Главное, чтобы костюмчик сидел – 25. Про итальянскую забастовку и профессиональную этику
Я живу в Канаде, где работаю швеей при химчисточной фабрике. О том, насколько востребованы услуги по перешиванию и ремонту одежды, а также о востребованности услуг химчистки в Канаде можно найти тут и тут.
Рядом с нашей химчисткой находится магазин национальной одежды для индо-пакистано-арабских нужд. Одежда там продается для разного рода торжеств и национальных свадеб, реально нереально красивая и дорогая.
Вообще, данного рода одежда изначально пошита так, чтобы ее с легкостью можно было бы увеличить/уменьшить на несколько размеров, поэтому многие костюмы существуют в единственном экземпляре, которые подгоняются по фигуре клиента. Понятное дело, у хозяйки магазина есть швея на договорной основе, которая этим и занимается. И даже со срочными заказами хозяйка магазина как-то справлялась до появления меня в нашей химчисточной фабрике. А с моим появлением, как прорвало: срочно то, срочно сё. Причем Амина (хозяйка магазина национальной одежды) платила боссу за свои заказы у нас по своему собственному ценнику: 5-10 долларов за то, что стоило в разы дороже как по времени, так и по качеству работы. Мне-то, конечно, практически без разницы, так как у меня почасовая ставка, но всё равно приятного мало. О том, что работать с Аминой для нас крайне нерентабельно я боссу говорила и не раз.
Понятное дело, всё это давило на меня морально, когда до закрытия химчистки оставался час, и работы еще – непочатый край, заявлялась Амина со своими срочными заказами. Как распарывать старые швы при переделке одежды при плотном стежке по органзе (вид воздушной ткани, см. фото ниже), разве что специалисту понятно, но сродни блохе, подкованной Левшой. И когда буквально ювелирная работа оценивается клиентом максимум в 10 долларов, ее просто не хочется работать.
Поначалу, чтобы хоть как-то справиться со всем объемом, мне приходилось брать работу на дом, обговорив с боссом оплату за работу на дому (после 8-9, а иногда и 10 часов работы по месту, что называется) в 50% стоимости заказа. Вот дура-то. Надо было заломить ему +100%, обосновав это тем, что мне приходилось работать в мое личное время.
Сидеть на работе сверх графика мне было тяжело физически. Да и работа сверх графика не отражалась в оплате (а сверх графика - это не обязательно сверхурочно, т.к., согласно онтарийскому КЗОТ, 48 часов в неделю – вполне легально без оплаты сверхурочных). Мало того, даже в запертые на ключ двери (я запирала, мало ли что), не смотря на табло с расписанием работы химчистки (до 19.00), и в 8 и в 9 часов вечера, клиенты продолжали ломиться. Задерживаться на работе до 8 с целью чего-то там дошить-закончить зачастую не имело смысла, так как я едва успевала проложить даже одну строчку из-за всех этих опозданцев. А про моральные аспекты я упоминала выше.
Однажды, приняв срочный заказ от Амины в вечер пятницы, и, сделав его дома, я привезла его в субботу в ее магазин. Амина стала при мне якобы проверять качество работы, и, развернув одежду «нашла» пару дырок в ней. Скорость в «обнаружении» дыр меня впечатлила. О чем я говорить, конечно, не стала. Я просто вывернула одежду наизнанку: «Вот тут моя строчка. Цвет ниток отличается от оригинального. А дыры, что ты мне показываешь, я разве что взглядом могла прожечь, т.к. даже рядом с этими дырами не шила».
Стоит ли говорить, что рано или поздно я начала делать заказы Амины конкретно шлаково и согласно ценнику Амины. Без ущерба для одежды, конечно же (а я знаю, как). А на днях я с удовольствием отметила про себя, что давненько уже не получаю заказов от соседнего магазина.
Да, с точки зрения профессиональной этики моей итальянской забастовке нет оправдания. Ведь приняв заказ, мы просто обязаны позаботиться о качестве предоставленных услуг. А иначе нужно просто объяснить клиенту, почему его заказ не может быть выполнен качественно и в срок. Всё это я понимаю, но чот мне ни капельки не стыдно.

