Как я спасла свою дочь. Дважды.
Так случилось, что я два раза спасала жизнь своей дочери. И оба раза с помощью приёма Геймлиха. Приём несложный, и мне кажется, что знание о нём не помешает никому. Из Википедии:
Геймлих изобрел методику спасения человека, погибающего от удушья из-за попадания в горло инородного предмета. Статью с описанием своей методики спасения человека, погибающего от удушья, впервые опубликовал в 1974 году, и уже в следующем году она была принята как стандартная методика Американской ассоциацией врачей неотложной помощи. Согласно методу, человек, оказывающий помощь, должен встать за спиной пострадавшего, затем сжать одну руку в кулак и положить её на живот тому, кто в тот момент задыхается. Ладонь другой руки кладётся поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливается в живот. Благодаря этому у человека восстанавливается дыхание.
А теперь две истории, которые произошли, когда моей дочери было около 6 лет.
История первая. Леденец.
Летним жарким днём мы решили прогуляться по городу тесной компанией: я с дочерью и моя мама. Где-то в середине прогулки дочери были куплены леденцы типа таких:
И она их потихоньку по пути грызла. Погуляли, зашли в магазин. Там дочь уговорила отпустить её на улицу, пока мы на кассе стоим, ибо в магазине жарко и тесно. Ну ок, площадка перед магазином хорошо просматривается изнутри, огорожена, машин нет. Помогаю маме складывать покупки, сама краем глаза смотрю, как мой ребёнок перед магазином скачет. Выходим. И тут я сначала не поняла. Дочь стоит спиной ко мне, нагнувшись вперёд, будто что-то увидела на земле. За городским шумом я не сразу услышала хрип, а услышала только когда подошла поближе. Подхожу и вижу, что мой ребёнок задыхается. Лицо красное, пытается воздух вдохнуть, но не получается. Сразу мысль: "Подавилась конфетой!". Что делать?
Тут нужно сделать лирическое отступление. Я - поклонница творчества Стивена Кинга. И имею привычку перечитывать понравившиеся книги не по одному разу. И в одной из книг как раз описывался случай, как девушка подавилась куском гамбургера. И её спасли, приёмом Геймлиха. Она ещё потом на своего парня наехала, что он её по спине хлопал, дескать, такая тактика совсем не работает на подавившемся человеке. Книга эта - "Кристина", если кому интересно. Я хорошо помню, как в эпоху "до интернета" так заинтересовалась этим приёмом, что нашла в энциклопедии его описание.
В общем, у меня в тот момент куча мыслей в голове: "Блин, как же там было? Как это правильно делать? Куда давить?". Паники не было, наоборот - собранность какая-то появилась. Всё ещё не совсем уверенная в своих действиях (а делать что-то надо, время идёт), я разворачиваю дочь спиной к себе, чуть нагибаю, одну руку в кулак прикладываю ей ниже рёбер, вторую руку поверх кулака, надавила и резкое движение вверх. Сработало! Треклятый леденец вылетел у неё изо рта, как из пушки.
Это всё произошло очень быстро, может даже меньше минуты заняло. Мама ещё сообразить ничего не успела, а я уже с дрожащими коленками на лавочку опускаюсь. А потом и у мамы коленки затряслись, когда я объяснила, что произошло. Позже выяснили, что дочь прыгала с леденцом во рту, и в какой-то момент он попал в горло, а потом: "Я хотела дышать, но у меня не получалось". Это была целиком моя ошибка, конечно. Не нужно было разрешать ей бегать и прыгать с конфетой во рту. И хвала богам, что всё обошлось.
История вторая. Сосиска.
Второй раз моя дочь "отличилась" немногим позже первого. Не совру, если скажу, что не прошло и трёх месяцев. В тот день мы пришли с прогулки со свежекупленной игрушкой. Ребёнку не терпелось поиграть, но я решила сперва её покормить. Еда нехитрая, но дочерью любимая - макароны с сосисками. Дочь села кушать, а мне позвонила мама. Я ушла в комнату, устроилась удобно на диванчике, сижу, болтаю. И тут слышу краем уха какой-то звук странный. Я на кухню. А там картина маслом: красное лицо, попытки вдохнуть. Блин, да что ж такое-то... "Мама, я перезвоню", дальше по отработанной схеме: разворот-нагнуть-кулак-надавить-вверх. И из ребёнка вылетает кусок сосиски. Дочь в рёв: испугалась, в памяти ещё свежи недавние события. Я же ей тогда всё объяснила, и о возможных последствиях тоже рассказала. В этот раз оказалось, что ей не терпелось с новой игрушкой поиграть, вот и решила побыстрее поесть, почти не жевала и глотала кусками.
После этих двух случаев у меня некоторое время наблюдалась паранойя. Я утром и вечером дочери напоминала правила: если у тебя еда во рту - не бегать, не прыгать, не разговаривать, не смеяться; хорошо жевать; не глотать твердую пищу кусками или большими порциями; не торопиться во время еды. Я достала воспитателей в садике, рассказывая им, что делать, если ребёнок подавился. Старалась не отходить от дочери во время еды, а если приходилось отойти, то постоянно прислушивалась. Время прошло, я успокоилась, но до сих пор периодически напоминаю дочери правила. Она уже школьница, а в школе на еду даётся ограниченное время. И я совсем не уверена, что в школьной столовой знают, что делать в таких ситуациях.
