи, 4 дня в мае, апостол, последний бронепоезд, сталинград - имя им легион, этим трескающимся от ненависти к исторической памяти кадаврам. Венчал эту кучу дизентерийного дерьма настоящий копролит, истинная глыба издевательства даже не над историей, а над здравым смыслом и кинематографом как таковым – упыриная дилогия утомленные солнцем – 2. Дубина антинародной войны, воздетая раздувшимися глистами, методично гвоздила по лбу оглушенное, потерявшееся общество, в жуткой уверенности – «эти – сожрут все». Самое страшное, что каждый из гвоздей, которым приколачивали народ даже не к кресту, но к дверце сортира в тифозном бараке, был до последней копейки оплачен все тем же самым распинаемым народом: все до единого кадавры оплачивались напрямую Минкультом и Фондом кино, либо госбанками. Присосавшиеся клещи знали все входы и выходы в Тусовке, потому упивались безнаказанностью и соревновались, кто смачнее харкнет в рожу простонародной Дуньке. Такого сюра не могло быть даже в Китае эпохи Опиумных войн, и именно это происходило со всеми нами еще вчера.


Но, как сказал один мудрый человек: «Вы можете обманывать некоторых все время. Вы можете обманывать некоторое время всех. Но никто не сможет обманывать все время – всех». В переводе на язык родных осин: «Ты можешь плюнуть в коллектив – и коллектив утрется. Но если коллектив плюнет в тебя – ты утонешь». И вот гнивший долгое время народный организм начал выделять антитела.



Первым таким лейкоцитом стал Владимир Мединский. При всей его неоднозначности как министра, общественного деятеля, и просто гражданина, одно он сделать смог точно – вычистить авгиев свинарник, которым стало министерство культуры при недоброй памяти Швыдком. Финансирование русофобских агиток прекратилось, испражняться в череп зрителям стало не на что. «Я без пропитания оставаться не могу. Где ж я буду харчеваться то?» - толклись в приемной минкульта растерянные паразиты. Случилось страшное: принадлежность к Тусовке более не гарантировала свободного доступа к окошечку в государственной кассе, откуда еще вчера покорно выкладывали пачки этих гнусных русских рублей; на киноэкраны и театральные подмостки со скрипом подопустился изрядно проржавевший жестяной (какой там железный?) занавес. Ощущения, испытанные при этом Тусовкой, можно понять, мысленно поставив себя в тараканью колонию, комфортно обсевшую плинтусы бывшей коммуналки в джентрифицируемой промзоне, расселенной и выкупленной новыми хозяевами. Залитая модным инсектицидом колония мечется, не в силах постичь простой закон (глобальной эсхатологии для них, и обычного домохозяйства для нас): дом – он для людей. А тараканов в нем лишь терпят.



Но народ лишь тогда обретает право называться народом, когда он действует сам, а не по указке барина в Петербурге. «Критикуя – предлагай». И вторым иммуноглобулином стал некий Андрей Шальопа.



Я, честно, узнал кто он такой, прочитав статью в Википедии перед пресс-показом. Полуартхаусный проект «Поймать ведьму» и сценарии к таким «известным» сериалам как «Сквот», «Любовь и 1000 мелочей», «Рыжая», «Слово женщине» и «Черкизона. Одноразовые люди» - скопировал с Вики, ни одно из названий не говорит мне ничего. Самое забавное, что к последнему то я как раз имел самое непосредственное, хоть и опосредованное отношение – снимался там в массовке в роли китайского челночника. Это была моя вторая незабываемая роль в длинной череде безымянных и бессловесных северокорейских сержантов, южнокорейских туристов, казахских бандитов, японских поваров, ненецких оленеводов и татаро-монгольских поработителей (азиатскую массовку в российском кинопроизводстве традиционно набирают по принципу горящего дурдома).



Так вот, Шальопа сделал первым шаг, который и вроде бы очевидный, но до которого не мог, не верил или боялся допетрить любой другой – он обратился к народу. «Это будет фильм о советских героях. Мы расскажем о битве возле разъезда Дубосеково которая вошла в историю как подвиг 28-и панфиловцев» - сказал никому неизвестный ленинградец Андрей Шальопа. И столь велика была магия простых слов «советских героев - 28 панфиловцев», что замурзанный, измаявшийся народ вмиг накидал вместо запрашиваемых трехсот тысяч – три миллиона сто девяносто тысяч девятьсот девяносто четыре рубля. И накидал бы больше, да автор прекратил сбор, сказав, что для начала этого хватит. С гордостью скажу, что мои полторы тысячи звякнули в общем котле когда он был наполнен где-то на полсотни с хвостиком. Всего фильм поддержали рублем более 35000 человек, нигде, никогда и ни у кого ранее в России такой поддержки не было. Это уже потом проект поддержал тот самый Мединский (на 30 млн руб), Казахстан (на 80 млн тенге) и игростудия Гайдзин (деньги и самое ценное – техническая поддержка). А в начале … а в начале были три миллиона сто девяносто тысяч девятьсот девяносто четыре народных рубля.



И вот Шальопа приступил к работе. И тут началось совершенно неожиданное. Потрясающий камин-аут с выходом из-за печки исполнила та часть военно-исторических юбителей, которую в народе нежно называют «заклепочники». Обитатели мягких диванов в теплых квартирах, не бывавшие не то что на войне или хотя бы в армии, а вообще за пределами условного мкада, заклепочники начали массово, что твои лемминги, умирать в борьбе за обливание панфиловцев тоннами грязи. «Панфиловцев не было! Главпуровский некрокульт! Немцы прошли дивизию панфилова как моча сквозь снег! 28 гранитных дубосеков! 27 друзей Добробабина! (добробабин – солдат 4 роты, попавший в плен, ставший полицаем и после войны за это осужденный). Снимут говно! Долго снимают! Ха-ха-ха, вот вас, дураков, натянули, ха-ха-ха!»


На каждый вопрос изумленной публики «как вы можете судить фильм, который еще не снят?» следовал визг, резко переходящий в ультразвук, стойка на голове и неумелое жонглирование ведром фекалий. «Петя, проснись, ты срешься. – А я и не сплю» - краткое содержание любого диалога с панфиловце-хейтерами. Самое парадоксальное, что те же самые юбители сдержанно хвалили бондарчуковский «стэлингрэйд» и эйеровскую «Ярость». Первый – «ну да, так то говно, но вот чувствуете сандаловые нотки и легкий аромат гаванской сигары, до прохождения через кишечник это был гратен дофинуа, вы согласны со мной, мэтр?» и мэтр такой в полной симфонии подхватывает – «да-да, коллега, я вот еще чувствую оттенок каленого ореха и, пожалуй, корицы. А давайте еще мочи выпьем, она из Божоле 1982 года, это был очень хороший год». Как два полухория в античной опере. Второй – «ну да, как будто неправду сняли по мемуарам то, НО ВЕДЬ МОГЛО ЖЕ ТАКОЕ БЫТЬ! ВЕДЬ МОГЛО ЖЕ! ХА! ХА! ХА! Фильм то - не документальный! А вы считайте себе что проклятые пиндосы не умеют воевать без кока-колы».


Бог им судья. А лучшее наказание – народный фильм «28 панфиловцев» они не посмотрят. Впрочем, допускаю, что все же посмотрят, а потом, давясь ненавистью и бодая мониторы толоконными лбами, будут придираться к каждой заклепке. Впрочем, обосрутся (как обычно) – консультантами, помимо Гайдзин (самой снявшей кучу великолепных короткометражек для игры War Thunder), выступили грамотные специалисты, в том числе наш заслуженный земляк Баир Иринчеев (в титрах упомянутый аж дважды).



И вот фильм снят. Что выдал Шальопа и съемочная группа?



Сюжет:



Это фильм о войне и военных. Там нет страстей, соплей, любовных сцен, истерик, флэшбэков, потерь памяти, расставаний и встреч и снова расставаний. Нет изнасилований, группового секса, грабежей, мародерства, пьянок, трудного пути становления личности, легкого пути ломки личности, умильных рассказов о довоенной жизни с показом фотографий, совместных готовок пищи и поиска еды. Нет расстрелов по делу и без дела, нет трибуналов и штрафбатов. Нет нквдшников, зэков, попов, власовцев, генералов, князей Оболенских. Нет идиотских диалогов, написанных дрессированными ламантинами. В общем, нет всей той подсознательной шняги, которую обычно вываливают на нас под видом фильмов про войну. Отсутствуют Коммунистическая партия, Сталин и Жуков, вообще, как явление объективной действительности, даже в виде пробитого на груди партбилета и портрета на стене (что на мой коммуняцкий взгляд скорее минус). Фильм старательно выхолощен.


Все это сделано только и исключительно для того, что сфокусировать внимание зрителя на одном – как люди делают войну.


Солдаты дивизии Панфилова тут – не герои, умирающие за Родину, бросающиеся под танк с последней гранатой. Акцента на героизме нет вообще, от слова «совсем». Каждый солдат тут – рабочий, профессия которого - война. Русский, украинец, казах, киргиз (дивизия формировалась в Алмате) - все занимаются тяжкой и трудной военной работой.


Но, уйдя от традиций советского батального кинематографа, Шальопа не скатился в ган-порно сержанта Хартманна. Красная Армия в фильме – корпорация, все департаменты которой действуют по единому строгому протоколу. Солдаты изучают силуэты вражеской бронетехники и ее уязвимые места под руководством обстрелянного офицера. Ведут шанцевые работы (именно так, а не просто окапываются) по Уставу и собственному опыту, с секторами обстрела, запасными и ложными позициями. Политрук ведет политзанятия. Командиры бдят дисциплину. Санчасть эвакуирует раненых


Дивизия помогает заградительным гаубичным огнем. Все при деле. Весь тот огромный и на первый взгляд нелепый диплодок – армия функционирует как часы.



В центре внимания – 4 рота, та, что и приняла бой в районе разъезда Дубосеково. Собственно действие занимает два дня. Первый – рота в тылу, до получения боевого приказа. Показаны основные персонажи, дается вводная информация. Второй – бой, с рассвета и первого артобстрела и до заката, когда немногие выжившие смотрят на отступающих немцев. Задание выполнено, потерь есть.



Персонажей много, и показаны они не то чтобы схематично, скорее равномерно. Есть командир роты – настоящий русский офицер, военная косточка (сыгран самим Шальопой). Каждую минуту использует для натаскивания личного состава. Есть командир противотанковой батареи – то же самое, что комроты. Есть старшина - украинец, тот самый, что «Спокойно жгем танки», и на котором почему-то висит вся воспитательная работа. Есть политрук Клочков. Есть три бронебойщика-казаха, спокойно и уверенно обращающихся со сложной техникой. Есть православный, из «бывших». И есть пулеметчик, на котором висит пожалуй лучшая сцена фильма - я орал бы в голос, кабы дыхание не перехватило, так отлично сняли. В принципе, станкач с водяным охлаждением на неокопанную пехоту с двухсот метров так и действует, да.


Диалоги в кои-то веки написаны не испуганными институтками и не приблатненной швалью. Диалоги – на нормальном русском языке, без анахронизмов и потуг под просторечный говор. Произносятся нормальными людьми, без дизлексии, эпилепсии и диареи.


Сюжет – отличный. Десять баллов по пятибалльной шкале.



Актерская игра:



Слава Богу, Шальопа не стал задействовать одни и те же остобрыдевшие рожи, уже замумифицировавшиеся на экранах. Из известных ширнармассам – только Амаду Мамадаков (кстати, игравшем в одном из крайне немногих хороших российских фильмов про войну – «Звезда»). Все остальные – дебютанты. И это хорошо. Смотришь на персонажа – и видишь политрука Клочкова, а не мерзликина или куценко.


Какой-то особой игры на разрыв нет, и я уже объяснял почему – сложно играть на разрыв фрезеровщика 6 разряда, ну или в контексте фильма – второго номера расчета ПТР. Люди работу работают, что там играть.


Актерская игра – пять баллов по пятибалльной.



Звук:



О, это в прямом смысле – отдельная песня. Такого охеренного звука я в российском кино еще не встречал. Фильм то – про войну, то есть пушки бухают, танки рычат, пулеметы рокочут. Взрывы там всякие опять же. Пробирает до костей (ну тут конечно надо сказать спасибо кинотеатру Октябрь, его собственно именно поэтому и выбрали для пресс-показа, как лучший долби в Москве).


Со взрывами то понятно, это сложно, но можно. А вот музыкальное сопровождение – с этим традиционно все плохо было. Ну там репер какой-нибудь промямлит чего-нибудь, попса какая-нибудь прокукарекает, в лучшем случае группу Любэ привлекут. Не Таривердиев ни разу.


Но не в этот раз. Шальопа расстарался и вытащил некоего Михаила Костылева, который взял и написал несколько отличных тем. Темы записали с симфоническим оркестром – очередная революция в российском кинематографе. «А что, так можно было?». В результате получился если не Рамин Джавади или Джон Уильямс, то что-то очень близкое по духу.


Звуку – пятнадцать баллов.



Заклепки:



Я в танчики не играю и не клею, поэтому достоверность показанной техники засвидетельствовать не могу. На мой слабо искушенный взгляд – все норм (тем более что там Гайдзин участвовала, она то в танчики не играет, она их делает). Порадовало, что красноармейцы в фильме вооружены не только трехлинейками с игольчатым штыком (штыки там вообще не показывают практически) и ППШ, но и чуть ли не впервые на экране – СВТ в массовом порядке, и даже такой экзотикой как ППД-40.


Забавно, но к реквизиту здесь можно отнести немцев, ибо они тут безлики в прямом смысле - пехота поголовно кутает лица в подшлемники и шарфы, танкисты показаны с затылка. Никаких автоматчиков с закатанными рукавами, никаких мотоциклистов с губными гармошками. Аморфная, слепая, накатывающаяся на экран в реве танковых движков и сизых клубах выхлопов стая саранчи. Офигенное решение.


И да, нет никакого гуро. Стандартных для западного военного кинематографа «кровищи, грязищи и говнища» вообще очень мало.



Заклепки – десять баллов.



После показа была пресс-конференция. Участвовал сам Шальопа, кто-то из продюсеров и несколько актеров. Журналисты задавали жуткие вопросы: «Как вам Москва и русские девушки?», «Сколько был бюджет фильма?» и все в таком посконно ламерском духе. Порадовало, что Шальопа отдувался не один, остальные, очевидно болея за фильм, отвечали долго и обстоятельно. Естественно, не обошлось без фриканутого старикашки, но если такие обычно топят за Сталина, то этот был послом секты заклепочников-юбителей, сначала бухнул, что «всем известно, что 28 панфиловцев не было», затем прокурлыкал, что таких панфиловцев как в фильме, сотонинское НКВД непременно бы расстреляло. Я спросил про композитора (ответ в тексте) и про перспективы международного проката - в России то взялся прокатывать Юниверсал, а это хороший признак. Ответ был, что пока рано загадывать, но переговоры ведутся, хотя вообще на Западе такое не востребовано.



Резюмируя:


Лучший фильм, снятый в России за 25 лет. В прокат выходит 24 ноября. Идти самому, брать друзей, подруг, детей, родителей и домашних животных. Такое пропустить нельзя.



Напоследок, полезные ссылки:


Группа фильма в ВК - https://vk.com/kino28panfilovcev


Один из роликов Гайдзин (густо оплеванный сектой заклепочников) - https://www.youtube.com/watch?v=0-J5Vg0SxLc


Страница проекта на краудфандинговой платформе http://boomstarter.ru/projects/36881/28_panfilovtsev


Автор: https://vk.com/hangazheev

НЕ мое. Одна из хлестких рецензий/отзывов. Не мое, Рецензия, 28 панфиловцев, Народное кино, Подвиг, История, Герои, Подвиг был, Длиннопост
НЕ мое. Одна из хлестких рецензий/отзывов. Не мое, Рецензия, 28 панфиловцев, Народное кино, Подвиг, История, Герои, Подвиг был, Длиннопост
НЕ мое. Одна из хлестких рецензий/отзывов. Не мое, Рецензия, 28 панфиловцев, Народное кино, Подвиг, История, Герои, Подвиг был, Длиннопост
НЕ мое. Одна из хлестких рецензий/отзывов. Не мое, Рецензия, 28 панфиловцев, Народное кино, Подвиг, История, Герои, Подвиг был, Длиннопост