Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2

Поводом взяться за перо клавиатуру стал комментарий @KXAJI:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Если кто не знает, коловратом родноверы называют вот такую вариацию на тему свастики:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

История и символизм свастики выходит за пределы моей компетенции, поэтому пост посвящён не знаку, а самому слову: правда ли, что древние славяне называли свастику коловратом?


Начну, как обычно, издалека. Фундаментом современного сравнительно-исторического языкознания является историческая фонетика, ключевым понятием которой, в свою очередь, являются регулярные фонетические соответствия. Год назад я об этом уже писал, однако нелишним будет повторить.
Праславянская группа CorC (где C – любой согласный) отразилась в чешском, польском и русском по-разному (для краткости даю лишь несколько примеров):

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Нарушения этого соответствия позволяют нам отлавливать заимствования, например, в русском из церковнославянского:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Но вернёмся к нашему коловрату. В чешском есть слово kolovrat «прялка», а в польском – kołowt «лебёдка, ворот; прялка». Если мы впишем их в первую таблицу, то будем вправе ожидать, что в третьем столбике будет форма коловорот. И такое слово в русском действительно есть, это ручной бур:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

В других славянских языках мы можем найти массу родственных форм, обозначающих в первую очередь инструменты с вращающимися частями, что позволяет нам реконструировать праславянское слово *kolovortъ (см. Этимологический словарь славянских языков, том 10, страница 149). Это прозрачное сложение двух корней: *kolo «колесо, круг» и *vьrtěti «вертеть». Совершенно аналогично устроено слово круговорот.


В русском этот *kolovortъ закономерно дал коловорот, а коловрат из него получился в чешском, словацком и всех южнославянских языках. Как несложно догадаться, в русском форма коловрат – церковнославянизм и это соответствие можно вписать во вторую таблицу. Если честно, меня восхищает ирония ситуации: свой главный символ родноверы, ненавидящие христианство, обозвали церковнославянским словом.


Но, может, коловорот – это инструмент только сейчас, а раньше было иначе? Давайте разбираться. Существует два современных словаря древнерусского языка:

- Словарь древнерусского языка XI-XIV веков (1988-, вышло 9 томов, до словарной статьи ражьзизаемъ);
- Словарь русского языка XI-XVII веков (1975-, вышло 30 томов, до словарной статьи уберечися).

В обоих есть коловоротъ. Это слово фиксируется в двух значениях:1. некое орудие пытки;
2. ворот арбалета (контекст: самострѣлъ полоса стальная съ коловоротомъ).

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Никаких свастик. Ладно, а что насчёт церковнославянизма коловратъ? Оно также засвидетельствовано в двух значениях:

1. круговорот, круговое движение;
2. некое орудие пытки.

Если с орудием пытки всё понятно, то, может, первое значение – это именно то, что мы ищем? Контекст приводится из Геннадиевской Библии (1499 год). Вторая книга Ездры, 4, 34 (титла, к сожалению, выбрасываю):

И быстро течение слнчьное обратить въ коловратъ нбо въ мѣсто свое въ единъ днь.


Казалось бы, вот оно: солнце и коловрат в одном предложении. Шах и мат, скептики! Но давайте присмотримся к этому контексту внимательнее. В греческом тексте, с которого переводили Геннадиевскую Библию стоит: ἐν τῷ κύκλῳ, то есть «по кругу».


В Синодальном переводе:

и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место
Итак, здесь коловратъ обозначает круг, круговорот, круговое движение. В похожем контексте встречается производное от него прилагательное коловратный. Новгородская вторая летопись сообщает нам, что «Генадей архиепископъ <...> состави ключь коловратный на 500 лѣтъ и на 33». Речь идёт о пасхалии – таблице расчёта дат Пасхи.


Таким образом, коловратъ в древнерусском не являлось обозначением Солнца или его символом. Однако, может, нужное значение было в памятниках, но просто не попало в словари? Это крайне маловероятно. Повторю то, что я уже писал о том, как такие словари создаются. Максимально широкий круг письменных памятников расписывается на карточки, на основе которых потом и формируются словарные статьи. То есть, если бы хоть раз, хоть в одном тексте слово коловратъ обозначало бы свастику, такой контекст бы выписали на отдельную карточку, а потом в словаре указали как отдельное значение.


Зато мне удалось обнаружить в словарях следующее слово:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Ладно, но ведь может быть и такое, что по чистой случайности, коловрат-свастика просто не попал в древнерусские памятники. Может, он тогда сохранился в диалектах? Откроем Словарь русских народных говоров (том 14, страница 151). Там обнаруживаются формы кóловорот, коловорóт, кóловрат и коловрáт. Имеют они следующие значения:

1. Ворота, калитка;

2. Водоворот;

3. Извилина реки;

4. Непостоянный человек;

5. Растение Euphorbia Lathyris L.;

6. Ручное сверло;

7. Ворот для подъёма грузов;

8. Квадрат.


Свастики снова нет.


Коротко резюмирую:

1. Науке неизвестно, чтобы славяне называли свастику коловратом. Хотя потомки праславянского слова *kolovortъ известны всем славянским языкам, обозначают они разные виды инструментов с вращающимися частями (прялка, дрель, ворот и т.д.) либо водоворот, круговорот и тому подобное.

2. Русский потомок формы *kolovortъ – это коловорот. Коловрат – это церковнославянское заимствование, которое на Руси ожидаемым образом впервые фиксируется в церковнославянском переводе Библии.

3. Коловрат как обозначение свастики – очередной новодел, стоящий в одном ряду с карачуном, бером, комами и Ра. К Солнцу он имеет такое же отношение, как и коловратки. Какой логикой при этом руководствовались родноверы, сложно сказать. Возможно, скрестили солнцеворот и колесо как символ Солнца.


Всё это делает ещё более забавными родноверческие вопли о том, что жыды переписывают историю:

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2 Занудная лингвистика, Лингвистика, Лингвофрики, Длиннопост, Коловрат

Как показывает практика, это лишь проецирование собственных хотелок, поскольку теми, кто на самом деле хотел бы переписать историю (пока, к счастью, безуспешно), оказываются именно родноверы.
P.S. А вот в том, что слово коловрат могло служить в качестве прозвища, а затем и фамилии, сомнений, кажется, нет. В этом нас убеждает не только Евпатий Коловрат, но и московский послух Иван Коловратов (1643 год; Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен, страница 580). Другое дело, что это прозвище никак не связано с Солнцем, а происходит либо от названия инструмента, либо от более позднего значения «непостоянный человек».


P.P.S. В комментариях к прошлому посту меня упрекнули в том, что я несправедлив к родноверам. Мол, не надо обобщать, не все они фрики и выдумщики. Признаться честно, мне ещё не попадались родноверы, которые бы пытались изучать историю как она есть, без фантазирования и подлогов. Ведь основная масса народа идёт в родноверчество не за тем, чтобы изучать историю, мифологию и язык по-настоящему. Реальная история, с болью и кровью, поражениями и несправедливостью, неприглядным бытом и болезнями не даёт этим людям того, чего они так жаждут: благостной картинки, где мудрые предки живут в ладе и гармонии, всех побеждают, ездят на мамонтах и летают на Солнце. Однако я допускаю, что есть среди них (родноверов, не мамонтов) и те, кто против фальсификации. Но поскольку я не располагаю терминологией, которая бы позволила бы отличать хороших родноверов от плохих родноверов-коловертцев, оставляю за собой право на некоторое обобщение.

Наука | Научпоп

7.7K поста78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я считаю себя современным язычником и интересуюсь историей и мифологией. Нитакойкаквсе, да) Увы, информации, помимо ахинеи, очень мало, вернее, она тонет среди бредней, которые почему-то более популярны. Благодарю автора поста за убедительные и развёрнутые тексты, полагаю, многих вернёт на истинный путь. Только да, ещё момент насчёт родноверов - мало кто из тех, кто как минимум, читал Рыбакова, немного былин и сказок, назовёт себя словом "родновер". Но все же не гребите всех под одну гребёнку, среди откровенных глупцов и вредителей могут найтись те, кто пострадал от засилья трехлебовщины
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Приятно слышать столь разумные и взвешенные слова. Насчет не грести под одну гребенку тоже подумаю, но как я уже указал в посте, нет общепринятой терминологии, которая бы позволила отличить адекватных язычников от коловертцев.
раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий
О да, с терминологией беда... Славоверы, роднославы, староверы (нет, не православные дониконовского раскола, именно неоязычники, именуемые себя так) кого только нет. Ну что поделать, адекватным людям по большому счёту пофигу, хоть горшком назови. А родноверы да, на фоне всего мракобесия своё название низвели до ругательного. Их стараниями, у многих язычник ассоциируется именно с Задорновым, зигами, Ахиневичем и лингвофричеством. Кстати, сам был на скользкой тропе словоблудства, но вовремя попались лекции Зализняка, замечательный дядька. А про крамолу и радугу чуял подвох, но сам разобраться не мог, благодарю вас за познавательные посты! Ждём новых!
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Хех, Ваш комментарий нужно показывать всем, кто заявляет, что популяризаторская деятельность всё равно никого не переубедит. Спасибо:)

Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, какого вы мнения о Прозорове? Наверняка слыхали. Вроде как с историческим образованием, да и по манере изложения мыслей не восторженный дурачок. Но что-то его авторитет среди скорбных критическим умом подозрительно высок...
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот этот: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прозоров,_Лев_Рудольфович ?

Признаться честно, как-то прошёл мимо меня. Конечно, надо разбираться, но уже то, что о нём написано в ВП не позволяет считает его заслуживающим доверия.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, именно он. Странный тип, хотя вроде лютого бреда не несёт (окромя того, что поддерживает существование Велесовой книги, хотя насчёт неё давно вопрос закрыт)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну Вы же сами понимаете, что если человек выступает за подлинность Велесовой книги, то это это означает, что он полностью некомпетентен.

Автор поста оценил этот комментарий
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как с вами можно связаться, интересует один вопрос по вашей части) Самостоятельно разобраться не представляется возможным, нужно мнение специалиста)
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Если это не что-то секретное, то можете прямо тут написать.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Простите, что долго отвечал) Заинтересовался следующей игрой слов: кровь и кров. Изначально был спор о происхождении слова "сокровище". От "сокрыто" или "со кровью"? Гуглинг привел к тому ,что корни этих слов разные, но все-равно они очень созвучны ("кры" и "крыть"). Как считаете, слова разнокоренные все же? Притягивать за уши не хочется (читал даже о том, что якобы "кровные родственники - это живущие пол одним кровом", но чет подозрительно, не верится), хочется компетентного мнения, в чем уповаю на вас.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Чистой воды совпадение. А в созвучии нет ничего удивительного - "к", "р" и "у" - очень частотные звуки в праславянском и праиндоевропейском.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Благодарю! :)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку