0

Кабан: символ дьявола в Средние века

Римляне, кельты и германцы восхищались этим диким зверем и считали охоту на него почётным занятием. Но в Средние века кабан стал настоящим символом дьявола.

Почему же кабан стал дьявольским зверем в глазах охотников и средневековой церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, следует проследить всю эволюцию его образа в истории и культуре народов, населявших Западную Европу более двух тысячелетий назад.

Римские охотники считали кабана благородным и свирепым зверем, убить которого в пешем столкновении лицом к лицу считалось настоящим подвигом. Зверь всегда бился до конца, и для организации засады на него использовали собак и сети. Решающая битва с кабаном всегда проходила один на один. В то же время охота на оленя считалась не сильно престижным занятием.

Германцы видели в подобном процессе ритуал инициации: юноша после убийства дичи становился настоящим мужчиной, свободным воином. Страх, смешанный с чувством восхищения по отношению к грозному зверю, отразился и в германском лексиконе. Такие слова как Bär (медведь) и Eber (кабан) образованы от старого глагола bero, который означает «бить» или «сражаться». Кабан в культуре германцев оставался символом мужества, воинственности и отваги. Старшая Эдда напоминает нам о Сехримнире, мясом которого питались эйнхерии, а также о Хильдисвини — добром друге богини Фрейи.


Фрейя и Хильдисвини

Кельты наделяли этого зверя качествами настоящего доблестного мужа. К тому же, кабан — это дичь для высших эшелонов кельтского общества. Мифология рассказывает о погоне за белым вепрем, который уносит героев в потусторонний мир. Если медведь — символ светской власти и могущества, то кабан у кельтов является представителем духовного мира. Подобные сюжеты сохранились в английских и французских текстах XII-XIII столетий, которые были основаны на богатом материале кельтской

В охотничьих трактатах XIII-XIV веков кабан перестаёт быть «благородной дичью». Его место занимает олень, но тем не менее встречаются повествования, в которых фигурируют характеристики кабана как клыкастого, свирепого зверя, способного причинить немалый вред человеку. Потому как охота на оленя стала более доступной и развлекательной, столкновения с кабаном или медведем уходили на второй план. Да и в целом — оленя противопоставляли кабану. Он щетинист и обитает во тьме, безобразен и вспыльчив. Кабан неистов и вечно роет землю, ни минуты не обращая внимания на небеса. Его клыки торчат из пасти, он грязный и вечно роется в нечистотах. Лень кабана также делает его греховным созданием и слугой Сатаны.


Охота на оленя

Не стоит думать, что только созданные дворянами литературные штампы повлияли на падение престижа охоты на кабана и самого образа дикого зверя. Важно отметить ряд хозяйственных и экономических моментов. Уже к XIV столетию люди понимают, что содержание большой своры собак для травли кабана слишком дорого им обходится. К тому же собаки часто погибают после встречи со свирепым и неистовым зверем: их приходиться менять. Подобное обстоятельство не всегда благотворно влияет на финансовое состояние дворянского семейства. Постепенно охота на кабана превращается в бойню, в которой охотник ставит перед собой цель уничтожить как можно больше кабанов в лесу. Он портит виноградники, пахотные земли и сады — кабанов следует нещадно убивать.

Латинские авторы привели массу слов для описания кабана, а Отцы Церкви и вовсе решили записать этого зверя в дьявольскую тварь, приносящую вред человеку и его хозяйственной деятельности.


Ещё в XI столетии мыслитель Рабан Мавр решает закрепить за этим зверем инфернальное предназначение — он помещает его в дьявольский бестиарий. Храбрость и стойкость дикого кабана сменяется на слепоту и деструктивную жестокость. Далее добавляется нечистоплотность, похотливость, прожорливость, лень и пр. А после смерти французского короля Филиппа IV Красивого в результате столкновения с кабаном на охоте этот зверь стал настоящим воплощением зла. Целый букет приписанных ему пороков и грехов сделали кабана главным противником христианской веры и самого Христа.


Кабаны в бестиарии

В «Книгах о короле Модусе и королеве Рацио» Генриха де Феррьера кабану приписывают десять греховных качеств, которые по аналогии сопоставимы с характерными чертами Антихриста.

С подачи церковников и интеллектуальной элиты XIV-XV столетий образ кабана в европейской культуре перестал быть сакральным. Теперь это было смрадное и необузданное существо с пятаком и клыками, которое наводило ужас и страх на крестьян, обитающих рядом с охотничьими угодьями у дома.

Источник : https://diletant.media/articles/45284831/?utm_medium=kartote...

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества