История Папства (часть 4)
Тут мне бы хотелось упомянуть книгу, из которой учёные и получили всю информацию о ранних папах. Liber Pontificalis (Книга пап) — сборник деяний римских пап, начиная с апостола Петра. Разные версии Liber Pontificalis заканчивают изложение на разных папах. Самая ранняя версия (Catalogus Felicianus) создана в VI или VII веке и содержит информацию о папах до Феликса IV (526—530) включительно. Поздние версии доходят до Пия II (1458—1464).
Имя: Сикст IIДаты нахождения на посту: 30 августа 257 - 2 августа 258
Перед избранием Сикст жил в Испании. Став папой, он восстановил общение с Карфагенской церковью, которое было прервано его предшественником по вопросу о новацианской ереси
Правивший в то время император Валериан поначалу был достаточно терпим к христианам, но летом 257 г. он издал указ, согласно которому предписывалось всем епископам исполнять государственные обряды, не устраивать собраний и не посещать кладбища. В начале августа 258 г. вышел новый, более жестокий указ, согласно которому епископы, священники и дьяконы подлежали казни. 6 августа 258 г. христиане собрались на небольшом кладбище Претекстатус, находившимся слева от Аппиевой дороги, напротив кладбища Каллиста. Во время богослужения туда ворвались солдаты, схватили Сикста и отрубили ему голову.
Он принял мученическую смерть вместе с шестью диаконами — Януарием, Винсентом, Магном, Стефаном, Фелициссимом и Агапитом. Лаврентий Римский, его самый известный диякон, принял мученическую смерть 10 августа, через 3 дня после своего епископа, как и пророчествовал Сикст.
Имя: Дионисий
Даты нахождения на посту: 22 июля 259 - 26 декабря 268
Предположительно, родился в Великой Греции. Дионисий был избран папой в 259 году, после мученической смерти Сикста II в 258 году. Святой Престол оставался вакантным почти год из-за трудностей в избрании нового папы во время гонений против христиан. Когда преследования стали сходить на нет, Дионисий был провозглашен епископом Рима. Император Валериан I, инициировавший гонения, был взят в плен и убит царем Персии в 260 году. Новый император, Галлиен, издал указ о веротерпимости, восстановлении церквей и кладбищ, что привело к почти 40-летнему "Маленькому миру в Церкви".На долю нового Папы выпала задача реорганизации римской церкви, которая находилась в большом беспорядке. Из-за акций протеста верующих в Александрии он потребовал от епископа Дионисия Александрийского объяснений по поводу его учения о соотношении Бога и Логоса, который в итоге были предоставлены.
Дионисий оказывал материальную поддержку церквям Каппадокии, страдавшиx от набегов и разграбления готами, посылая им большие суммы денег. Он обличал савеллиан. Пользовался авторитетом и после смерти: упоминается в трудах Василия Великого, особо почитается орденом кармелитов.
Дионисий навел порядок в Церкви и добился мира между язычниками и христианами, который продлился до 303 года. Он умер 26 декабря 268 года.
Имя: Феликс I
Даты нахождения на посту: 5 января 269 - 30 декабря 274
Феликс был коренным римлянином. Феликс был избран папой 5 января 269 года, став преемником Дионисия, который умер 26 декабря 268.
Феликс был автором важного догматического письма о единстве личности Христа. Он получил помощь императора Аврелиана в урегулировании богословского спора с Павлом Самосатским, который был лишен епископства Антиохии собором епископов по обвинению в ереси, и его преемником Домном.
Liber Pontificalis приписывает Феликсу указ, что литургии надлежит проводить на могилах мучеников.
Имя: Евтихий
Даты нахождения на посту: 4 января 275 - 7 декабря 283
Сведений о нём очень мало, даже дата его правления является неопределенной. Liber Pontificalis указывает период правления Евтихия царствование, продолжительностью в 8 лет и 11 месяцев, с 275 по 283 год. Евсевий Кесарийский, с другой стороны, говорит, что его правление продлилось всего 10 месяцев.
Считается, что Евтихий составил чин благословения плодов, а также похоронил 324 мучеников своими руками. Некоторые историки сомневаются в этих данных, так как гонений на христиан не было после смерти Аврелиана в 275 году, а благословение плодов, как полагают, относится к более позднему период.
Имя: Гай
Даты нахождения на посту: 17 декабря 283 - 22 апреля 296
Родился в Далмации. Согласно "Житию" мученицы Сусанны, племянницы епископа, Гай находился в родстве с императором Диоклетианом, что вряд ли соответствует действительности. Он постановил, что любой кандидат в епископы должен был пройти все ступени церковной иерархии - привратника, лектора, экзорциста, псаломщика, иподиакона, диакона и священника. Он также разделил районы Рима среди диаконов. Во время понтификата Гая усилились антихристианские настроения, хотя были построены новые церкви, а кладбища были расширены. Святой Гай, возможно, не был замучен: преследования Диоклетиана начались в 303 году, уже после предполагаемой гибели Гая.
Имя: Марцеллин
Даты нахождения на посту: 30 июня 296 - 25 октября 304
Во время понтификата Марцеллина произошло знаменательное для христианского мира событие: в 301 г. Армения стала первым государством, где христианство было объявлено государственной религией. В 303 г. император Диоклетиан начал последний масштабные гонения против христиан, в течение года издав четыре возраставших в своей суровости эдикта. Согласно первому, запрещался христианский культ, церкви подлежали разрушению, а богослужебные книги и священная утварь — конфискации, христиане лишались имущества и гражданских прав. Второй эдикт предписывал уже арест всего духовенства. Третий предполагал кару всем, кто не отречется от христианства. Четвертый эдикт повелевал всем жителям империи принести жертву богам, отказ влек за собой казнь или ссылку на рудники.
В разных областях империи гонения свирепствовали с разной силой. И если в Галлии приверженный толерантной религиозной политике Констанций Хлор принял к исполнению только первый эдикт, то в Италии и Африке Максимиан начал жестокое преследование христиан, не говоря уже о Востоке, где кровавую бойню развернул Галерий. Марцеллину удалось избежать первых репрессивных мер, но все же 1 апреля 304 г. он был схвачен и убит.
В начале V в. донатисты, противники римской церкви, обвинили Марцеллина в отступничестве и заявили, что он вместе с несколькими пресвитерами выдал властям богослужебные книги и принесли жертвы богам.
Марцеллин был первым из епископов Рима, кто стал называть себя греческим термином "папа", т.е. "отец, батюшка", как обычно называли епископов на востоке, однако лишь с начала VI в. этот термин прочно закрепился исключительно за римскими епископами.
Имя: Марцелл I
Даты нахождения на посту: 27 мая 308 - 16 января 309
Жестокие гонения на христиан и беспорядки, начавшиеся в империи после отречения Диоклетиана, привели к тому, что новый папа был избран лишь в 308 г. К моменту начала понтификата Марцелла христианская церковь в Риме пребывала в состоянии упадка. Многие христиане были замучаны, другие отреклись от своей веры. Места для богослужений и погребений были конфискованы. Новому папе предстояло провести большую работу по восстановлению церкви. Марцелл разделил Рим на 25 приходов, назначив в каждый пресвитеров, которые ведали организацией празднеств и погребений.
Большое количество отступников, появившихся среди христиан за время гонений и желавшим вернуться в общину, привело к возобновлений споров между ригористами и официальной церковью. Между группировками христиан возникли серьезные конфликты, и, когда дело дошло до кровопролития, правитель Максентий приказал арестовать Марцелла и выслал его из Рима. В изгнании тот вскоре умер, и стал почитаться как святой.
Имя: Евсевий
Даты нахождения на посту: 18 апреля - 17 августа 309 (310)
Евсевий был возведен на папский престол партией, которая дала обет исполнять строжайшие правила покаяния; следствием этого избрания были кровавые столкновения с партией епископа Гераклия. Чтобы водворить мир, император Максенций изгнал из Рима обоих противников. Евсевий умер, по-видимому, в том же году, на Сицилии.
Имя: Мильтиад
Даты нахождения на посту: 2 июля 311 - 11 января 314
Мильтиад был родом из Северной Африки, и, по некоторым сведениям, был темнокожим. Его понтификат пришелся на годы установления относительного порядка в Римской империи. В 311 г. Константин и Лициний, соправители императора Галерия, подписали так называемый эдикт о веротерпимости. В 312 г. соправители разбили войско Максентия, после чего Константин стал править в западных провинциях, а Лицинию оставил восточные. В 313 г. Константин и Лициний издали так называемый Миланский эдикт, разрешивший христианам свободно исповедовать свою веру, строить храмы и занимать общественные должности. Хотя Константин формально сохранял религиозный нейтралитет, его симпатии к христианству были очевидно. Эпоха гонений закончилась, и церковь смогла выйти из катакомб. В том же 313 г. Император подарил христианам Латеранский дворец, ставший базиликой.
Однако наступившая эпоха мира была омрачена очередным церковным расколом. Карфагенский епископ Донат провозгласил себя сторонником ригоризма. Его последователи, донатисты, считали, что признаком истинности Церкви является ее святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если они совершены недостойными служителями или в Церкви, сохраняющей связь с таковыми. Донатисты не признавали крещения правоверной вселенской Церкви и перекрещивали приходивших к ним неофитов. Существовали и другие расхождения их с Церковью, в том числе и литургические; также они использовали свой африканский канон Библии и выступили против монашества.
В 313 г. Мильтиад созвал Латеранский собор, на котором Донат был осужден как еретик. Папа также вел работу по организации Арльского собора, первого съезда всех глав церквей Запада, но умер до его начала. За страдания, которые он претерпел при императоре Максимине, Мильтиад был причислен к лику святых, хоть и умер своей смертью. Он стал последним папой, похороненным на кладбище Каллиста.
Историческое отступление: Миланский эдикт. Миланский эдикт — датируемое 313 годом письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривал компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
Имя: Сильвестр I
Даты нахождения на посту: 31 января 314 - 31 декабря 335
Понтификат Сильвестра I стал началом расцвета Римской церкви. Папа Сильвестр построил в Риме много церквей: базилику и баптистерий около своей резиденции в Латеранском дворце, базилику Сессорианского дворца, известную сейчас как церковь Санта-Кроче, церковь Святого Петра, церковь Эквиция и несколько погостов. По инициативе Сильвестра были составлены жизнеописания первых мучеников и организована перва школа церковного пения.
В 325 г. в Никее состоялся Первый Вселенский собора в Никее, на котором был выработан "символ веры", осуждена арианская ересь и определены даты празднования Пасхи. Сильвестр не принимал в его работе непосредственного участия, но был представлен двумя священниками. Согласно легенде Сильвестр якобы крестил Константина Великого и излечил от проказы, а император в награду вручил папе грамоту (так называемый "Константинов дар"), согласно которой папа получал такую же власть над западными провинциями, какую сам император имел над восточными. Однако очевидно, что эта легенда была сочинена в VIII веке для узаконивания создания Папского государства и его выхода из подчинения Византийской империи, а сама грамота является фальшивкой, составленной около 752 г. Стефаном II.
Историческое отступление: Первый Никейский собор. Состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Евсевий указывал, что император Константин был разочарован церковной борьбой на Востоке между Александром Александрийским и Арием и в послании к ним предложил своё посредничество. В нём он предлагал оставить этот спор. Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского, который, прибыв в Александрию, понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Поскольку к тому времени требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий, было принято решение о проведении Вселенского Собора.
Почётным председателем на соборе был император, который тогда не был ни крещёным, ни оглашенным и принадлежал к разряду «слушающих». Источники не указывали, кто из епископов первенствовал на Соборе, но позднейшие исследователи называют «председателем» Осию Кордубского, который в списках отцов собора значился на 1-м месте; высказывались также предположения о председательстве Евстафия Антиохийского и Евсевия Кесарийского. По свидетельству Евсевия император действовал как «примиритель».
В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Оно было сразу же отвергнуто большинством; ариан на соборе было около 20 епископов, хотя едва ли не меньше было защитников Православия, таких как Александр Александрийский, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский.
После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению императора Константина (по всей вероятности, от лица епископов термин был предложен Осием Кордубским), была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего», то есть Сын и Отец одна сущность — Божество. Указанный Символ веры был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его епископы Ливийские, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, были удалены с собора и вместе с Арием отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки свои подписи поставили даже самые воинственные вожди ариан, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский.
Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, текст которого не сохранился, однако оно известно из 1-го Послания отцов Собора к Церкви Александрийской:
Собор составил Послание «Церкви Александрийской и братиям в Египте, Ливии и Пентаполе», в котором кроме осуждения арианства говорится ещё о решении относительно мелитианского раскола.
Спасибо за внимание.
Лига историков
14.9K поста51.7K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения